реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правоведение

реферат

Правоведение

7

1.Право: его понятие, признаки, принципы, функции.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях.

Во-первых, правом называют социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юр.норм. Это-право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, этим термином обозначают официальное признанные возможности, которыми располагает физическое или юр.лицо, организация.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и суб. Смысле.

Итак право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Признаки:

Нормативность. Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими формами социального регулирования - нравственностью, обычаями и т.д.

Интеллектуально-волевой характер права. Право - проявление воли и сознании людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно и есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений - предмета правового регулирования.

Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Гос-во представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Гос. Принуждение реализуется в 2-х направлениях: 1- оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. 2- в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.

Формальная определенность. Корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях, др.нормативных актах. Религиозные нормы-заповеди в священных книгах. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единому толкованию

Системность. Право представляет собой сложное системное образование. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление ег7о на 3 элемента, на естественное, позитивное и субъективное право.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой - представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов.

- Принцип справедливости

- принцип уважения прав человека

- принцип равноправия

- принцип законности

- принцип правосудия

В функциях права проявляются сущность и социальное значение права. Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщающую характеристику работы юр.норм.

- регулятивно-статистическая функция

- регулятивно-динамическая

- охранительная

- оценочная

2.Соотношение права и морали.

Право и мораль. Будучи видами социальных норм, право и мораль обладают общими чертами, которые при-сущи всем социальным нормам: общие правила, возни-кающие в связи с волей и сознанием людей, соответст-вующие типу культуры и характеру социальной орга-низации и т. д. Однако по названным критериям они и принципиально отличаются (см. табл. на с. 253).

Правовые нормы возникают в процессе юридической (прежде всего судебной) и законодательной практики, функционирования соответствующих институтов обще-ства и государства. Именно в этих процессах доми-нирующие в обществе идеи права и правовые пред-ставления переводятся в форму юридических правил, норм общего действия. Таким образом, правовые нормы являются институциональными, т. е. четко отделены от правосознания и действуют в рамках социальных ин-ститутов.

Мораль формируется в духовной сфере жизни об-щества, не институционализирована, т. е. не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опирают-ся на складывающиеся в сознании общества представ-ления о добре и зле, чести, достоинстве, порядочно-сти и т. п., которые вырабатываются философией, ре-лигией, искусством в процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и мо-ральных норм обращают на себя внимание различные формы их существования. Правовые нормы как институциональные регуляторы закреплены в строго опреде-ленных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго уста-новленным требованиям с позиций и характера тек-стов и их атрибутов. Достаточно конкретен и круг субъектов, которые формируют юридические тексты, содержащие нормы права (органы правосудия, законо-дательные органы, субъекты договорных отношений и т. д.)- Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и в иных текстах -- философских, научных, литера-турных. Однако независимо от их культурной и соци-альной значимости, влияния на общественное созна-ние и других факторов юридического статуса они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние по своей природе могут не иметь текстуального закрепления, документального характера.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм пра-вового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанно-сти субъектов. Эти права и обязанности достаточно четко определены в плане возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения субъек-тов. В противоположность этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздейству-ют путем формирования внутренних регуляторов лич-ности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Други-ми словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих принципов, внутренних убеж-дений и установок желательного поведения (будь веж-лив и др.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных способов поведенческой реали-зации.

Специфику способов и методов обеспечения юриди-ческих норм традиционно усматривают в их связи с госу-дарственном принуждением, функционированием осо-бых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение актуализируется и как действительность, т. е. применение мер властного харак-тера, и как возможность, т. е. угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что государственное принуждение является способом обеспечения юридических норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установ-ленных законом процедур.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о спра-ведливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедли-вости «в форме здравого смысла людей»

Взаимодействие права и морали достаточно слож-но. Разумеется, в современном цивилизованном обще-стве право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечело-веческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т. д.), которые и закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных и национальных юридических актах как права человека. Следователь-но, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской культурной традиции.

Вместе с тем в плане содержания моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с суще-ствованием так называемой групповой морали, т. е. системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя и т. д., которая может далеко не полностью совпадать с общественной моралью.

3.Понятие системы права, ее структурные основные элементы.

Система права суть внутреннее строение (структура) права, отражающее объединение и дифференциацию юридических норм. Основная цель этого понятия -- объяснить одновременно интегрирование и деление нор-мативного массива на отрасли и институты, дать си-стемную характеристику позитивного права в целом. Последнее, будучи нормативным ядром правовой си-стемы конкретного общества, обладает такими качест-вами, как целостность и автономность, стабильность и динамизм, взаимосвязь и структурированность содер-жания и формы, имеет собственное содержание и источ-ники развития. Особо здесь нужно подчеркнуть то, что структура права (его система) обусловливает его форму (систему законодательства) и неразрывно с ней

связана.

Чтобы познать и освоить право как систему, необхо-димо выявить основания построения, критерии интегра-ции и дифференциации юридических норм. Для этого целесообразно использовать различные подходы и изме-рения, раскрывающие основные формы существования и логику развития правовой материи.

С позиций генетического подхода можно выделить первичные и производные от них критерии. В качестве первичного (естественного) критерия по отношению к праву выступает человек. Производными в этом плане могут быть различные, каким-то способом оформленные социальные и социально-политические образования, преж-де всего государство и общество. Отсюда берут начало системообразующие, цементирующие право как единое целое связи и те связи, которые обусловливают его де-ление на естественное и позитивное. Под естественным правом понимается совокупность прав и обязанностей, вытекающих из самой природы человека как разумного социального существа, т. е. те права и обязанности, ко-торые стали справедливыми нормами поведения людей в обществе. Позитивное право представляет собой сис-тему норм, содержащих определенные права и обязан-ности, исходящих от государства и общества, выражен-ных (закрепленных) в нормативно-правовых документах (законах, судебных прецедентах, актах исполнительной власти). При этом надо иметь в виду, что все правовые системы современного позитивного права в той или иной степени основаны на естественном праве, содержат естествен но-правовые начала.

Эти же критерии лежат в основе дифференциации пра-ва на частное и публичное. Первое направлено на удов-летворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства.

Исторический подход позволяет проследить весь путь становления права как системы. Общим видимым кри-терием здесь выступает форма (источник) права, анализ которой дает возможность обозначить преимущественные системообразующие начала, характерные для той или иной системы права, специфику компоновки ее элемен-тов, архитектонику. В соответствии с данным критерием различают обычное (традиционное) право, прецедентное право, договорное право и право законов (кодифициро-ванное, статутное, декретное право).

Исторический взгляд, раскрывая генетические связи системы права, составляющие ее основу, одновременно позволяет проследить динамику изменений системы во времени и пространстве. Это связано, в частности, с развитием человека как индивида и члена различных социальных образований. Здесь проявляются влияние на право различных религиозных, идеологических, этни-ческих факторов, соотношение между ними. В этом плане, например, выделяются системы мусульманского права, индусского права.

Системно-структурный срез обозначает пространст-венное, определенным образом упорядоченное располо-жение норм права. Упорядоченность, согласованность, взаимосвязанность и дифференцированность комбина-ций юридических норм обусловлены структурирован-ностью общественных отношений и целенаправленнос-тью их правового опосредования. Структурные образо-вания в системе права отличаются друг от друга по сложности строения (горизонтальное, вертикальное, ли-нейное, матричное), по степени жесткости, связанности элементов и др. В определенные периоды развития общества и права на передний план выступает наиболее оптимальная структура. В настоящее время таковой является образование, включающее в себя нормы, ин-ституты, отрасли права.

Юридическая норма есть первичный и конечный структурный элемент права. Она первая испытывает на себе изменения, в нем происходящие. Благодаря своему универсальному, сквознрму значению, норма права рас-пространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.