ункции политической системы:- обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества;- управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения;- мобилизация средств и ресурсов;- выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений;- удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей;- интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия элементов его структуры;- политическая социализация и др. политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. 23) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ "ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА"В юр. лит-ре выделяются 4 этапа в развитии учения о правовом гос-ве: 1этап: период античной истории, когда велись поиски справедливой, разумной, рациональной организации жизни общества. В сочинениях Платона "Законы", "Гос-во" и "Политик"; Аристотеля - "Политика", "Этика", а также Цицерона, Полибия и т.п. - в рассуждениях которых присутствовала идея правления закона, повиновения ему как условие общего порядка. Античные идеи послужили основой для дальнейшего развития учения о системе демократии, народном суверенитете, естественных правах человека, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. 2 этап: концепцию правового гос-ва разрабатывали Гроций, Спиноза, Локк, Монтескье и др. Локк определил понятие правового закона, его цели - сохранять и расширять свободу людей, рассматривал принцип разделения властей, свободу индивида. Монтескье стал основоположником теории разделения властей. Установление правовой государственности он связывал с политической свободой в гр. обществе. Учения Локка и Монтескье - оказали серьезное влияние на первые буржуазные конституции (К. США 1787г. и французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789г). 3 этап: в создании теории правового гос-ва связывают с Кантом и Гегелем. Кант говорил по существу не о правовом гос-ве, а о правовом обществе. Гос-во он понимал как "объединение множества людей, подчиненных правовым законам". Право у него было тесно связано с моралью. Кант создал идеальную теоретическую модель правового гос-ва. Гегель определял правовое гос-во - как "царство реализованной свободы", одновременно отождествляя гос-во и право. Главным он признавал четкую социальную и правовую направленность гос. деятельности, ее нравственном содержании, полезность для общества и людей в целом. автором термина "правовое гос-во" стал Велькер, который впервые его употребил в 1813г. Концепция правового гос-ва развивалась и в трудах русских дореволюционных юристов (Шершеневич, Новгородцев, Коркунов, Гессен и др.) 4 этап: в развитии учения о правовм гос-ве относится к 20 в., в него внесли серьёзный вклад прогрессивные ученые многих стран, в т. ч. немецкие правоведы Еллинек, Кельзен; английиские Харт; американские Роулс, Фуллер и т.п. Марксистская теория относилась к теории правового гос-ва отрицательно, характеризуя и гос-во, и право как классовые явления. Советское общество отвергало идею правового гос-ва и лишь в период перестройки (80-е гг.) началась разработка теории социального правового гос-ва. В К. РФ 1993г. наше гос-во провозглашено в качестве правового. 24) ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫПравовое гос-во - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос. власти в целях недопущения злоупотреблений. В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать: 1) господство права во всех сферах жизни общества - - предполагает правовую организацию гос. власти, т. е создание и формирование всех гос-х структур на основе закона;- правовой хар-р принимаемых законов и верховенство правового закона;- связанность гос-ва им же созданными законами, т. е ограничение гос. власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деят-ти гос-ва, его органов и должностных лиц;- верховенство Конституции в системе НПА, т. к. в К. закремпляются основополагающие устои конституционного строя страны. 2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина - означают, что гос-во должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод личности, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения и потому незыблемых, неотчуждаемых гос. властью. Гос-во может считаться правовым лишь в том случае, если оно закрепляет и обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, их равенство перед законом. 3) взаимная отв-ть личности и гос-ва - проявл. в том, что в своих взаимоотношениях личность и гос-во выступает равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. 4) принцип разделения властей - предполагает самостоятельное функционирование 3-х ветвей власти - законодательной, исполнительной, судебной. Принцип разделения властей служит критерием демократичности гос-ва. Он предполагает, что все споры и конфликты между ветвями власти должны разрешаться только правовым путем с соблюдением установленной законом правовой процедуры25) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВАГражданское общество - это совокупность общественных отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва. Относительно независимых потому, что гос-во управляет обществом, служит формой его организации. Гражданским явл. общество - способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, которое может сформировать правовое гос-во. Признаки гр. общества:- наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;- самоуправляемость;- конкуренция образующих его структур и различных групп людей;- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;- всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;- жизнедеятельность базируется на принципе координации;- многоукладность экономики;- легитимность и демократический хар-р власти;- правовое гос-во;- сильная социальная политика гос-ва, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Составляющими частями структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Например: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные СМИ; 13) негосударственные социально-демократические отношения и др. Сущность гр. общества состоит в том, что оно объединяет и выражает прежде всего интересы граждан, их чаяния, свободу, запросы, потребности, а не волю правящих элит, власти, гос-ва. Принципы гр. общества: 1) эк-кая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юр. защищенность личности; 4) легитимность и демократический хар-р власти; 5) правовое гос-во основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной аппозиции; 7) свобода мнений, слова, печати, независимость СМИ; 8) невмешательство гос-ва в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и отв-ть; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. 26) НОРМАТИВНАЯ ШКОЛАС точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью. С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. наиболее концентрированном виде основные положения нормативизма изложены видным юристом Г. Кельзеном (См.: KelsenН. Rein Rechtslehre. Wien, 1967). Он считал, что юридическая наука должна изучать право “в чистом виде”, вне связи с политическими, нравственными и другими оценками, так как в ином случае наука теряет объективный характер и превращается в идеологию. Исходным для концепции Кельзена является представление об “основной (суверенной) норме” как норме, которая обосновывает эффективность и юридическую силу всех остальных норм27) СОЦИАЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛАПредтечей этой теории явилась "школа свободного права", представители которой (Эрлих и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей. Социологическая школа права, как одно из основных направлений буржуазной правовой науки, внешне противоположное абстрактно-нормативному и выступающее с его критикой, сложилась в первой трети XX в. первоначально в Европе, а затем получила наибольшее распространение в США. Представители этого направления, пронизанного философией прагматизма и распадающегося на ряд течений (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), эклектически охватывают собирательным понятием "право" административные акты, судебные решения и приговоры, обычаи, правосознание судей и иных должностных лиц, правоотношения, а также и юридические нормы, значение которых среди названных правовых средств воздействия на поведение людей всячески принижается. В представлениях сторонников социологической теории право должно рассматриваться не иначе, как в "действии", в процессе применения. "Право, - по утверждению Джона Дьюи, - есть деятельность, посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую деятельность". Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь активной роли: "глас вопиющего в пустыне", "клочок бумаги", "голый стандарт", наполняемый содержанием в каждом конкретном случае посредством издания индивидуальных административных или судебных актов. Способностью творить право наделяются судьи: "право состоит из норм, которые устанавливает суд, определяя права и обязанности сторон". При этом подчеркивается значение психического переживания судьей того, что есть право, при разрешении конкретного дела. Несмотря на различные модификации, общее во взглядах юристов-"социологов" на право состоит в том, что все они, так или иначе, понимают под ним совокупность "правовых" отношений, возникающих и существующих независимо от норм; сложившийся в жизни "социальный порядок" или "правопорядок", а в конечном счете "фактический образ деятельности правительства, судов и других государственных органов и его должностных лиц". Не трудно заметить, что подобное понимание права, с одной стороны, приближает его к реальной жизни, юридической практике, на что ссылаются представители социологической школы права, а с другой - теоретически обосновывает и оправдывает административный и судебный произвол. 28) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВАПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - одно из наиболее активно развивающихся направлений современной юриспруденции, возникшее на рубеже XX в. одновременно с психологическим направлением в социологии и других общественных науках. Представители П. ш. п.: Г. Тард(Франция), Л. Кнапп.А. Бирлинг, Э. Ленинг (Германия), Росс.Р. Вест.П. Сорокин и др. В соответствии с учением крупнейшего теоретика П. ш. п. российско-польского социолога и правоведа Л. Петра-жицкого, основу права образуют не социально-экономические условия жизни общества, а некие явления психики человека или психологические факторы. Речь идет прежде всего об определенных свойствах человека испытывать особую разновидность психических переживаний, которые формируют у него чувства должного как основу правового сознания. Вообще исследование взаимосвязи между психическими явлениями и правом предполагает как минимум три возможных подхода: психическим явлением можно считать само право; можно не относить право к числу психических явлений, но говорить о его обусловленности этими явлениями: можно считать, что право связано с психическими явлениями каким-либо опосредованным способом. На основании изложенных подходов и строятся разнообразные концепции права в рамках П. ш. п. Считается, например, что причиной возникновения права является чувство коллективности и соответствующее ему стремление жить в сообществе с другими людьми. чувство солидарности, справедливости и т.д. Наряду с перечисленными, в соответствии с разработанной в 50-е гг. теорией Т. Живановича, основными психологическими факторами права являются чувство мести и чувство меры. Некоторые авторы (например, Дж. Фрэнк) утверждают. что право обусловлено такими психологическими факторами, которые могут быть выявлены в процессе психоанализа (эдипов комплекс, стремление к подчинению отцовской власти и т.п.). В соответствии со взглядами Росса. в основе права лежит интуиция, в результате чего общественные явления есть лишь следствие противоречий в сознании отдельных индивидов. Один из основателей П. ш. п. . французский социолог Г. Тард считал, что в основе всех социальных ценностей и норм. в том числе правовых, лежит инстинкт подражания. Многие идеи П. ш. п. в 30-е гг. были восприняты американской социологической юриспруденцией, где они нашли выражение в концепции "свободного судейского усмотрения" как одного из способов реализации правовых эмоций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|