Предмет и метод теории государства и права
3 ПЛАН - 1) ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4
- 2) ФУНКЦИИ ТГП 5
- 3) ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФОРМЫ ВЛАСТИ 7
- 4) ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ВОСТОЧНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, СИНТЕЗНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ 10
- 5) ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 13
- 6) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 16
- 7) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 18
- 8) ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ 21
- 9) ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 25
- 10) ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 25
- 11) ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 27
- 12) ПОЛИТИЧСКИЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ) РЕЖИМЫ 28
- 13) МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. 33
- 14) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 34
- 15) ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 36
- 16) ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ 37
- 17) ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ 38
- 18) СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ 38
- 19) ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ 42
- 20) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 42
- 21) ГОСУДАРСТВО-ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 42
- 22) СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 43
- 23) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ "ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА" 44
- 24) ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ 46
- 25) ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 47
- 26) НОРМАТИВНАЯ ШКОЛА 49
- 27) СОЦИАЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА 50
- 28) ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА 51
- 29) МАТЕАРЕЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА 53
- 30) ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА 54
- 31) ПОНЯТИЕ ПРАВА 55
- 32) ПРИЗНАКИ ПРАВА 56
- 33) ПРИНЦИПЫ ПРАВА 57
- 34) ФУНКЦИИ ПРАВА 58
- 35) ИСТОЧНИКИ ПРАВА 59
- 36) НПА: ХАРАКТЕРИСТИКА, ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА 62
- 37) ЗАКОН: ПРИЗНАКИ ТРЕБОВАНИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКИ 64
- 38) СУДЕБНЫЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРЕЦЕДЕНТ 66
- 39) НОРМОТВОРЧЕСТВО 68
- 40) ПРАВОТВОРЧЕСТВО 69
- 41) ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА 71
- 42) СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НПА: КОДИФИКАЦИЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ, КОНСОЛИДАЦИЯ 72
- 43) ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 74
- 44) СООТНОШЕНИЕ ПРАВА И МОРАЛИ 78
- 45) НОРМА ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ПРИЗНАКИ 82
- 46) СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА, ВИДЫ СТРУКТУРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 83
- 47) ВИДЫ ПАВОВЫХ НОРМ: ПО МЕСТУ В ИЕРАРХИИ, ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ПО ХАРАКТЕРУ ПРЕДПИСАНИЯ 84
- 48) ФУНКЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ 86
- 49) ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 87
- 50) СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМЫ ПРАВА 88
- 51) Публичное и частное право 90
- 52) ОТРАСЛИ СИСТЕМЫ ПРАВА 92
- 53) ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА 94
- 54) ДЕЙСТВИЕ НОРМ ПРАВА ПО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ 99
- 55) ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 101
- 56) ВИДЫ И ПРИЕМЫ ТО! ЛКОВАНИЯ 103
- 57) ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ПО АНАЛОГИИ 106
- 58) ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД 106
- 59) СПОСОБЫ И ТИПЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 109
- 60) МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 110
- 61) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ 111
- 62) ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ 112
- 63) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. ФАКТИЧЕСКИЙ СОСТАВ 113
- 64) ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ: ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ДЕЕСПОСОБНОСТЬ, ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ 114
- 65) ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 117
- 66-67) ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ 118
- 68) ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 121
- 69) ПРИНЦИПЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 124
- 70) ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 125
- 71) ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 126
- 72) ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ И ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ 128
- 73) ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ 130
- 74) ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТЫ ПРАВА 131
- 75) ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ. ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОННОСТИ 131
1) ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВАВ ТГП нужно различать объект и предмет данной науки. Объект - более широкое понятие, полностью охватывающие явление внешнего мира, на кот. распространяется познание и практическое воздействие субъектов, людей. Объектом данной науки как юридической являются общественные отношения, а в частности такие феномены как гос. и право. Предмет - это часть, одна из сторон, аспект объекта, исследуемый данной наукой, круг основных, наиболее существенных вопросов, кот. она изучает. Предметом же ТГП являются их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Так же в предмет ТГП входят: 1. Другие соц. явления и процессы, влияющие на гос. и право, 2. Гос. и право как феномен, 3. Понятия, позволяющие понять сущность гос. и права, 4. Правосознание (наше представление о гос. и праве). Особенностями и характерными чертами предмета ТГП являются: 1. Изучает общие специфические закономерности - возникновение, развитие. функционирование гос. правовых отношений, 2. Рассматривает основные коренные вопросы, относящиеся, к предмету ТГП-сущность, тип, форма, функции, структура гос. и права, 3. Общая теория для всей ю. науки в целом, формирование единого понятийного аппарата, 4. Единство науки, теории гос. и теории права 1. возникли одновременно, 2. в процессе развития тип гос. и тип права совпадали и менялись одновременно, 3. тесно связанны и практически не могут существовать раздельно). Понятие предмета отвечает на вопрос - что изучат данная наука, понятие метода - как она это делает. Метод ТГП включает способы, приёмы, средства изучения. Метод - совокупность приёмов, принципов, способов изучения общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. и права и получения знаний. Принципы: 1. Комплексность изучения гос. правовых явлений, 2. Принцип всесторонности рассмотрения с различных ракурсов, максимально полно, предметно и контрастно, 3. Принцип историзма. Использование ТГП конкретных фактов, исторических событий для анализа общих закономерностей возникновения, развития, функционирования гос. правовых отношений. Классификация методов ТГП: 1. Всеобщий диалектико-материалистический метод - общие закономерности гос. правовых явлений, кот. рассматриваются во взаимной связи между собой и общественной жизнью (специфика: 1. Каково общ. на данном этапе итс. развития, такое гос. и право., 2. Гос. и право - надстройка над э. базисом, 3. Общечеловеческое и классовое в гос. и праве (сочетание сугубо классовых задач с общечеловеческими миссиями, гуманизм и лобби). 2. Общие методы (используются не только в ТГП, но ив других науках) - анализа, синтеза, сравнения, обобщения, маделирования, абстракционирования, прогнозирования. 3. Специальные методы (Разрабатываются в рамках спец. науки используются для изучениягос. и права) - математический, социологический, статистический, исторический. 4. Частные (Те методы, кот. вырабатываются сами собой ТГП и другими ю. науками для анализа гос. -правовых явлений) - метод толкования правовых норм. 2) ФУНКЦИИ ТГПЗначение ТГП наиболее полно раскрывается в ее функциях. Гносеологическая функция. Гносеология - теория познания, изучения действительности. Данная функция означает изучение и объяснение процессов, происходящих в гос-но-правовой надстройке, определение их сущности и содержания, и тенденции развития. Онтологическая ф. Онтология - учение о бытии. выполняя данную Ф., общая теория отвечает на вопросы, что такое гос-во, право, как они возникли, какова их судьба в будущем. Эвристическая ф. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. ТГП не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей гос-но-правовой действительности, а открывает новые закономерности в прогрессе гос-но-правовых явлений. Методологическая ф. заключается в том, что вырабатываемые общей теорией методы познания гос-но-правовых явлений используются отраслевыми юр. науками как средство решения отраслевых теоретических проблем. Идеологическая ф. присуща всем общественным наукам. ТГП неразрывно связана с политико-правовой идеологией, т.е. с совокупностью взглядов и идей относительно действующих в обществе политического режима, правопорядка, законодательства, правовой системы и т.д. Воспитательная ф. проявл. в 3-х формах:- имеет обучающее значение, т. к. призвана знакомить студентов с исходным понятием правовой науки;- способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры;- вооружает гос. органы, должностных лиц, СМИ правильными ориентирами в сфере гос-но-правовой жизни. Практически - организаторская ф. содержание которой объемно и многообразно. Например, ТГП разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности гос-ва способствует своими выводами к принятию совершенных НПА и т.д. Прогностическая ф. состоит в том, что на основе выявленных закономерностей в развитии гос-ва и права общая теория выдвигает прогнозы (гипотезы) их дальнейшего развития. Все названные функции связаны между собой, дополняют друг друга. Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде. 3) ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФОРМЫ ВЛАСТИЛюбое человеческое общество должно быть каким-либо образом организовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае оно обречено на превращение в стадо, толпу. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества - мужчин и женщин. Собрание - столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности. Здесь избирались предводители (старейшины, вожди) на срок или для выполнения определенных дел, разрешались споры между отдельными лицами и т.д. Решения собрания были обязательными для всех, так же как указания воиедя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушение существующих правил поведения. Наказание неукоснительно следовало за совершенные проступки, и оно могло быть достаточно жестоким - смертная казнь, изгнание из рода и племени. В большинстве же случаев было достаточно простого укора, замечания, порицания. Никто не имел привилегий, и потому никому не удавалось избежать наказания. Зато род, как один человек, вставал на защиту сородича, и никто не мог уклониться от кровной мести - ни обидчик, ни его родичи. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями - исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. Уже на ранних стадиях развития общества приобретают значение обычаев навыки коллективной трудовой деятельности, охоты и пр. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями. Например, тренировка охотников наполнялась мистическим содержанием, обставлялась таинственными обрядами. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных "мононорм", были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы "естественно-природной" основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строго запрещало брак с кровными родственниками (инцест). Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ. Табу защищало охотничьи угодья, места гнездования птиц и лежбища зверей от чрезмерного уничтожения, обеспечивало условия коллективного существования людей. В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы - обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника). Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Иногда род отождествляют с семьей. Однако это не совсем так. Род не был семьей в современном ее понимании. Род - это именно союз, объединение людей, связанных между собой родственными узами, хотя в определенном смысле род может называться и семьей. Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Объединение родовых общин в племена вызывалось различными обстоятельствами, в том числе и такими, как совместная охота на крупных животных, отражение нападения врагов, нападение на другие племена и т.д. Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|