реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое регулирование избирательного процесса

реферат
p align="left">Между тем подобные действия противоречат демократи-ческим принципам устройства государства, конституционным правам граждан участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референ-думе (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Более того, деятельность граждан, организаций, имеющая целью воспре-пятствовать гражданину свободно осуществлять свои избира-тельные права либо право участвовать в референдуме, при-знается административным правонарушением, а если эти действия соединены с подкупом, обманом, применением насилия либо угрозой его применения, уничто-жением имущества или угрозой уничтожения имущества - пре-ступлением (ст. 141 УК Российской Федерации) (Подход А.В. Иванченко).

Имея в виду эти обстоятельства, избирательные комиссии и правоохранительные органы на практике не воспринимают призывы, побуждающие граждан к участию в выборах или отказаться от участия в них, как предвыборную агитацию. Исходя из назначения, смысла и природы инсти-тута предвыборной агитации, таковой следует признать лишь деятельность, имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за тех или иных кандидатов (спис-ков кандидатов) или против них. Обоснованность такого пони-мания предвыборной агитации, в частности, подтверждается и тем, что согласно избирательному законодательству процесс предвыборной агитации начинается не с момента объявления выборов, а со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и создания соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.

Правовое регулирование. Институт предвыборной аги-тации как составная часть избирательного права и процесса регламентируется рядом законов и подзаконных актов. К ним относятся Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях изби-рательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2002 г., Федеральные законы «О выборах де-путатов Государственной Думы Федерального Собрания Рос-сийской Федерации» от 2002 г. и «О выборах Президента Российской Фе-дерации» от 2003 г, «О средствах массовой информации» от 1991 г., а на уровне субъектов Федерации - избиратель-ные кодексы или отдельные законы о выборах депутатов за-конодательных (представительных) органов и глав исполнитель-ных органов государственной власти, о выборах представитель-ных органов и должностных лиц органов местного самоуправ-ления. Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации о выборах, как правило, содержат разделы (гла-вы), регламентирующие порядок и условия ведения предвы-борной агитации.

Вместе с тем отдельные субъекты Российской Федерации, например, Оренбургская область, разработали и приняли от-дельные законы о предвыборной агитации. Учитывая значи-тельную специфику и сложность процедур предвыборной аги-тации, особенно проводимую через средства массовой инфор-мации, в пользу принятия отдельных законо-дательных актов выступают некоторые ученые и практики. Тем не менее этот путь едва ли приемлем, так как может привести к неоправданному дроблению единого избирательного законо-дательства. Идею издания отдельных законов о предвыборной агитации, о финансировании избирательных кампаний трудно поддержать и с точки зрения перспектив кодификации избира-тельного законодательства, которая уже стала реальностью на уровне ряда субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что собственно законами правовая основа предвыборной агитации не исчерпывается. В связи с тем, что предвыборная агитация представляет собой весьма сложный институт, требующий более детального правового регулирования, практика пошла по пути издания Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов федерации подзаконных нормативных актов -- инструкций, устанавливающих порядок и условия ведения предвыборной агитации через различные виды средств массовой информации.

В настоящее время действуют две инструкции Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, принятые соответственно в 1995 и 1996 годах, которые регламенти-руют порядок предоставления эфирного времени на каналах Государственных телерадиокомпаний и печатных площадей в периодических печатных изданиях избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Госу-дарственной Думы, а также кандидатам на должность Президента Российской Федерации. (Постановление ЦИК РФ «Положение о группах контроля избирательных комиссий за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации в средствах массовой информации при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 ноября 1995 г. Российская газета. - 1995. - № 232., «Об инструкции о порядке предоставления эфирного времени на каналах государственных телерадиокомпаний избирательным объединениям, избирательным блокам, кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ и публикации агитационных предвыборных материалов в периодических печатных изданиях с государственным участием» от 20 сентября 1995 г. Российская газета. - 1995. - № 188.)

Субъекты агитационной деятельности. Субъекты агитационной деятельности можно разделить на две группы:

1) общие субъекты - граждане Российской Федерации, общественные объединения, в том числе политические партии;

2) специальные субъекты - зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения (блоки), их доверенные лица и уполномоченные представители.

Субъекты агитационной деятельности различаются по своему правовому положению в ее осуществлении.

Так, избирательное законодательство предоставляет специальным субъектам дополнительные права: право на доступ к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации, право выпуска агитационных печатных и аудиовизуальных материалов, право на получение от органов государственной власти и местного самоуправления содействия в организации собраний и встреч с гражданами и т.д.

В агитационной деятельности не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы и органы местного самоуправления благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения.

Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах. Так, в ходе проведения выборов в городскую Думу г. Саратов органам милиции удалось оперативным путем обнаружить частную квартиру, где «черные технологии» изготовляли свою продукцию - листовки. Было обнаружено 10 тысяч экземпляров листовок с оскорбительным текстом в отношении одного из кандидатов. По заявлению одного из кандидатов в депутаты городской Думы в связи с этим было возбуждено уголовное и передано в прокуратуру. Михайлов С. «Черный пиар» в розыске // Российская газета. 2003. 21 мая.

Избирательное законодательство установило формы и виды предвыборной агитации. Агитация при проведе-нии выборов и референдумов может проводиться в следующих трех формах:

через средства массовой информации;

путем организации массовых публичных мероприятий;

путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов.

Этот перечень, однако, не является исчерпывающим, агита-ция может проводиться и в иных, установленных законодатель-ством, формах.

Каждая из названных форм агитации имеет свою специ-фику, связанную с порядком, условиями и сроками ее прове-дения. В рамках этих форм законодательство различает виды (жанры) предвыборной агитации. Так, массовые меро-приятия могут проводиться в виде предвыборных собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, уличных шествий, демонстраций, иных мероприятий. Агитация с использованием средств массовой информации может реали-зовываться в виде выступления, интервью, пресс-конферен-ции, предвыборных дебатов, «круглого стола», «горячей ли-нии», политической рекламы, показа телеочерков, видеофиль-мов о кандидате. Агитационные печатные материалы могут изготавливаться и распространяться в виде листовок, плака-тов, письменных обращений к избирателям, брошюр, букле-тов и другой печатной продукции. Аудиовизуальные агитаци-онные материалы без использования средств массовой информации применяются срав-нительно редко.

В инструкциях Центральной избирательной комиссии Рос-сийской Федерации раскрывается содержание различных ви-дов (жанров) предвыборной агитации, осуществляемых через средства массовой информации:

- выступление - личное обращение (монолог) кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, инициативной группы избирателей к избирателям с из-ложением предвыборной программы, если оно происходит вне рамок других видов предвыборной агитации;

- интервью - ответы кандидатов, представителей избира-тельных объединений, других субъектов агитационной деятель-ности на вопросы, заданные им журналистами в ходе личной встречи;

- пресс-конференция - изложение кандидатом, предста-вителем избирательного объединения, блока, инициативной группы избирателей своей предвыборной программы перед пред-ставителями средств массовой информации, включая ответы на вопросы журналистов;

- предвыборные дебаты - публичный обмен мнениями двух и более кандидатов, представителей избирательных объедине-ний, блоков инициативных групп избирателей по широкому кругу общественно значимых проблем, решение которых прелагается в соответствующих предвыборных программах;

- «горячая линия» - ответы кандидатов, представителей из-бирательных объединений, блоков, инициативных групп изби-рателей на вопросы телезрителей, радиослушателей, задаваемые ими в прямом эфире;

- «круглый стол» - обмен мнениями, вопросами, ответами между кандидатами, представителями избирательных объеди-нений, блоков, инициативных групп избирателей и представителями средств массовой информации, телезрителями, радиослушателями, читателя-ми в рамках проводимых агитационных мероприятий; политическая реклама - распространяемая участниками избирательного процесса через средства массовой информации информация о кандида-тах, избирательных объединениях, блоках, с использованием средств и приемов, отличающих рекламные материалы от дру-гих видов и жанров информации (преобладание эмоционального воздействия над смысловым, броскость, лаконизм, повторяемость), с целью формирования общественного мнения как за, так и против тех или иных кандидатов, избирательных объе-динений, блоков.

Инструкциями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации установлены определенные ограничения к применению политической рекламы как вида предвыборной агитации в средствах массовой информации. Так, политическая реклама, распространяемая на каналах общероссийских и региональных государственных телерадиокомпаний, в периодических печатных изданиях «должна быть узнаваема, то есть содержать четкое указание, в интересах какого кандидата, избирательного объединения, она распространяется. Эфирное время, печатная площадь, предоставляемые под политическую рекламу, не должны превышать 10 процентов выделяемого данному избирательному объединению, блоку, кандидату в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ общего эфирного времени, печатной площади.

Аналогично решен вопрос применительно к выборам Президента Российской Федерации. Эфирное время, предо-ставляемое кандидату на должность Президента Российской федерации для политической рекламы, не должно превышать 10 процентов от выделенного ему общего бесплатного и платного эфирного времени, а для избирательного объединения, инициативной группы избирателей - 10 процентов от общего штатного эфирного времени. Газетная (журнальная) площадь, предоставляемая кандидату, избирательному объединению, инициативной группе избирателей для тех же целей, не дол-жна превышать 10 процентов выделяемой им общей печатной площади.

Ограничения, касающиеся эфирного времени и размера печатной площади, связаны со спецификой этого жанра пред-выборной агитации и имеют целью оградить избирателей от излишнего прессинга рекламных материалов.

Ответственность за соблюдение требований, предъявляе-мых к распространению политической рекламы, несут канди-даты и другие субъекты агитационной деятельности, а также соответствующая телерадиокомпания, редакция периодического печатного издания.

Кандидаты и другие субъекты агитационной деятельности вправе самостоятельно определять форму, вид, характер и содержание своей предвыборной агитации, соблюдая при этом требования законодательства о выборах и средствах массовой информации. Изменение текста агитационного материала редакцией средств массовой информации без согласо-вания с автором не допускается.

На практике часто возникают вопросы, связанные с пра-вами депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления на ведение предвыборной агитации. Вопрос не простой. Депутаты не признаются ни госу-дарственными, муниципальными служащими, ни должностными лицами, за исключением тех из них, которые на постоянной основе входят в состав руководства представительного органа, его палат, комитетов и комиссий. Последние признаются ли-цами, замещающими государственные и муниципальные дол-жности категории «А», следовательно, согласно избиратель-ному законодательству, могут вести агитацию только в свобод-ное от исполнения должностных обязанностей время (отпуск, выходные и праздничные дни, иные дни отдыха). Другие же депутаты не имеют правовых преград на ведение предвыбор-ной агитации в любое время.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.