реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственная служба как социальный институт

реферат

Государственная служба как социальный институт

26

ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра ____________________________________

Учебная дисциплина: Муниципальная служба

Курсовая работа

Тема 2. Государственная служба как социальный институт

факультет 0610 - государственное и муниципальное управление

Выполнила:

студентка

заочного отделения

* курса * группы

*************

Проверил:

_______________________

_______________________

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………..

3

1. Содержание государственной службы………………..

1.1. Понятие государственной должности…………………………….

1.2. Государственный служащий и государственная служба………

1.3. Правовой институт государственной службы…………………..

2. Основные принципы государственной службы…...

3. Социальные аспекты государственной службы: зарубежный опыт и россия…………………………………..

5

5

7

10

13

18

Заключение…………………………………………………….

26

Список использованных источников………………………

27

ВВЕДЕНИЕ

Слово "служба" имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба). Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной деятельности, которая состоит в управлении, его обслуживании (делопроизводственном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей. Служащий - это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие - это профессионалы управления, социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны увеличение объема управления, расширение систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и т.п. влекут непре-рывный рост числа служащих. Их количество возрастает абсолютно и относительно, т.е. растет их удельный вес в общем числе работающих.

Все служащие являются профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Служащие выполняют полезную работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

ь обладают особым предметом труда - информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляе-мых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обра-батывают, передают, хранят, создают информацию (исключение - служащие строевых подразделений);

ь воздействуют на людей, обслуживают их;

ь непосредственно материальных ценностей не создают, но обес-печивают условия для их производства;

ь обычно заняты умственным трудом;

ь работают возмездно, получают заработную плату;

ь занимают должности в легальных организациях, работают на про-фессиональной основе;

ь работают в «чужих интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. - М , 1982..

В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое определение: «Государственным служащим является граж-данин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном Федеральным законом, обязанности по государственной долж-ности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственный служащий занимает государственную долж-ность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функ-ции.

Содержанием государственной службы является обес-печение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполня-ют государственные функции. Необходимо отметить, что государ-ственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а зна-чит, с осуществлением исполнительной власти.

Задачи, стоящие перед государством, решаются именно государственной службой. В своей работе госслужащие используют определенные техничес-кие средства, но в основном их достижения, эффективность деятель-ности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросо-вестности, активности служащих.

В данной работе пойдет речь как о государственных служащих, так и вообще об институте государственной службы и социально-правовых аспектах его функционирования.

1. содержание государственной службы

1.1. Понятие государственной должности

Ученые-юристы понимают должность в государствен-ных организациях как простейший элемент, клеточку управленческой структуры. "Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закрепленная в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции госорганов (организации), предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления" Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы. // Государство и право. - №12. - 1996. - С.10..

С одной стороны, должность есть первичный, нерасчлененяемый компонент аппа-рата, в определенной степени обособленный. Ее можно рассматривать как минималь-ный предел дифференциации властных функций и как средство стабилизации, форма-лизации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль в управ-ленческом ансамбле. С другой стороны, это стабильный комплекс обязанностей и прав, юридическое установление, ориентированное на одного человека, который должен осуществлять часть работы организации.

Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Актами компетентных органов, лиц определяются ее название, место в служебной иерархии (кому она подчинена, кто подчинен ей), порядок замещения. Она включается в штатное расписание, в единую номенклатуру должностей служащих. "Связующим звеном между структурой и компетенцией органов государства, с одной стороны, и его персоналом, - с другой, являются должности. Должность - это первичная ячейка органа (или его аппарата) с ее правовым статусом; это, образно говоря, служебное место. В то или иное время оно может быть занятым или вакантным. Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее за-нятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных и личных прав и обя-занностей служащего" Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 6.

.

Организационная структура аппарата представляет собой структуру формализован-ных "социальных позиций", юридически закрепленных ролей. Конкретные лица, реализующие должностные полномочия, могут меняться, а их роли - нет. Изменение же статуса должности чаще всего не влечет за собой замены служащего. Должность как юридически формализованная роль актуализирует одни свойства личности, отрицает другие, безразлична к третьим. Изменения личных свойств служащего не ведет к изменению должности, формальной структуры, но может отразиться на неформальной стороне дела.

Статус должности как синтез ее организационно-правового положения состоит из двух частей: служебной и личной. Вторая ее часть регламентирует должностной оклад и личные права работника (размер отпуска, право на служебную квартиру, льготы и др.). Должность есть комплексное правовое образование, состоящее из норм ад-министративного, трудового и иных отраслей права. С помощью должностей обес-печиваются персонализация управленческих функций и правообязанностей, четкое разделение труда в аппарате, индивидуализация ответственности служащих. Система должностей имеет большое значение для профессионализации аппарата и повышения уровня компетентности его служащих: она нацеливает людей на приобретение определенных знаний и навыков, выполнение конкретной работы, занятие того или иного места в управленческих структурах, приобретение определенных служебных и личных прав.

Должность - это прежде всего служебные обязанности, во исполнение которых должны производиться необходимые действия, т.е. действия в интересах того, кто ее учредил, для достижения служебных целей. Служебные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать служащему надлежащие условия для выполнения обязанностей. А значит, служащий обязан пользоваться ими. И вообще, понятие служебных прав условно: в отношении невластных субъектов - это права (давать задания, задерживать, привлекать к ответственности и т.д.). Но если рассматривать их с позиций государственного интереса (интереса организации), то служащий обязан распоряжаться, задерживать и т.п. - это его служебная обязанность. Поэтому служебные обязанности и служебные права часто объединяют одним понятием - полномочия, хотя, конечно, не всякое право является обязанностью. Наукой управ-ления разработано положение о балансе обязанностей и прав: необходимо их со-ответствие друг другу.

Что же касается еще одного компонента должности - личных прав, то их набор должен быть таким, чтобы стимулировать добросовестное выполнение служащим порученного ему дела. При этом необходимо учитывать, во-первых, возможность государства (организации), а во-вторых, не забывать о социальной справедливости, не допускать чрезмерного выделения обеспечения служащих из всей массы работающих, т.е. решать вопросы о социальном положении, в частности государственных служащих, необходимо в тесной увязке с тем. как живут страна и се граждане.

До 1993 г. все служащие государственных организации в законодательстве, на практике и в науке признавались государственными служащими. Иными словами, су-ществовало широкое понимание государственной службы. Правовые акты последних лет исходят из узкого понимания. Поэтому теперь необходимо различать должность в государственной организации и ее разновидность - государственную должность т.е. должность в органе государственной власти.

Государственные должности подразделяются на СЗ РФ, 1995, №31, ст. 2990.:

1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федераль-ными законами (государственные должности РФ), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов РФ) для непосред-ственного выполнения полномочий государственных органов (президент, председатель правительства, руководители органов законодательной и исполнительной властей, де-путаты, министры, судьи и др.). Это государственные должности категории "А", их можно назвать политико-судебными;

2) должности, учреждаемые в установленном законодательством порядке для не-посредственного обеспечения исполнения полномочия лиц, замещающих должности категорий "А". Это государственные должности категории "Б", их можно назвать патронатными;

3) должности, устанавливаемые государственными органами для исполнения и обес-печения собственных полномочий - это государственные должности категории "В" (административные).

Действующее законодательство закрепило еще один формальный признак госу-дарственной должности: она должна быть включена в Реестр государственных должностей Российской Федерации. Он состоит из перечня политических должностей (категории "А") и государственных должностей государственной службы. В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации вклю-чаются должности патронатные и административные (категории "Б" и "В"), клас-сифицированные по группам. Этот реестр утверждается Президентом Российской Федерации.

1.2. Государственный служащий и государственная служба

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы» содержится определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установлен-ном федеральным законом, обязанности по государственной должности госу-дарственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Значит:

1) Государственным служащим может быть только гражданин РФ. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.

2) Государственный служащий занимает государственную должность и в уста-новленном порядке исполняет соответствующие обязанности: реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.