нформация может быть неконкретной, неполной, ориентиру-ющей, предположительной, а иногда непроверяемой, содержать оп-ределенную долю субъективизма, исходящего от предоставившего ее источника. В частности, информация, поступающая от конфи-дента, подлежит проверке не только в силу ее субъективности, но и потому, что конфидент мог быть специально дезинформирован, не преследует интересов ОРО, сознательно вводит в заблуждение оперативного работника и т.д. Соответствующая оперативная ин-формация не отражает фактических данных, тем не менее нельзя не признать, что она также является результатом ОРД.Следует отметить и то, что отсутствие реального (фактического) результата тоже есть результат, потому что опровержение информа-ции либо ее неподтверждение позволяет, например, сократить круг версий, определить новые направления работы и др. Поэтому как получение первичной информации, так и ее дальнейшее опровер-жение в равной мере могут являться результатом ОРД.В определении Конституционного Суда РФ, как и в УПК РФ, так-же отмечается, что результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюде-нием требований ФЗ об ОРД, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а имен-но на основе соответствующих норм уголовно-процессуального за-кона, т.е. так, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Кон-ституции РФ. См.: Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 18-0 по жа-лобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативно-розыскной де-ятельности» // СПС Гарант. Соответственно, в процессуальном смысле о резуль-татах ОРД как о фактических данных говорить преждевременно, а речь может идти лишь о сведениях, фактах, которые предстоит ус-тановить.В оперативно-розыскном смысле результаты ОРД также не все-гда являются фактическими данными. Хотя они и могут быть использованы для проведения ОРМ в качестве оснований для прове-дения конкретного ОРМ, определения тактики его проведения, та-кого рода действия (решения) могут основываться и на предполо-жениях (версиях), первичных данных, которые лишь предстоит проверить, после чего сведения при их подтверждении можно бу-дет рассматривать как сведения о фактах.В частности, результаты проведения одного ОРМ могут являться ос-нованиями для проведения другого. Проведению, например, такого ОРМ, как оперативное внедрение, предшествует проведение ряда ОРМ, направленных на подготовку и обеспечение внедрения. На их основе определяется тактика реализации этого мероприятия.Результаты ОРД используются как обоснование ОРМ, ограни-чивающих конституционные права граждан, определяют целесооб-разность и законность их проведения в условиях конкретного мес-та и времени, в отношении конкретного лица и т.д.То, что результаты ОРД (сведения, оперативные данные) не все-гда являются фактическими, следует и из такой задачи ОРД, как добывание информации о событиях или действиях, создающих уг-розу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Решение этой задачи предполагает прежде всего сбор, а не использование первичной информации, дальнейшее про-ведение на ее основе разведывательных и контрразведывательных мероприятий. Такая задача характеризует в первую очередь сам про-цесс сбора информации (сведений о фактах) и лишь в дальнейшем использование его результатов (фактических данных).Термин «результаты ОРД» (в смысле фактических данных) под-разумевает информационную завершенность, суть которой может быть выражена как осмысленные сведения, основанные на собран-ных, оцененных, истолкованных фактах, изложенных таким обра-зом, что ясно видно их значение для решения какой-либо конкрет-ной задачи. См.: Поляков МЛ. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов опера-тивно-розыскной деятельности: Монография / Под науч. ред. ВТ. Томина. - Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия, 2001. - С. 122. Вместе с тем такое понимание результатов ОРД при-менительно к этой деятельности представляется ограниченным и с точки зрения ФЗ об ОРД приемлемым только по отношению к уго-ловному судопроизводству, да и то не полностью, поскольку инфор-мационная завершенность является весьма относительной.В частности, применительно к возбуждению уголовного дела доста-точно лишь сведений, данных, указывающих на признаки преступления, причем их совокупность не всегда должна быть исчерпывающей, а бы-вает достаточно лишь отдельных признаков объективной стороны. Все остальное должно быть установлено в процессе расследования уголов-ного дела.Вместе с тем проведение таких ОРМ не накладывает отпечатка на достоверность сведений, данных, полученных с нарушением за-кона как субъектами ОРД, так и иными лицами. Соответственно, если такие сведения, данные, в том числе ограничивающие консти-туционные права граждан, получены не субъектами ОРД, но в даль-нейшем обнаружены органами, уполномоченными на осуществле-ние этой деятельности, то эти данные могут быть официально ис-пользованы в уголовном судопроизводстве и нелегитимность их происхождения не может подвергать сомнению легитимность их получения. Что касается результатов ОРД, полученных с наруше-нием ФЗ об ОРД самими субъектами этой деятельности, то они тем не менее могут использоваться как вспомогательные средства для подготовки и проведения ОРМ и (или) следственных действий. Это объясняется тем, что результаты ОРД не являются доказательства-ми, а следовательно, не нарушают конституционного положения о недопустимости использования доказательств, полученных с нару-шением ФЗ. Горяинов К.К., Вагин О.А., Исиченко А.П. Теория и практика приме-нения органами внутренних дел Закона «Об оперативно-розыск-ной деятельности»: Научный доклад. - М.: ВНИИ МВД России, 2001. - С. 91.В специальной литературе наряду с термином «результаты ОРД» применяются и другие термины: «оперативные данные», «оператив-ная информация» и др. Представляется, что термины «оперативные данные» и «оперативная информация» несут одну и ту же смысло-вую нагрузку. По объему эти понятия являются более широкими, чем понятие «результаты ОРД», которые должны быть получены исключительно оперативно-розыскным путем. Оперативная же информация может считаться таковой и в том случае, когда она получена не из оперативно-розыскных, а иных источников и без использования оперативно-розыскных средств и методов, напри-мер информация, поступившая из дежурных частей, от участковых уполномоченных, инспекторов ГИБДД, полученная от анонимных источников и др.В соответствии с ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и су-дебных действий, проведения ОРМ по выявлению, предупрежде-нию, пресечению и раскрытию преступлений, выявлению и уста-новлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совер-шивших, а также для розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказа-ния и без вести пропавших.Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для воз-буждения уголовного дела, представляться в орган дознания, сле-дователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими сбор, про-верку и оценку доказательств. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лек-ций. - М.: Приор-издат, 2005. - С. 72.Исходя из содержания данных норм ФЗ об ОРД можно выделить следующие основные направления использования результатов ОРД в уголовном судопроизводстве:1) в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела;2) для подготовки и осуществления следственных и судебных действий;3) в доказывании по уголовным делам;4) для иного обеспечения уголовного процесса.§ 2. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной деятельностиСогласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело. Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя ОРО в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылоч-ный характер. В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме деклариру-ет порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок пе-редачи материалов должен быть определен в ведомственных норма-тивных правовых актах. Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. - М.: ЮИ МВД РФ: Книжный мир, 2002. - С. 139.В настоящее время такой порядок регламентируется межведом-ственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее - Ин-струкция).В соответствии с Инструкцией (п. 10) представление результа-тов включает в себя:- вынесение руководителем ОРО постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд;- вынесение, при необходимости, постановления о рассекречива-нии отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну;- оформление сопроводительных документов и фактическую пере-дачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет ника-кого уголовно-процессуального значения и не всегда представля-ется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экзем-пляре, подписывается соответствующим руководителем ОРО и при-общается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур-планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречи-вании соответствующих материалов. Виниченко И.А., Захарцев СИ., Рохлин В.И. Правовая регламентация использования результатов оперативно-розыскной деятельнос-ти в уголовном судопроизводстве / Под ред. В.П. Сальникова. - СПб., 2004. - С. 65.Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их со-гласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, кон-фидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рас-секречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, кон-фидентах и участниках оперативного внедрения.Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразгла-шения государственной тайны. Это означает также, что органу до-знания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), при-чем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении пре-доставляемой информации с имевшими место реальными событиями.Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о ли-цах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по зап-росу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифров-ке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, про-курору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов. Дубягин Ю.П., Дубягина О.П., Михайлычев Е.А. Комментарий к Фе-деральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005. - С. 62.Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с кото-рыми приоритетными являются требования конспирации и безо-пасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, ког-да результаты ОРД не представляются, если:- невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве;- их использование в уголовном судопроизводстве создает реаль-ную возможность расшифровки (разглашения) сведений об ис-пользуемых или использованных при проведении негласных ОРМ силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указан-ные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).Согласно Инструкции при подготовке и оформлении для пе-редачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд резуль-татов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пе-ресылке их по конкретному адресу (защита от деформации, раз-магничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предме-тов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фо-томатериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведе-но описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 5 сентября 2003 г. № 4-014/03 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, ноябрь 2004 г., № 11.Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опе-чатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|