реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Предмет и метод теории государства и права

реферат
b>4) ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ВОСТОЧНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, СИНТЕЗНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ

Государство возникает на определенной ступени развития человеческих сообществ, когда родоплеменной строй с его коллективным укладом хозяйства и общественным самоуправлением перестает соответствовать потребностям развивающихся общественных отношений. К образованию государства приводят разнообразные экономические, природно-климатические, социальные, гуманитарные факторы.

Главный из них - постепенный переход от присваивающего к производящему способу производства, так называемая неолитическая революция. Этот процесс связан прежде всего с появлением и развитием земледелия как основного источника существования. Далее следуют три крупные разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесел (металлургия, ткачество, керамика, металлообработка) как самостоятельных видов производства;

3) развитие товарообмена и возникновение купечества.

Производящая экономика привела к радикальному уменьшению энергетических затрат на жизнеобеспечение сообществ, способствовала совершенствованию орудий и способов производства, приобретению новых производственных навыков. Как следствие - специализация производства, рост производительности труда, образование излишек продуктов, так называемого избыточного продукта. Источники питания приобретают стабильный, постоянный характер. Постепенно ослабевает зависимость человека от окружающей природной среды. Образуются крупные территориальные центры - города.

Растет численность населения. Совершенствуются культура, нравственность. Возникновение письменности делает возможным материальное фиксирование мифов, обычаев, правовых и религиозных норм. Повсеместный отказ от инцеста (кровосмешения) способствует качественному развитию человеческих сообществ. Человек становится преобладающим биологическим видом на планете.

Производящая экономика обусловливает переход от кочевого к оседлому образу жизни. Зачем сутками гоняться за зверем, если можно спокойно вырастить его на собственном земельном участке? На смену кровнородственной приходит соседская община, где индивидов связывают помимо кровных уз и территория проживания. Общая, коллективная собственность рода постепенно трансформируется в частносемейную собственность. Земля закрепляется за соседской общиной, а затем перераспределяется между отдельными патриархальными семьями. Совместный труд уступает место труду отдельных семей. Возникает рабство. В частносемейном владении помимо земли оказываются скот, инвентарь, постройки, позднее - рабы. Зарождаются и получают развитие товарообменные отношения.

Социальная структура сообществ усложняется. Ранее община была монолитным целым, единой семьей. Она коллективно противостояла внешним угрозам. Теперь, после тысячелетий равенства в бедности, сообщества начинают дифференцироваться по имущественному и социальному признаку. В недрах групповой, коллективистской психологии и морали зарождается индивидуальное самосознание. Человек начинает осознавать собственные (семейные) интересы и потребности, отделяя их от общегрупповых интересов общины как единого целого. Начинаются внутриобщинные конфликты, которые не в силах урегулировать средства общественного самоуправления.

Как уберечь общество, сотрясаемое внутренними противоречиями, от распада? Как обеспечить, с одной стороны, социальную стабильность, а с другой - интересы правящей знати? Реагируя на эти вопросы, человечество от первобытного самоуправления переходит к новой форме властной организации - государству.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.

Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов

между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс.

Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

5) ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теологическая (божественная теория). Основоположники: Ф. Аквинский. Бог создал мир, по этому же подобию он сотворил государство, а потом и право, а властители, как бы они не назывались наместники божьи.

Патриархальная теория также как и теологическая теория возникла в древности. Была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней. Ее основателем был Аристотель (III в. до н. э). Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства - монархом. Его власть, таким образом - это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории естественно вытекает вывод о необходимости всех людей подчиняться государственной власти.

Возникновение органической теории связывают с успехами естествознания в XIX в., хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III вв. до н. э), сравнивали государство с организмом, а законы государства - с процессами человеческой психики.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира - от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

Теория насилия также возникла в XIX в. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутсткий, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. Где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".

Теория общественного договора (естественного права) также возникла в глубине веков была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гобса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж. -Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других/. По этой теории, до появления государства, люди находились в "естественном состоянии", которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие - "золотой век" и т.п.). Джон Локк (1632-1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в своей основе согласие народа.

Ирригационная теория связывает возникновение государств с необходимостью строительства и эксплуатации гигантских по тем временам ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае, других аграрных областях. Эти процессы повлекли за собой образование класса чиновников - управленцев, различных бюрократических формирований, обслуживающих жизненно - важные объекты хозяйствования, злоупотребляющих своим положением и постепенно порабощающих общество. . основателем данной теории называют К. Виттфогеля.

Представителями психологической теории, возникшей в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

6) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА

Характеристика важнейших подходов к изучению государства. Консерватизм и либерализм (Консерватимзм (фр. conservatisme, от лат.  conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность к традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия радикальных реформ и экстремизма. Во внешней политике ставка на укрепление безопасности, поддержка традиционных союзников, разумный протекционизм. В консерватизме главной ценностью принимается естественное, эволюционное развитие общества, сохранение его традиций, институтов, верований и даже "предрассудков". Допускает неравенство, как свойство общества. Одна из главных черт консерватизма - неприятие революционных изменений.

В качестве идеологии сформировалось как реакция на "ужасы Французской революции" (памфлеты Эдмунда Бёрка). Противостоит либерализму, требующему экономических свобод и социализму, требующему социального равенства. Либералимзм (фр. libйralisme) - философская и экономическая теория, а также политическая идеология, которая исходит из положения о том, что человек свободен распоряжаться собой и своей собственностью)

Этатизм и анархизм. Разновидности либеральных учений о государстве. Государство "ночной сторож", государство "всеобщего благоденствия" и др.

Марксистско-ленинская теория государства: общая характеристика и оценка. Авторитарные концепции государства (фашизм, тоталитаризм и т.д.). Современное состояние теории государства в России

К представителям материалистической теории обычно причисляют Маркса, Энгельса, Ленина. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего социально-экономическими причинами.

Суть теории заключается в том, что государство явилось на смену родоплеменной организации, а право - обычаям. В материалистической теории государство не навязывается обществу извне, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с разложением родового строя, появлением частной собственности и социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных) интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу. В складывающихся новых экономических условиях родоплеменная организация оказалась неспособной управлять обществом. Появилась потребность во властном органе, способном обеспечивать преимущество интересов одних членов общества в противовес интересам других. Поэтому общество, состоящее из экономически неравных социальных слоев, порождает особую организацию, которая, поддерживая интересы имущих, сдерживает противоборство зависимой части общества. Такой особой организацией стало государство. По утверждению представителей материалистической теории оно является исторически преходящим, временным явлением и отомрет с исчезновением классовых различий.

Материалистическая теория выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, римскую и германскую.

Афинская форма - классическая. Государство возникает непосредственно и преимущественно из классовых противоречий формирующихся внутри общества. Римская форма отличается тем, что родовое общество превращается в замкнутую аристократию, изолированную от многочисленной и бесправной плебейской массы. Победа последних взрывает родовой строй, на развалинах которого возникает государство. Германская форма - государство возникает как результат завоевания обширных территорий.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства", само название которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли. Представители других концепций и теорий происхождения государства считают положения материалистической теории односторонними, неверными, так как они не учитывают психологических, биологический, нравственных, этнический и других факторов, обусловивших формирование общества и возникновение государства. Тем не менее, огромная заслуга экономического материализма состоит в доказательстве выдающегося значения экономического фактора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.