p align="left">3) За свою службу он регулярно получает денежное вознаграждение не менее заранее определенного размера. 4) Оплата труда государственных служащих производится за счет средств феде-рального бюджета или бюджета субъекта Федерации, т.е. во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков. Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц (замещающих государственные должности категорий "Б" и "В") по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще ч обладая всеми ее признаками, государственная служба имеет ряд спе-цифических признаков, определяющих ее качественное своеобразие. Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патерналистские и администра-тивные (категории "Б" и "В") государственные должности. Новый закон четко определяет субъектов государственной службы я при этом значительно сужает их круг. Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений, даже таких, как начальник железной дороги, ректор вуза, главный врач больницы, руководитель отделения пенсионного фонда, не говоря уже о библиотекарях, деканах, врачах и т.п., теперь официально не считается государственной службой. Более того, не считает закон государственной службой и деятельность Президента РФ, министров, губер-наторов, судей и иных лиц, замещающих политико-судебные государственные долж-ности (категории "А"). По правовому положению служащих государственная служба подразделяется на гражданскую и милитаризованную. О последней в Законе "Об основах государственной службы" ничего не сказано. Но вряд ли стоит сомневаться в том, что, например, офицер милиции, таможенный инспектор, командир воинской части нахо-дятся на государственной службе. Фактически названный Закон является Законом об основах гражданской государственной службы и, конечно, жаль, что об этом прямо в Законе на сказано. Но очевидно и то, что отсутствие в законе четкого положения о том, что он регламентирует гражданскую службу и не распространяется на ми-литаризованную. не прекратило существования последней. Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти. «В любой системе социального управления, непосредственно или в конечном счете, люди управляют людьми. Это относится и к государственному механизму. Без персонала он представлял бы собой безжизненные структуры, правовые статусы и схемы взаимосвязей. В большинстве современных государств этот персонал включает в себя депутатский корпус и служащих представительных органов, органов ис-полнительной власти, судов, прокуратуры и других органов государства. На службе у государства находятся также солдаты, офицеры и генералы армии и других во-оруженных формирований» Лазарев Б.М. Государственная служба. М., 1993. с. 3.. В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансиро-вания. Задачи, стоящие перед государством, соответственно полномочия государственных органов выполняют государственные служащие. В своей работе они используют технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих. Поэтому понятно, какое существенное значение для страны имеет государственная служба, а, следовательно, правильное определение целей и направ-лений труда служащих, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т.д. Некоторые ученые за рубежом утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что там, где надлежащим образом не организован труд служащих, государство испытывает серь-езные трудности. К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. И хотя государственный аппарат в федеральных органах власти за последнее время обновился более чем наполовину, а в регионах примерно на треть. Бывший Президент РФ Б.И. Ельцин отметил: «...В поры управления глубоко проникла несогласованность действий различных подразделений аппарата, продолжается принятие решений без учета их последствий. В новой России мы во многом продолжаем руководить и управлять по-старому» Российские вести. 1995. 8 сентября.. Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах жизнедеятельности государства - в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия нынче подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, ответственности чинов-ничества зависит судьба не только отдельных россиян, но и общее будущее. Государственная служба - важнейший инструмент государства. На всем пространстве России она должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована квалифицированными специалистами, способными глу-боко анализировать происходящие процессы, видеть далеко вперед, организовывать и проводить в жизнь принятые решения. 1.3. Правовой институт государственной службы Правовой институт состоит из норм административного права. Он связан с Конституцией, с рядом финансово-правовых пра-вил, с уголовным, а особенно тесно - с трудовым правом. Вопросы компетенции, деятельности государственных служащих регулируются всеми отраслями права. Например, работники агропро-мышленного комплекса часто обращаются к гражданскому, земель-ному праву, следователи МВД - к уголовному и уголовно-процессуальному, работники органов образования - к семейному. А инсти-тут государственной службы устанавливает только правовые основы ее организации и особенности правового положения государствен-ных служащих. При советской власти так и не был принят закон о государ-ственной службе. Детально регулировалось лишь прохождение службы в Вооруженных Силах и органах внутренних дел. Существовали Временные правила о работе в госучреждениях и на предприятиях, утвержденные Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г., ука-зы о введении классных чинов, рангов и специальных званий в неко-торых отраслях, Единая номенклатура должностей служащих (утв. Госкомтрудом СССР 9 сентября 1967 г.), Положение о дисципли-нарной ответственности в порядке подчиненности (утв. ВЦИК и СНК РСФСР 20 марта 1932 г.), перечни № 1 и 2 к Положению о порядке рассмотрения трудовых споров (лица, должности которых попали в эти перечни, - а таких лиц было более 20 млн., - не имели права обжаловать в суд свое увольнение). Названными актами перечень основных источников института государственной службы, существовавших до 90-х гг., почти исчер-пывался. Негативную роль в законодательном регулировании и на-учной разработке этих вопросов сыграла Программа КПСС, приня-тая XXI съездом партии (1962). В ней говорилось: «Необходимо вести дело к тому, чтобы... навыками управления овладевали все более широкие массы, и работа в этом аппарате в перспективе пере-стала быть особой профессией». После провозглашения в 1990 г. государственного суверените-та РСФСР, распада в 1991 г. СССР в России была создана новая, значительно расширенная, измененная нормативная база государствен-ной службы. Этот правовой массив состоит из Конституции, ряда федеральных законов и значительного числа подзаконных актов, а также актов субъектов Федерации. Новейший правовой материал отличается от того, который был до начала 90-х гг. тем, что он: ь состоит из актов Федерации и ее субъектов; ь более полно регулирует организацию государственной службы, правовое положение служащих; ь в этом институте повышена роль закона; ь воплотил многие идеи правового государства (разделение госу-дарственной власти, плюрализм в экономике и политике и др.); ь по-новому решил вопросы о понятии государственной службы, государственных служащих, их защите, о классификационных раз-рядах государственных служащих и об ограничениях их прав, об их отношении к политическим партиям. Важнейшее место в рассматриваемом институте принадлежит Конституции РФ. Многие ее статьи (1, 10, 12, 32, 71, 78, 83, 89 и др.) прямо или косвенно закрепляют основы государственной службы. Следующим по значению актом, создавшим правовой фунда-мент государственной службы, является Закон об основах государ-ственной службы. Он закрепил общие положения, регулирующие оба существующих в России уровня государственной службы: федеральной и субъектов Федерации. В XX в. это первый комплекс-ный акт такого содержания, принятый и действующий на территории России. Конституция и указанный выше Закон содержат положения, относящиеся и к федеральной службе, и к службе субъектов Феде-рации. А вторая группа актов регламентирует только тот или дру-гой уровень. Это: Положение о федеральной государственной служ-бе, утвержденное Указом Президента от 22 декабря 1993 г.; законы о государственной службе субъектов Федерации. А в 1997 г. был принят Кодекс государственных должностей Иркутской области (по содержанию - кодекс госслужбы области). Третья группа источников института - федеральные акты, регулирующие правовой статус отдельных видов государственной службы. В их числе Федеральные законы: «О прокуратуре Россий-ской Федерации»; «О статусе судей в Российской Федерации»; «О воинской обязанности и военной службе»; «О службе в таможен-ных органах». Такую же юридическую силу имеют утвержденные Верховным Советом Российской Федерации в 1993 г. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и Положение о про-хождении службы в органах налоговой полиции. Многие вопросы правового статуса работников налоговых инс-пекций регулируются Указом Президента от 31 декабря 1991 г. «О государственной налоговой службе». Еще одним примером под-законных актов является постановление Правительства от 16 января 1995 г. «О военизированных горноспасательных частях по обслужи-ванию горнодобывающих предприятий металлургической промыш-ленности и Дисциплинарном уставе военизированных горноспаса-тельных частей по обслуживанию горнодобывающих предприятий металлургической промышленности». В четвертую группу источников института государствен-ной службы входят акты, регламентирующие отдельные элементы организации службы в целом или только определенных ее видов. Это, например, акты, регулирующие исчисление стажа, аттестации, кон-курсы, ответственность служащих. В ст. 4 Закона об основах государственной службы содержит-ся такое правило: «На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с осо-бенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом». Иными словами, нормы трудового права в отношениях органов государственной власти, строевых подразделений со своими служа-щими могут использоваться лишь тогда, когда соответствующие воп-росы не регулируются административно-правовым институтом госу-дарственной службы. В заключение этой главы, переходя к рассмотрению принципов и социального института государственной службы, следует сказать, что сейчас популярны идеи о необходимости принятия служебных кодексов как федерального, так и субъектов Федерации. 2. основные принципы ГОСУДАРСТВЕННОЙ службы В ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Россий-ской Федерации» провозглашено: Государственная служба основана на принципах: 1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностны-ми инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав; 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен-ного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; 3) единства системы государственной власти, разграничения предме-тов ведения между Российской Федерацией и субъектами Россий-ской Федерации; 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти; 5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой; 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и их руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации; 7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе; 8) профессионализма и компетентности государственных служащих; 9) гласности в осуществлении государственной службы; 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее испол-нение своих должностных обязанностей; 11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; 12) стабильности кадров государственных служащих в государствен-ных органах. Внимательное изучение текста статьи позволяет сделать вывод о том, что она детализирует три основных принципа государственной службы:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|