реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Государственная политика в области труда и заработной платы

реферат
p align="left">3) профессиональный уровень значительной части работников российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда [16, 6]. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а также сокращению объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

4) недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения; проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования;

5) сохранение высокого уровня неэффективной занятости;

6) недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса;

7) рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом численности трудоспособного населения и ростом общей и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы развития малых форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики;

8) сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях;

9) наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока;

10) сохранение негативных процессов внутренней трудовой миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами;

11) сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей.

2. Государственная служба занятости и ее функции

2.1 Формирование и развитие государственной службы занятости

Важнейшим шагом в формировании инфраструктуры российского рынка труда стало создание в начале 90-х годов государственной службы занятости - ГСЗ (до 1996 г. - Федеральная служба занятости).

Почти вековая история развития ГСЗ в рыночных экономиках убедительно доказала ее способность гибко реагировать на изменение ситуации, будь то экономический подъем или спад, и адаптировать традиционные методы обслуживания безработных к вызовам времени. Именно поэтому ни одно государство никогда не отказывалось от поддержания высокого статуса данного института. За достаточно короткий промежуток времени отечественная ГСЗ пережила, если можно так выразиться, и взлет, и падение. В отличие от западных стран, где система ГСЗ развивалась одновременно с эволюцией взглядов общества на политику занятости в целом, в России она складывалась на фоне отсутствия целостной концепции политики занятости, что на практике привело к постепенному снижению приоритетности проблемы безработицы.

Первый этап (с 1991 до середины 1995 г.) - период бурного развития государственной службы занятости. Реальная перспектива массовой безработицы и отсутствие специализированной государственной структуры обусловили повышенное внимание власти к созданию новых институтов рынка труда. Принимается Закон о занятости населения, учреждается внебюджетный Государственный фонд занятости, выстраивается вертикаль федеральной службы, регулирующей процессы в сфере занятости в масштабах страны, ее региональных и районных органов.

Быстрому становлению ГСЗ способствовало не только наличие значительных финансовых ресурсов в образованном Государственном фонде занятости, но и получение кредитов международных финансовых институтов (прежде всего Всемирного банка). Средства направлялись на техническое оснащение структур службы занятости, наем персонала, его обучение современным методам обслуживания безработных, на адаптацию соответствующего западного опыта к российским условиям.

Население достаточно долго не воспринимало безработицу как реальную угрозу: в первые пореформенные годы мало кто представлял, что с опасностью потерять работу столкнется каждый седьмой экономически активный гражданин России.

Адаптация к новому явлению проходила очень болезненно и для самих безработных, и для сотрудников органов ГСЗ. Значительная часть потерявших работу не обращалась в службу занятости, а от 15 до 35% директоров районных центров занятости были уверены, что к ним обращаются преимущественно ”бездельники и пьяницы”. Такая их позиция во многом объясняла достаточно частые отказы в регистрации безработных (34%). Кстати, предпочтение в предоставлении статуса безработного отдавалось женщинам, которые, по мнению директоров центров занятости, менее склонны к тунеядству.

На протяжении первой половины 90-х годов безработица росла высокими темпами: численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась на 66%, а регистрируемых безработных - в три раза. Повышение востребованности населением услуг ГСЗ подтверждают данные о сокращении разрыва между общей и регистрируемой безработицей. Если в 1992 г. в органах ГСЗ было зарегистрировано 16,6% общего числа безработных, то в 1995 г. - 38,3% [17, 5].

Тот период характеризовался быстрым накоплением технического и ресурсного потенциала службы занятости. В значительной степени это было обусловлено активной деятельностью Федеральной службы занятости России, ставшей главным идеологом и генератором новых идей, распространяемых по всей вертикали, координатором и ”проводником” программ, реализуемых в регионах.

Федеральная служба занятости была образцом нового государственного института, где удачно сочетался опыт административной работы квалифицированных кадров, пришедших из Минтруда России (бывшего Госкомтруда СССР), с энергией и энтузиазмом молодых специалистов, привлеченных на государственную службу из научных центров. Общая численность специалистов, занятых в национальной системе ГСЗ, увеличилась за 1993 - 1995 гг. более чем на 30% (с 27 тыс. до 35,5 тыс. человек) [17, 6].

Характерной чертой рассматриваемого периода было создание модельных центров занятости, в которых отрабатывались технологии наиболее эффективного обслуживания безработных. К середине 90-х годов удалось полностью компьютеризировать органы ГСЗ, повсеместно внедрить единую технологию обслуживания безработных, а специалистам этой службы - получить соответствующее образование. По существу, в те годы это была единственная социальная служба, использовавшая в работе прогрессивные технологии.

В самом начале 90-х уровень безработицы рассчитывался только по данным отчетности органов службы занятости, регистрировавших обратившихся граждан. Хотя обследование рабочей силы, позволявшее рассчитать показатель общей безработицы по методологии МОТ, стало проводиться с осени 1992 г., его итоги открыто не публиковались, а распространялись среди специалистов в качестве дополнительной информации.

Только в сентябре 1994 г. руководитель Федеральной службы занятости России впервые озвучил два показателя - регистрируемую и общую безработицу. Но в отчетах о деятельности ГСЗ и при разработке программ содействия занятости по-прежнему использовались показатели регистрируемой безработицы, хотя, будучи заниженными, они камуфлировали истинную социальную цену реформ. Несмотря на почти 50%-ный спад в экономике, уровень регистрируемой безработицы в 1995 г. не превысил 2,5%.

Постепенно энтузиазм первого поколения сотрудников ГСЗ сменился самоуспокоенностью, уверенностью в эффективности своих действий, привычкой к использованию ”удобного” показателя регистрируемой безработицы.

Страх перед угрозой массовой безработицы в первые годы рыночных преобразований к концу 90-х уступил место восприятию проблемы занятости как малозначащей, второстепенной. Соответственно и отношение государства к ГСЗ трансформировалось: от идеологической и финансовой поддержки в первые годы существования этого института к явному ослаблению некогда мощной государственной структуры к началу нового века.

Второй этап (с середины 1995 до 2001 г.) - самый противоречивый в развитии ГСЗ. С одной стороны, этот период отличался высокой интенсивностью деятельности ее органов, готовых реализовать потенциал, накопленный в предшествующие годы; с другой - ГСЗ реально приходилось работать в условиях жестких финансовых ограничений вследствие глубокого кризиса, с которым столкнулся ГФЗ, прекращения помощи международных финансовых институтов, сокращения поступлений из региональных бюджетов. Развитие службы постепенно начало приостанавливаться, а накопленный ею потенциал - обесцениваться. К началу 2000 г. стало очевидным, что ресурсные и творческие возможности ГСЗ практически исчерпаны.

Мировой опыт свидетельствует: при снижении влияния государства на сферу занятости проблемы безработицы обостряются. За 1995-1999 гг. численность безработных (по методологии МОТ) увеличилась почти на 3 млн. человек, уровень безработицы в отдельные периоды достигал 15,3%, а многие регионы переступили порог 20%-ной безработицы.

Уровень регистрируемой в органах ГСЗ безработицы, самый значительный в 1996 г. (40%), резко упал уже в следующем году (до 24,7%). В дальнейшем он продолжал снижаться, достигнув к началу 2000 г. 19,7%. Правда, в ноябре 2000 г. уровень регистрируемой безработицы повысился до 28,1%, однако он ”не дотянул” даже до показателя 1994 г. (28,6%) [21, 14].

Данный период характеризовался увеличением продолжительности безработицы, формированием очагов высокой безработицы во всех субъектах РФ, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга. Во второй половине 90-х годов практически каждый регион по показателям безработицы представлял собой мини-Россию с таким же (как между ее субъектами) десятикратным разбросом соответствующих показателей между районами. Местные органы службы занятости были не в силах изменить ситуацию.

Пережив первый ”шок” от знакомства с безработицей, население, по сути, начало учиться жить в новых координатах: обращение в органы ГСЗ постепенно стало восприниматься как первый шаг к нахождению работы. По данным обследования, проведенного Госкомстатом в 1997 г., 39,9% населения уже ассоциировали службу занятости с основным каналом поиска работы.

К подобным же выводам специалисты пришли в результате обследования, проведенного в 1996 г. сектором рынка труда ИЭ РАН в Нижегородской и Ивановской областях. Из 29 647 опрошенных граждан (на территориях, обслуживаемых 75 районными центрами занятости) ни один человек не смутился, называя себя безработным. Изменилось и мнение о безработных сотрудников органов службы занятости. Для подавляющей части населения, как отмечали руководители районных центров занятости, регистрация в органах ГСЗ свидетельствовала об искреннем желании получить работу, а не право на пособие.

Из мирового опыта известно, что ГСЗ - далеко не единственный канал трудоустройства. В России помощь родственников и знакомых - на первом месте, прямое обращение к работодателю - на втором.

В развитых странах через ГСЗ работодатели предпочитают проводить первичный отбор претендентов на вакансии; помощь родственников и знакомых практикуется гораздо в меньшей степени; более значимую роль играют профессиональные связи. Но главным средством поиска работы являются средства массовой информации: помимо традиционного размещения объявлений в газетах, бюллетенях и т.п., все шире используются информационные и коммуникационные технологии.

Данные отечественной статистики свидетельствуют, что востребованность услуг ГСЗ со стороны населения сокращалась вплоть до 1997 г., а с 1998 г. наблюдается тенденция к возрастанию востребованности (см. рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика востребования услуг службы занятости

В 1998-1999 гг. наиболее динамично развивались такие направления деятельности ГСЗ, как предоставление консультационных и профориентационных услуг (не только безработным, но и работодателям). Стали реализовываться специальные превентивные программы, адресованные определенным категориям населения (работникам, намечаемым к высвобождению, выпускникам учебных заведений, школьникам старших классов). В образовательных учреждениях начали вводить курсы по профессиональной ориентации, дающие базовые ориентиры при выборе профессии и навыки поиска работы. Расширялось сотрудничество органов ГСЗ с негосударственными организациями, специализирующимися на психологической помощи и профессиональном обучении: ”делегирование” образовательных функций негосударственным структурам оказалось более эффективным с точки зрения не только финансовых затрат, но и ускорения поиска подходящей работы.

Снижение количества обращений граждан с 2003 г. в органы ГСЗ обусловливалось рядом причин. Во-первых, стремлением безработных самостоятельно действовать на рынке труда и использовать современные альтернативные формы поиска работы, прежде всего - через средства массовой информации. В значительной степени это заслуга работников региональных и районных органов службы занятости, которые перешли на новый принцип взаимодействия с безработными - ”помоги себе сам, а мы научим тебя, как это лучше сделать”. Во-вторых, внесением поправок в Закон о занятости, которые ужесточили условия получения статуса безработного и права на пособие, сократили период выплаты пособия для определенных категорий безработных (высвобожденных работников, лиц, уволенных за нарушение трудовой дисциплины, и т.д.). В-третьих, усложнением процедуры подтверждения статуса безработного в период безработицы (введение плана поиска работы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.