p align="left"> а также принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации. Основой правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей является Гражданский кодекс Российской Федерации. Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, работах, услугах, об их изготовителях, исполнителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение. Поправки в Закон «О защите прав потребителей», 21 декабря 2004 г. были подписа-ны Президентом РФ, и после опубликования в «Российской газете» вступили в действие. Союзу потребителей России удалось через своих пред-ставителей в рабочей группе по подготовке законопроекта ко второму чтению провести целый ряд норм, существенно улучшающих защиту потребителей и укрепляющих позицию общественных объединений по-требителей, их ассоциаций и союзов. Так, получилось противостоять правительству, обусловить право по-требителей на расторжение договора в случае приобретения технически сложных и дорогостоящих товаров ненадлежащего качества с наличием в них существенных недостатков. Теперь в законе в число обязательной информации об изготовителе, исполнителе, продавце в тех случаях, когда их деятельность подлежит лицензированию или государственной аккредитации, включено требова-ние о представлении потребителю данных о номерах лицензии и свиде-тельства о государственной аккредитации, сроках их действия, а также информация об органе, их выдавшем. Это особенно важно для потреби-телей образовательных услуг, поскольку от наличия лицензии и аккреди-тации зависит качество образования, статус диплома об окончании вуза, право на отсрочку от призыва в армию. В ст. 10 Закона О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377. теперь особо оговорено, что информация о товарах, работах, услугах в обязательном порядке должна содержать цену в рублях. В на-стоящее время сплошь и рядом можно наблюдать указание цены только в так называемых «у.е.». А что скрывается за у.е. - доллары, евро или что-то совсем условное, покупатель узнает только при оплате товара, и перевод у.е. в российские рубли зачастую оказывается для него весьма неожиданным и неприятным. При этом надо понимать, что данная норма не запрещает указывать цену на товары и услуги в других единицах помимо рубля. Такую возможность продавцам предоставляет ст. 317 ГК РФ.Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный Закон от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 109-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации: 21 ныне действующий кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. - С. 17-54. Однако отсутствие на ценнике рублевого эквивалента теперь попа-дает под действие п. 1 ст. 14.8 Кодекса об административных правона-рушениях РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. и предусматривает, что «нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом то-варе (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда». В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (в ред. от 21.07.2005 № 93-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 121- 159. расширен перечень судов, куда может обращаться потребитель в случае наруше-ния его прав. К судам, находящимся по месту жительства истца, причи-нению ему вреда или месту нахождения ответчика, добавлены также суды, находящиеся по месту пребывания истца, а также по месту жи-тельства индивидуального предпринимателя, месту заключения догово-ра либо месту нахождения представительства или филиала организа-ции, допустившего нарушение. Теперь в ситуации, когда потребитель не имеет возможности обме-нять товар надлежащего качества из-за отсутствия в продаже аналогич-ного товара на день обращения к продавцу, и он пользуется своим пра-вом отказаться от исполнения договора купли-продажи, его требование о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара. В ранее действующей редакции статьи этот срок не был определен, и добивать-ся возврата денег потребителю приходилось иногда месяцами. В соот-ветствии с новой редакцией п. 6 ст. 13О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (с изменениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140; 1999, N 51, ст. 6287; 2002, N 1, ст. 2; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377. при удовлетворении законных требований потребителя суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивиду-ального предпринимателя, импортера) за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Там же. В закон добавлена статья о полномочиях высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей. В прежней редакции закона были определены полномочия и права федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей, что позволяло большинству органов власти субъектов РФ самоустраниться от такой важной социальной и экономической функции, как защита прав потребителей. Удалось внести определенные изменения и добавления в ст. 45 и 46 Закона, Там же. касающиеся прав общественных объединений потребителей. Теперь закон устанавливает, что публикация результатов сравнительных испытаний качества товаров, работ, услуг не является рекламой. Более четким и объемлющим стало определение о возмещении обще-ственным объединениям потребителей расходов, понесенных ими по делам в ин-тересах неопределенного круга потребителей, через суд. В эти расходы теперь включены судебные издержки, а также иные необходимые, воз-никшие до обращения в суд и связанные с рассмотрением дела расходы, в том числе на проведение независимой экспертизы, в случае выявле-ния в результате такой экспертизы нарушения обязательных требований к товарам (работам, услугам). Данная норма теперь также распространяется и на органы местного самоуправления, которые будут выступать в судах с исками в защиту неопреде-ленного круга потребителей. Немного внимания следует уделить также и тем изменениям в зако-не, которые изначально были внесены правительством в Государствен-ную Думу. Эти изменения предусматривают ответ-ственность импортеров, обязательное требование информировать по-требителя о наличии генно-инженерно-модифицированных добавок в продуктах питания, определяют порядок организации дистанционной продажи товаров и содержат ряд других очень важных для потребителя требований. Во-первых, преамбула закона дополнена определением уполномоченной организации. В ней четко прописывается, что такая организация, созданная на территории Российской Федерации на осно-вании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностран-ным изготовителем (продавцом), наделяется полномочиями на приня-тие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества. В преамбулу также вводится понятие об импортере. По всему тексту закона, наряду с продавцом, изгото-вителем и исполнителем, теперь прописана ответственность уполномо-ченных организаций и импортеров. Данные изменения в законе должны существенно облегчить защиту нарушенных прав и, в первую очередь, прав потребителей импортных товаров, поскольку, кроме продавцов (часто исчезающих с рынка), зарубежных изготовителей (к которым прак-тически невозможно подступиться), теперь образована цепочка из упол-номоченных организаций и импортеров, к которым можно будет предъя-вить законные претензии. Во-вторых, как нам кажется, удалось преодо-леть коллизию, возникшую после изменений в Законе «О защите прав потребителей», О защите прав потребителей: Закон РФ от … внесенных в 1999 г. и отменивших норму установления шестимесячного гарантийного срока в тех случаях, когда изготовитель его не устанавливал. Введение нормы о возможности предъявления претензий к продавцу (изготовителю) товара на обнаруженные недо-статки по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, не вполне компенсировало отмененную норму, поскольку потребитель получал право предъявить требования к изготовителю (продавцу), если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. Теперь закон ввел, наряду с гарантийным сроком, понятие «дополнительное обязательство». В новой редакции закона записано, что изготовитель вправе принять дополнительное обязательство в отношении недостатков товара, обна-руженных по истечении установленного им гарантийного срока; содер-жание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяются изготовите-лем. Дополнительное обязательство может установить и продавец. В этом случае содержание, срок действия такого обязательства и по-рядок осуществления потребителем прав по такому обязательству оп-ределяются договором между потребителем и продавцом. То есть за пределами гарантийного срока изготовитель и продавец могут устано-вить дополнительные гарантии на товар, но при этом удовлетворение претензий потребителя в случае обнаружения им недостатков товара, ограничить одним или несколькими из предусмотренных ст. 18 Закона О защите прав потребителей: Закон РФ от … требований. Например, по истечении шестимесячного гарантийного срока, еще в течение года безвозмездно устранять недостатки товара. По нашему мнению, введение этой нормы будет усиливать конкурен-цию, стимулировать предоставление потребителю, пусть и не в полном объеме, как во время гарантийного срока, но вполне определенных дополнительных обязательств. В-третьих, в законе появилась новая очень важная статья, определяющая права и ответственность потреби-теля и продавца при дистанционном способе продажи товаров. Статья обязывает продавца до заключения договора представить потребителю: - информацию об основных потребительских свойствах товара; - об ад-ресе (месте нахождения) продавца; - о месте изготовления товара; - о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изгото-вителя); - о цене и об условиях приобретения товара; - о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; - о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. В момент доставки продавец в письменной форме должен представить всю необходимую информацию о товаре, предусмотрен-ную настоящим законом, а также информацию о порядке и сроках возврата товара. Также потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его пе-редачи, а после передачи товара - в течение семи дней. В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была представлена в письменном виде в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара. Прописанный в законе так называемый пери-од охлаждения - то есть право возврата купленного дистанционным способом товара без объяснения причин, пожалуй, наиболее принципи-альное завоевание защитников потребителей. Ведь, к сожалению, прак-тика показывает, как часто под прессом психологической обработки ве-дущих телешопов, магазинов на диване, навязчивой рекламы через по-чтовые ящики люди приобретают совершенно бесполезные для них вещи. Чаще всего, скажем так, на эту удочку попадаются престарелые и под-ростки. Причем мы не говорим о некачественных или опасных товарах, о фактах откровенного мошенничества - это другая история и, соответ-ственно, другие статьи КоАП и УК РФ. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 27.09.2005 № 124-ФЗ) // Полный сборник кодексов Российской Федерации. М.: Юрист, 2006. С. 199-267. Речь идет о вполне доброкаче-ственных товарах, но приобретенных вопреки реальной необходимости, медицинским показаниям или денежным возможностям. Теперь если, скажем, чья-нибудь бабушка закажет предлагаемый по телевидению ме-дицинский магнитотерапевтический прибор, который ей не только не принесет пользу, но и противопоказан, по закону, ее семья сможет этот прибор вернуть, оплатив лишь его доставку.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|