реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственная служба как социальный институт

реферат
p align="left">* законность (п. 1, 2, 3, 6, 7);

* демократизм (п. 4, 6, 9);

* профессионализм (п. 8, 10, 11, 12).

Законность и демократизм - общие принципы организации и функционирования исполнительной власти, которые своеобразно про-являются в организации государственной службы. А профессиона-лизм - это ее специфический принцип.

Анализ всего массива правовых актов, образующих институт го-сударственной службы, позволяет сделать вывод о том, что еще одним основным и специальным принципом государственной службы можно считать принцип социально-правовой защищенности служащих.

Все принципы службы являются проявлениями важнейшего начала исполнительной власти - эффективности.

Принцип законности означает признание:

а) верховенства Конституции, федеральных законов над иными правовыми актами;

б) обязательности законных решений вышестоящих органов и должностных лиц;

в) приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государствен-ный служащий обязан строго соблюдать правовые акты, права граждан, делать все необходимое для их реализации и защиты. Можно назвать такие направления реализации идеи законности: служащий должен добиваться выполнения законов гражданами и организациями, он должен сам соблюдать законы, его права должны быть защищены.

Важнейшие проявления принципа демократизма:

а) полное и постоянное соответствие деятельности служащих ин-тересам граждан, общества, государства. Служащий действует в «чужих» интересах. При возникновении конфликта личных и публичных интересов он обязан руководствоваться последними;

б) общедоступность государственной службы. Ст. 32 Конститу-ции гласит: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». Из этого правила есть ряд исключений, которые не искажают, а наоборот, подтверждают его ценность. Общие ограничения связаны с наличием граж-данства, владением государственным языком, с возрастом по-ступления на службу, совместной службой родственников, со-вместительством, применением такого уголовного наказания, как лишение права занимать должности. Специальные ограниче-ния обусловлены спецификой отдельных должностей. В их числе: установление более высокого возраста для занятия дол-жности, предельного возраста и срока пребывания на ней, тре-бований определенного стажа, образования, здоровья. Так, на службу в милицию принимаются лица, достигшие 18 лет, год-ные по состоянию здоровья, имеющие среднее образование;

в) гласность в осуществлении государственной службы. Она связана с реализацией ст. 29 Конституции, закрепляющей право каждого свободно искать, получать информацию лю-бым законным способом, гарантирующей свободу массовой информации; статьи 42, провозглашающей право гражданина на достоверную информацию о состоянии окружающей сре-ды, с конституционными запретами вводить цензуру, скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здо-ровья людей. Гласность должна быть и в отношениях с раз-личными организациями, и в рамках самого государственного аппарата. Законодательством закреплено и право служащих получать информацию, необходимую для работы, знакомиться с личными делами и т. д.;

г) разделение государственной власти на законодательную, ис-полнительную, судебную. Это важнейшее проявление демок-ратизма всей государственной деятельности, всего государ-ственного механизма. Оно создает условия для повышения эффективности работы государственных служащих, усиления защиты их прав.

Таким образом, демократизм проявляется в содержании служ-бы (забота о правах и свободах граждан, общем благе), в ее народности и в формах ее осуществления (разделение труда, гласность, обще-доступность).

Исполнять обязанности врача или учителя необходимо на про-фессиональной основе, то есть постоянно, в течение определенного вре-мени, в рамках определенного коллектива и за регулярно получаемое вознаграждение.

Профессионализма требует и административная деятельность. Во-первых, для нее нужна компетентность, а она тем выше, чем больше знания и опыт работника. Профессионализм стиму-лирует приобретение знаний, их повышение, накапливание опыта рабо-ты. Во-вторых, осуществление исполнительной власти требует органи-заторских способностей. Обществу выгодно, чтобы лица, обладающие такими качествами, использовали их для решения общих дел, развивали их. В-третьих, оперативный, повседневный, созидательный характер административной власти предполагает, что ею должны заниматься непрерывно, уделяя ей значительное время, а значит, за плату, професси-онально. В-четвертых, административная деятельность требует высокой четкости, дисциплинированности, своевременного выполнения приказов вышестоящих органов. Профессиональные начала позволяют обеспе-чить более высокий уровень дисциплины, так как служащий за работу получает заработную плату, с нею связывает карьеру и др.

Принцип профессионализма государственной службы предполагает:

а) компетентность работников, то есть знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, системы повыше-ния квалификации. Кстати, у военнослужащих, работников ми-лиции физическая и служебная подготовка проводятся в обя-зательном порядке в рабочее время. Одна из основных обя-занностей служащего - поддерживать уровень своей квалификации;

б) систематическое, регулярное выполнение функций, операций, оформление, решение дел, стабильность служебных отноше-ний. Это позволяет работнику глубже познать стоящие перед ним проблемы, людей, овладеть необходимыми навыками, ме-тодами руководства; к тому же ощущение устойчивости пси-хологически раскрепощает служащего и благоприятно влияет на профессиональную деятельность. Отсутствие же гарантий, как известно, вызывает неуверенность, которая в свою очередь порождает приверженность к существующему в организации порядку вещей, снижает инициативу, принципиальность;

в) регулярное получение оплаты за свой труд не ниже заранее обусловленных размеров;

г) политическую нейтральность. Служащий должен действовать в соответствии с правовыми актами, но не партийными уста-новками; вопросы партийности не должны иметь большого значения при подборе кадров; служебное положение нельзя использовать в интересах политических партий, в государствен-ных органах нельзя создавать партийные организации.

Нужно учитывать, что «практически все развитые в эконо-мико-правовом отношении государства всегда стремятся фор-мировать государственный аппарат так, чтобы он и его служа-щие были бы свободны от политического влияния каких-либо партий, движений» Бребан Г. Французское административное право. М., 1988. С. 325-327.

;

д) лояльность государственного служащего. Независимо от партийных и иных пристрастий он должен держаться в рам-ках законности, служебного долга, быть корректным, внима-тельным с людьми, как положено относиться ко всем, кто зависит от него, обращается к нему;

е) ответственность за неисполнение или ненадлежащее испол-нение должностных обязанностей, за качество подготавлива-емых и принимаемых решений. За свою деятельность слу-жащие могут нести дисциплинарную, административную, уго-ловную, материальную ответственность. А политические лидеры могут быть субъектами политической ответственности (отре-шение от должности, выражение недоверия, отставка).

Важнейшее средство обеспечения профессионализма - номен-клатура - отлаженная система подбора и выдвижения кадров. Пра-вильно организованная - она необходимый элемент профессиональ-ной службы. Без цивилизованной, контролируемой, законопослушной, ответственной номенклатуры демократия как система власти невоз-можна.

Заботу о социальной, правовой защите служащих, их эконо-мическом обеспечении тоже можно рассматривать как средство по-вышения профессионализма, а значит, и эффективности службы. За-щита служащих, их обеспечение осуществляются с учетом качества, стажа, важности работы. Значение, которое придается в последние годы этому аспекту службы, объем соответствующего правового мас-сива позволяют говорить о специальном принципе государственной службы: социально-правовой защиты служащих.

Реализация этого принципа означает прежде всего создание не-обходимых условий для нормальной деятельности, принятие мер к ус-транению препятствий осуществления служебных обязанностей. Госу-дарственный служащий не должен нести юридической ответственнос-ти перед гражданами за ненадлежащее выполнение своей работы.

В науке различают четыре вида ориентации служащих: на ха-рактер работы, условия работы, вознаграждение, карьеру.

На практике эти ориентации сочетаются в различных пропорциях. Выбирая работу, определяя свое отношение к ней, гражданин оценивает ее с названных позиций, отдавая предпочтение некоторым из них. А государство обязано использовать эти ориентации, чтобы создать сти-мулы для добросовестной, полезной для общества работы служащих.

Социальная и правовая защищенность служащих предполагает:

а) повышение престижа их труда. Госаппарат необходим, и его служащие должны не стыдиться, а гордиться своей принад-лежностью к категории «государственных слуг»;

б) достаточно высокую, регулярно выплачиваемую, заработную плату, размеры которой должны повышаться вместе с ростом квалификации, с увеличением стажа, снижением реальной сто-имости рубля, развитием экономики;

в) создание нормальных условий труда: обеспечение хорошо отап-ливаемыми, освещенными помещениями, транспортом; теле-фонизация, компьютеризация, правильная организация труда и т. д.;

г) государственное страхование, гарантированное высокое пен-сионное обеспечение;

д) обеспечение служебной перспективы. Общество заинтересо-вано в том, чтобы служащие работали лучше. Значит, их нужно заинтересовать, стимулировать повышение ими знаний, накоп-ление опыта, появление инициативы, добросовестное выпол-нение обязанностей, развитие чувства ответственности. Слу-жебная перспектива реализуется такими путями:

ь стабильностью служебных отношений;

ь повышением уровня квалификации, что влечет за собой уве-личение заработной платы, повышение в звании, категории, предоставление льгот за длительную службу и т. д.;

ь продвижением по службе (перевод на более высокую долж-ность в этой же организации или в другой).

В условиях правильной организации работы государственной администрации карьера (продвижение по службе) работника преж-де всего зависит от его добросовестности, квалификации, идейной зре-лости и личных качеств. В таких условиях стремление делать карь-еру так же нормально, как стремление стать мастером спорта, докто-ром наук, хорошим художником, музыкантом и т. д., поскольку при этом гражданин старается работать лучше, повышать свою квалифи-кацию, то есть делает очень нужную и для себя, и для общества рабо-ту. А карьеризм расцветает там, где не объективные обстоятельства (соответствие качества работника более высокой должности), а субъек-тивное мнение вышестоящих должностных лиц является решающим.

К сожалению, идея служебной перспективы не везде осуществ-ляется последовательно. Заслуживают поддержки мероприятия по введению рангов, званий, категорий, разрядов для всех служащих го-сударственных и муниципальных организаций и установлению окла-дов в зависимости от них. Необходимо совершенствовать системы оплаты труда специалистов с тем, чтобы они могли повышать свой заработок, не только двигаясь «вверх» по служебной лестнице, но и оставаясь на своем рабочем месте по мере роста знаний, стажа и отдачи (профессионального роста).

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и Россия

Динамический процесс социальных изменений в конце XX века принципиально новых качеств и навыков от профессиональных государственных служащих и руководителей: они должны владеть современными средствами и мерами реформирования государственных организаций, обладать способностью управлять инновационными процессами, преодолевать социальную и организационную инертность бюрократических структур. Современный служащий государственной администрации должен иметь высокую профессиональную квалификацию, обладать высоким уровнем политической культуры. Ему необходимы глубокие знания теории политики, теории управления, конфликтологии, теории принятия решений, социального прогно-зирования. Помимо этого, он должен в совершенстве изучить технику современного государственного администрирования, общую теорию административно-государ-ственного управления.

Такую профессиональную подготовку в странах Западной Европы и Америки можно получить в университетах или колледжах по специальности «public admi-nistration». В качестве примера можно привести Американский университет в Вашингтоне. Здесь создана Школа государственных дел (The school of public affairs). Школа имеет три кафедры: правительства, права и общества, государственного управления. Студентам предлагаются программы по государственному управлению, политическим наукам, праву, управлению государственными финансами, развитию человеческих ресурсов. Подготовка докторов наук проходит по специальностям: политические науки, государственное управление, право. Все программы объединены одной целью - развить в каждом студенте способности ученого, специалиста и лидера.

В России в 1992 г. Роскадры совместно с Учебно-методическим объединением вузов по направлению обучения «Менеджмент» разработали пакет документов об открытии новой специальности 07.18 (в настоящее время 0610) «Государственное и муниципальное управление». Комитет по высшей школе Миннауки России включил ее в перечень специальностей высшего образования и предоставил право кадровым центрам готовить специалистов данного профиля.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.