p align="left"> Установление наличия условий применения к военнослужащему материальной ответственности осуществляется в особом процессуальном порядке - в ходе административного расследования. Административное расследование назначается командиром (начальником) сразу после обнаружения ущерба. Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» установлен месячный срок для проведения такого расследования. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц. «Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия». ФЗ РФ от 12.07.1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», статья 7, пункт 2 В Космических войсках административные расследования проводятся в соответствии с Инструкцией о порядке проведения административных расследований, введённой в действие Приказом Командующего Космическими Войсками от 23.092002 года №194 во исполнение требований приказов Министра обороны Российской Федерации 2001 года №10 «Об утверждении Наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации», 1998 года №100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации». Административное (служебное) расследование - это деятельность командиров (начальников) и назначаемых ими лиц по установлению фактических обстоятельств проступков военнослужащих, лиц гражданского персонала, а также иных событий и фактов, которые нуждаются в выяснении в целях принятия на основе собранных доказательств законных и обоснованных решений. Все случаи причинения военнослужащими материального ущерба, согласно Инструкции, отнесены к случаям обязательного назначения и проведения административного расследования. Рассмотрим подробнее алгоритм действий расследующего, то есть офицера, назначенного для проведения административного расследования (приложение 3, схема 3): 1. Уяснение первоначальных данных по делу. В этих целях расследующий должен прежде всего внимательно ознакомиться с содержанием имеющегося документа: рапорта, сообщения, акта ревизии - или получить информацию от командира (начальника). 2. Изучение положений российского законодательства, относящихся к делу. Особое внимание хотелось бы обратить на то, что желательно строить такое изучение по принципу «от большого к малому». Очень часто в современном российском законодательстве прослеживается тенденция сужения правовых возможностей по движения к конкретному отраслевому законодательному акту. В первую очередь, на мой взгляд, необходимо проработать федеральное законодательство по рассматриваемому вопросу. Эти положения, конечно, более общие, но они, зачастую, дают больше прав и возможностей, налагают более строгие ограничения и обязанности, чем принимаемые в их исполнение акты более низкого ранга. Такие казусы в законодательной базе нередко приводят к обращению в суд заинтересованных граждан и приостановлению или иногда и отмене отраслевого законодательного акта. Ярким примером подобного развития процесса является приказ Минобороны РФ от 30 июня 2006 г. №200 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». Практически с момента начала его применения в военные суды начались массовые обращения военнослужащих, особенно находящихся в распоряжении командиров (начальников) воинских частей, на его несоответствие Федеральному Закону «О статусе военнослужащих», Постановлениям Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения военнослужащих денежным довольствием. И лишь после решения Верховного Суда Российской Федерации в сентябре 2007 года в этот приказ были внесены соответствующие изменения, которые устранили противоречия другим законодательным актам. 3. Составление плана проведения расследования (действий расследования). «В любом административном расследовании обязательному доказыванию подлежат: событие проступка или происшествия; время, место, способ и иные обстоятельства их совершения; круг лиц, совершивших проступок или происшествие, степень вины каждого из них в совершении расследуемого деяния; обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности правонарушителя; наступившие вредные последствия проступка или происшествия, их характер и размер; причины и условия, способствовавшие совершению проступка или происшествия». Инструкция о порядке проведения административных расследований (приложение к приказу Командующего КВ от 23.09.2002 г. № 194), пункт 16 4. Проведение действий расследования. К таким действиям, по мере необходимости, относятся: · опросы свидетелей, очевидцев, потерпевших, виновных лиц; · осмотр помещений (зданий, сооружений, мест происшествий и т.п.); · сбор доказательной базы документов. При опросах со всех лиц расследующий берёт подробные письменные объяснения, в которых отражены ответы на поставленные перед опрашиваемым вопросы. Такой перечень вопросов расследующий составляет сам для каждого конкретного опрашиваемого лица для детального восстановления картины происшедшего. При осмотрах возможно составление планов и схем, которые будут необходимы для полноты расследования. В процессе сбора доказательной базы документов расследующий приобщает к материалам расследования выписки из приказов командира (начальника) части о закреплении различных материальных средств и объектов за военнослужащими, о назначении их на соответствующие должности, должностные инструкции и другие необходимые документы. 5. Анализ собранных материалов. На основе собранных материалов расследующий проводит анализ происшедшего для: · установления всех достоверных фактов происшедшего; · установления причин и способствующих факторов; · определения степени вины военнослужащих; · определения вида и размера материальной ответственности военнослужащих; · разработки предлагаемых командиру (начальнику) мер и мероприятий для предотвращения и недопущения подобных фактов. 6. Оформление материалов административного расследования. На основе собранных материалов расследующий составляет заключение по административному расследованию. На мой взгляд, структура такого документа должна быть следующей: 1) определение основания для назначения расследования; 2) подробное достоверное описание произошедшего на основании собранных материалов; 3) приведение положений законодательных актов по делу; 4) разбор произошедшего с точки зрения соответствия положениям законодательных актов и с указанием конкретных неправомерных действий военнослужащих; 5) указание причин и способствующих произошедшему факторов; 6) предложения командиру (начальнику) по степени и размеру привлечения военнослужащих к материальной ответственности и принятию мер по профилактике и недопущению подобных фактов. При необходимости в заключении указывается предложение по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Материалы административного расследования для представления командиру (начальнику) представляются в следующей последовательности: 1) титульный лист; 2) основание назначения и проведения административного расследования; 3) объяснительные; 4) доклады; 5) заключение. Образцы материалов расследования приведены в приложении 4. 7. Представление командиру (начальнику) материалов административного расследования. В случае, если в заключении будет предложено подготовить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, командир (начальник) передает материалы административного расследования одному из дознавателей воинской части. На основании представленных материалов административного расследования командир (начальник) принимает решение, в котором «определяются меры, которые должны быть приняты для восстановления нарушенного порядка, защиты прав и интересов государства, воинской части (учреждения), военнослужащих и других граждан и предотвращения подобных случаев в будущем, а также меры воздействия в отношении виновных лиц». Инструкция о порядке проведения административных расследований (приложение к приказу Командующего КВ от 23.09.2002 г. № 194), пункт 28 Материалы всех административных расследований подшиваются в дело «Административные расследования» воинской части. 3. Применение законодательных актов по материальной ответственности военнослужащих в повседневной деятельности воинских частей Рассмотренные выше положения законодательных актов по материальной ответственности военнослужащих широко используются командирами (начальниками) воинских частей в повседневной деятельности для возмещения реального материального ущерба, причинённого действиями (бездействием) военнослужащих имуществу воинской части. Рассмотрим некоторые примеры. 3.1 Солидарная ограниченная материальная ответственность В феврале 2007 года командиру войсковой части 00000 из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур пришло извещение о наличии задолженности в виде пени по состоянию на 16 июня 2006 года за период с 1 января по 16 июня 2006 года и обращении последнего о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Арбитражный суд Московской области. Командир назначил административное расследование. Для установления истинной картины произошедшего и определения виновного расследующий провёл опрос помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе старшего лейтенанта Т., майора К., который исполнял эти обязанности в период с 1 января по 14 марта 2006 года, истребовал со строевой части выписки из приказов о назначении на должность помощника командира войсковой части 00000 по финансово-экономической работе за период с 1 января по 16 июня 2006 года, получил официальные ответы из отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур на отправленные запросы. В ходе расследования было установлено: 1. На основании положений Федерального Закона РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ войсковая часть является страхователем по отношению к гражданскому персоналу, работающему по трудовому договору с войсковой частью. Страхователь (то есть войсковая часть) обязан своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет. 2. Из ответов отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур от февраля 2007 года следовало, что войсковая часть 00000 в период с 01. 01. по 16. 06. 2006 года на страховую часть производила перечисления не в полном объёме и с опозданием, что привело к начислению пени в соответствии с законодательством РФ. Кроме этого, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по г. Байконур в адрес войсковой части 00000, как страхователя, в июне 2006 года направило требование. 3. Из-за того, что требование отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по г. Байконур от июня 2006 года не было выполнено, последнее направило в Арбитражный суд Московской области исковое заявление к войсковой части 00000 о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, которое принято к рассмотрению в декабре 2006 года. 4. Майор К. исполнял обязанности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 в период с 1 января по 14 марта 2006 года. В период с 14 марта по июль месяц обязанности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 временно исполнял старший лейтенант П. Официально сдача дел и должности начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 майором К. старшему лейтенанту П. была произведена в июле 2006 года. Однако документальное подтверждение подобного распределения сроков исполнения обязанностей начальника объединённого финансового органа войсковой части 00000 не нашло. В книге регистрации приказов командира войсковой части 00000 за 2006 год отсутствовал какой-либо приказ об отстранении майора К. от исполнения обязанностей в марте 2006 года и возложения их на старшего лейтенанта П. 5. В период с 01. 01. 2006 г. по 16. 06. 2006 г. в объединённом финансовом органе войсковой части отсутствовал(и) конкретный(ые) работник(и), который(ые) отвечал(и) бы за персонифицированный учёт обязательного пенсионного страхования. Это приводило к просрочкам и неполноценности платежей по единому социальному налогу и, как следствие, начислению пени.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|