реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет и метод теории государства и права

реферат
ункции политической системы:

- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;

- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;

- мобилизация средств и ресурсов;

- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;

- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей;

- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия элементов его структуры;

- политическая социализация и др.

политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм.

23) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ "ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА"

В юр. лит-ре выделяются 4 этапа в развитии учения о правовом гос-ве:

1этап: период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. В сочинениях Платона "Законы", "Гос-во" и "Политик"; Аристотеля - "Политика", "Этика", а также Цицерона, Полибия и т.п. - в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка.

Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д.

2 этап: концепцию правового гос-ва разрабатывали Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье и др.

Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей, свободу индивида.

Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гр. обществе.

Учения Локка и Монтескье - оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции (К. США 1787г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г).

3 этап: в создании теории правового гос-ва связывают с Кантом и Гегелем.

Кант говорил по существу не о правовом гос-ве, а о правовом обществе. Гос-во он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у него было тесно связано с моралью.

Кант создал идеальную теоретическую модель правового гос-ва.

Гегель определял правовое гос-во - как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя гос-во и право. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность гос. деятельности, ее нравственном содержании, полезность для общества и людей в целом. автором термина "правовое гос-во" стал Велькер, который впервые его употребил в 1813г.

Концепция правового гос-ва развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов (Шершеневич, Новгородцев, Коркунов, Гессен и др.)

4 этап: в развитии учения о правовм гос-ве относится к 20 в., в него внесли серьёзный вклад прогрессивные ученые многих стран, в т. ч. немецкие правоведы Еллинек, Кельзен; английиские Харт; американские Роулс, Фуллер и т.п.

Марксистская теория относилась к теории правового гос-ва отрицательно, характеризуя и гос-во, и право как классовые явления.

Советское общество отвергало идею правового гос-ва и лишь в период перестройки (80-е гг.) началась разработка теории социального правового гос-ва.

В К. РФ 1993г. наше гос-во провозглашено в качестве правового.

24) ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

Правовое гос-во - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

1) господство права во всех сферах жизни общества - - предполагает правовую организацию гос. власти, т. е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона;

- правовой хар-р принимаемых законов и верховенство правового закона;

- связанность гос-ва им же созданными законами, т. е ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деят-ти гос-ва, его органов и должностных лиц;

- верховенство Конституции в системе НПА, т. к. в К. закремпляются основополагающие устои конституционного строя страны.

2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина - означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью.

Гос-во может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом.

3) взаимная отв-ть личности и гос-ва - проявл. в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями.

4) принцип разделения властей - предполагает самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной.

Принцип разделения властей служит критерием демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры

25) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Гражданское общество - это совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва.

Относительно независимых потому, что гос-во управляет обществом, служит формой его организации.

Гражданским явл. общество - способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-во.

Признаки гр. общества:

- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

- жизнедеятельность базируется на принципе координации;

- многоукладность экономики;

- легитимность и демократический хар-р власти;

- правовое гос-во;

- сильная социальная политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Например:

1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные СМИ; 13) негосударственные социально-демократические отношения и др.

Сущность гр. общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, гос-ва.

Принципы гр. общества:

1) эк-кая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юр. защищенность личности;

4) легитимность и демократический хар-р власти;

5) правовое гос-во основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной аппозиции;

7) свобода мнений, слова, печати, независимость СМИ;

8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и отв-ть;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

26) НОРМАТИВНАЯ ШКОЛА

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном (См.: KelsenН. Rein Rechtslehre. Wien, 1967). Он считал, что юридическая наука должна изучать право “в чистом виде”, вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об “основной (суверенной) норме” как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм

27) СОЦИАЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Предтечей этой теории явилась "школа свободного права", представители которой (Эрлих и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.

Социологическая школа права, как одно из основных направлений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным понятием "право" административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается.

В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в "действии", в процессе применения. "Право, - по утверждению Джона Дьюи, - есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность". Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: "глас вопиющего в пустыне", "клочок бумаги", "голый стандарт", наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: "право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон". При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела.

Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-"социологов" на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность "правовых" отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни "социальный порядок" или "правопорядок", а в конечном счете "фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц".

Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой - теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол.

28) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Представители П. ш. п.: Г. Тард(Франция), Л. Кнапп.А. Бирлинг, Э. Ленинг (Германия), Росс.Р. Вест.П. Сорокин и др.

В соответствии с учением крупнейшего теоретика П. ш. п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петра-жицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания.

Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода: психическим явлением можно считать само право; можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями: можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом. На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П. ш. п. Считается, например, что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т.д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры. Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т.п.). В соответствии со взглядами Росса. в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П. ш. п. . французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм. в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П. ш. п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции "свободного судейского усмотрения" как одного из способов реализации правовых эмоций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.