а основании сообщений органов опеки и попечительства соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ формируется региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории этого субъекта РФ. Пчелинцева Л.М.// Семейное право, - 1999, - С 473 В течение месяца со дня поступления указанных сведений этот же орган организует устройство в семью граждан, проживающих на его территории или на территории других субъектов РФ, а также осуществляет подбор детей для лиц, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью. п. 3 ст. 122 СК РФ Лицам, изъявившим желание взять ребенка в семью, выдается направление в орган опеки и попечительства для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и решения вопроса о передачи на воспитание в семью в установленном законодательством РФ порядке. При отсутствие возможности устроить ребенка в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ, соответствующий орган исполнительной власти РФ направляет сведения о ребенке (копию анкеты и фотографию ребенка) в Министерство общего и профессионального образования РФ для учета в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (то есть для постановке на федеральный учет), и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. В случае изменения правового статуса ребенка (при восстановлении родителя в родительских правах, усыновлений ребенка и т.д.) сведения об этом соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ в недельный срок направляются в Министерство общего и профессионального образования.Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, формируются в Министерстве общего и профессионального образования на основании сообщений соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ. Пчелинцева Л.М.// Семейное право, - 1999, - С 473 Министерство образования ведет учет детей, а также осуществляет их подбор для лиц, обратившихся непосредственно в Министерство общего и профессионального образования и изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью, с выдачей направления в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ для посещения ребенка по его фактическому месту жительства (нахождения) и последующего решения вопроса о передаче ребенка на воспитание в семью. Министерство общего и профессионального образования также предоставляет соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ (по их запросу) сведения, имеющиеся в федеральном банке данных, о детях, оставшихся без попечения родителей. Датой постановке ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).Орган опеки и попечительства, орган исполнительной власти субъекта РФ и Министерство общего и профессионального образования, осуществляющие соответственно первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляют гражданам РФ, ставших кандидатами в усыновители, опекуны (попечители), приемные родители, а также иностранным гражданам или лицам без гражданства, изъявивших желание усыновить ребенка, сведения о детях, которые могут быть переданы на воспитание в семью. С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в 7-дневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения. п. 2 ст. 122 СК РФ Последующее устройство ребенка в семью на основание этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство)) должны происходить в строгом соответствии с требованиями закона.За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи в семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК РФ могут быть привлечены к ответственности в порядке установленном законом, в частности, к административной ответственности.Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, до принятия семейного кодекса в РФ применялись различные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. К настоящему времени (за период с 1998 по 2001гг.) свыше тридцати тысяч детей усыновлены, около ста пятидесяти тысяч находятся под опекой и попечительством граждан всего устроенных детей около трех сот тысяч. Ст. 54 СК к правам ребенка относит его право жить и воспитываться в семье, на сколько это возможно. Отсюда п. 1 ст. 123 СК установлен несомненный приоритет форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается органом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение, прежде всего, семейным формам воспитания: передача на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствие возможности передать ребенка в семью закон допускает его направление в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Тип выбираемого учреждения зависит от возраста и состояния здоровья ребенка. Такая форма устройства ребенка не снимает с орган опеки и попечительства обязанности подыскивать для него усыновителей, опекунов (попечителей) или приемных родителей.Ранее между существовавшими формами устройства детей в семью либо в специализированное детское учреждение закон не делал какого-либо различия. В Семейном кодексе же впервые реализованы предложения о необходимости законодательного признания преимущества семейных форм содержания и воспитания детей, утративших родительское попечение и детей-сирот и отказа от монополии государства на воспитание таких детей в государственных воспитательных учреждениях. Закрепление в СК положения о приоритете семейных форм воспитания детей, безусловно, имеет принципиальный характер. Оно направленно на усиление гарантий соблюдения прав несовершеннолетних, поскольку воспитание в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка. Именно семейное воспитание дает возможность осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Не случайно абз. 3 п. 1 ст. 123 СК определенно, что при устройстве ребенка оставшегося без попечения родителей, должны учитываться его этническое происхождение, религиозная и культурная принадлежность, родной язык, возможность обеспечения преемственности воспитания, что основано на требованиях п. 2 ст. 20 Конвенции о правах ребенка. Семейным кодексом ст. 123 СК РФ предусмотрено возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующие воспитательные и другие аналогичные учреждения. Деятельность этих учреждений должна отвечать требованиям установленным компетентными органами в области безопасности и здравоохранения, по численности и пригодности их персонала, а также по осуществлению компетентного надзора за детьми. ст.3 Конвенции о правах ребенка Учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование, другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребенка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, школы-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения ст.1 Закона “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.При устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства обязательно должен представить ряд необходимых документов. К ним относятся: · Решение соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления о направление в учреждение;· Направление в учреждение, выданное учредителем или ведомством, в ведение которого находятся учреждения;· Свидетельство о рождении ребенка, а при его отсутствие - заключение медицинской экспертизы, удостоверяющее возраст ребенка;· Документы об образовании (для детей школьного возраста); · Акт обследования условий жизни ребенка;· Сведения о родителях или лицах их заменяющих (копии свидетельства о смерти родителей, приговора или решения суда, справка о болезни или розыске родителей и другие документы, подтверждающее отсутствие родителей или невозможность воспитания им своих детей);· Справка о наличие и местожительства братьев, сестер и других близких родственников;· Опись имущества, оставшегося после смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;· Документы о закреплении жилой площади, занимаемой несовершеннолетними или его родителями;· Пенсионная книжка ребенка, получающего пенсию, копия решения суда о взыскании алиментов, ценные бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицом, их заменяющим);· Заключение психолого-медико-педагогической консультации (для детей с отклонениями в развитии).Типовым положением об образовательном учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.26), закреплен принцип, по которому дети, члены одной семьи или находящиеся в родственных отношениях направляются, в одно воспитательное учреждение, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам воспитание и обучение этих детей должно осуществляться раздельно.В целях устройства детей, находящихся в домах ребенка исправительных колоний, осужденным женщинам разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы в отпуск продолжительностью до 7 суток (не считая времени нахождения в пути). При этом предусматривается устройство детей не только у родственников, но и в воспитательных учреждения (детские дома). п. 2 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции орган опеки и попечительства. Пчелинцева Л.М.// Семейное право, - 1999, - С. 480 Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка. По этому даже суд, например, лишая родителей родительских прав или ограничивая родителей в родительских правах и передавая детей на попечение органа опеки и попечительства, не вправе решать вопрос о конкретном способе устройства детей, утративших родительское попечение.До определения конкретной формы устройства ребенок может временно проживать в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей). Здесь ребенку предоставляется не только проживание, питание, одежда, обувь, но и оказывается содействие в преодолении трудной жизненной ситуации, а также медико-социальная помощь.Последующий выпуск ребенка из данного учреждения осуществляется на основании распоряжения органа опеки и попечительства о передачи ребенка на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью, в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей .В соответствии с п. 2 ст. 123 СК до определения оптимальной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается на орган опеки и попечительства.Глава II Усыновление и удочерение детей оставшихся без попечения родителей.2.1 Понятие усыновления и удочерения.Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным ребенком - с другой стороны, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению. ст. 137 СК РФ Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия: а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а также между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя; б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению. Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующем, так и правопрекращающим юридическим фактом.Усыновление является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых систем как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В РФ усыновление является одной из основных и достаточно широко распространенных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В СК подробно регламентируются условия, порядок и правовые последствия усыновления, а также основания и порядок прекращения усыновления. Это позволяет обеспечить права и интересы, как ребенка, так и лиц, желающих его усыновить. С этой же целью Семейным кодексом устанавливается судебный порядок усыновления ребенка вместо ранее действовавшего в соответствии со ст.98 КоБС административного порядка усыновления. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 125 СК РФ порядок передачи детей на усыновление, а также осуществление контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации должен определяться соответствующим нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|