|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Формы (источники) современного права
|
|
|
арабских и ряде иных стран, кроме того, в качестве источника (фор-мы) права признаются и мусульманские религиозные воззрения, закрепляю-щие в виде догм во что должен верить каждый мусульманин, что он должен делать и чего не должен делать в соответствии со своим вероисповеданиемВопрос 2. Понятие, признаки и виды законовВажнейшее место среди нормативно-правовых актов отведено законам -- нормативно-правовым актам высшей юридической силы, принимаемым по наиболее важным вопросам общественного развития. Законы являются ос-новными источниками права большинства современных государств и отлича-ются от других источников права следующими характерными только им при-знаками:1) принимаются только высшими представительными органами госу-дарства или самим народом в результате референдума;2) принимаются только по основным вопросам общественной жизни;3) их принятие обусловлено особым законодательным порядком, кото-рый не свойствен принятию других нормативных актов;4) не подлежат отмене никакими государственными органами, кроме как парламентом, их принявшим;5) составляют основу для всей правовой системы государства;6) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нор-мативным актам.Таким образом, закон можно охарактеризовать как нормативно-право-вой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго оп-ределенном особом порядке, не подлежащий отмене никакими государ-ственными органами, за исключением принявшего его парламента, уста-навливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.Историческим корнем появления и развития законов были древние обы-чаи, облекаемые в правовую форму. Самая ранняя система законов была сформирована царем Древнего Вавилона Хаммурапи в XVFI в. до н. э., дошедшая до нас как Кодекс царя Хаммурапи. Его 282 статьи были выби-ты на столбе, сделанном из базальта, и представляли собой полный свод законов, в котором были отражены полномочия государства, права лично-сти, собственности и др.Термин «закон» («законодательство») во многих европейских государ-ствах имеет латинский корень и происходит от латинского слова lex (мн.: leges). И это не случайно. На развитие современной системы законов во многих странах (особенно в странах так называемой романо-германской правовой семьи) и их технико-юридическое оформление большое влияние оказало римское право. Из более чем 800 дошедших до нас из истории законов наиболее значительны древнеримские Законы XII таблиц, приня-тые народным собранием в 450 г. до н. э. и действовавшие почти 300 лет.Как источники права законы по степени важности и по юридической силе подразделяются на конституционные и обычные (текущие) законы, среди которых, в свою очередь, выделяют такие особые группы, как орга-нические (кодифицированные) и чрезвычайные законы.К конституционным законам относятся конституция и принимаемые в ее развитие законы, определяющие основные начала государственной и общественной жизни. На основе этих законов строится все остальное зако-нодательство государства. Органическими законами являются законы, ре-гулирующие деятельность органов государства. Органические законы как источник права распространены в государствах Западной Европы и их на-личие предусмотрено большинством конституций этих государств. Все ос-тальные законы являются обычными (обыкновенными).В процессе правоприменительной деятельности в повседневной жизни важно установить пределы действия того или иного закона и его место в общей системе законов государства (юридическую силу), поскольку вся-кий нормативно-правовой акт издается для того, чтобы в определенный промежуток времени и на конкретной территории регулировать отношения определенного рода лиц. Так, например, в нашей стране законы делятся на федеральные, действующие на всей территории Российской Федера-ции, и законы субъектов Российской Федерации, действующие лишь в пределах территории этих субъектов.Сам термин «закон» в разных странах может иметь как различное значе-ние, так и вообще двоякое толкование. По формальным критериям закон понимается как акт правотворчества, принятый парламентом и одобрен-ный главой государства. А по материальным критериям, например, во Франции -- как определенная конституцией сфера нормативно-правового (законодательного) регулирования. Двоякое толкование закона характерно для английского права: закон в узком смысле -- как акт парламентского правотворчества и закон в широком смысле -- как любая подлежащая су-дебной защите норма писаного либо неписаного права.Основным законом государства является его конституция (от лат. constitutio -- устройство, установление), которая представляет собой сис-тему правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирую-щих основы взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Посредством принятия конституции учреждается форма правления в госу-дарстве, система государственных органов и порядок их формирования, закрепляются права и свободы человека и гражданина. Значимость и при-оритетное значение конституции состоит в том, что она как акт высшей юридической силы составляет нормативную базу для всего остального (те-кущего) законодательства страны, почему, собственно, и именуется «ос-новным законом» государства.Конституция как основной закон государства может быть как писаной (т. е. иметь письменную форму), так и неписаной, т. е. существовать в виде конституционных обычаев (как, например, в Англии и Израиле, где нет писаных конституций) либо совокупности законов, имеющих высшую юридическую силу и закрепляющих основы взаимоотношений человека, общества и государства. При этом стоит отметить, что первыми конститу-циями в современном их понимании и значении были Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1791 г.Различают также фактическую и юридическую конституции: фактичес-кая конституция -- это реальные отношения в обществе, а юридическая конституция -- это правовое оформление этих отношений.Конституция РФ является основным нормативно-правовым актом в Рос-сийской Федерации, имеет статус закона и обладает высшей юридической силой по отношению ко всем другим законам и нормативно-правовым ак-там в Российской Федерации.Российская история насчитывает пять конституций, четыре из которых относятся к так называемому «советскому» периоду истории нашего госу-дарства и принимались они соответственно в 1918, 1925, 1938 и 1978 гг. Пятая -- ныне действующая Конституция РФ была принята посредством всенародного голосования граждан России на референдуме, проводимом 12 декабря 1993 г., состоит из 137 статей и содержит основные нормы -- принципы, отражающие общественное и государственное устройство Рос-сийской Федерации, а также содержит перечень основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.К конституционным, относятся и собственно конституционные законы (так и именуются) -- это законы, конкретизирующие положения консти-туции, определяющие основные начала государственной и общественной жизни страны, принятие которых предусмотрено в самой конституции. Обыкновенные (текущие) законы принимаются на основе и во исполне-ние конституционных законов и регулируют различные стороны жизни об-щества (экономическую, политическую, культурную, социальную и пр.).Органические (кодифицированные) законы -- это юридически цельные, внутренне согласованные нормативно-правовые акты законодательного ха-рактера, отличающиеся высоким уровнем нормативной обобщенности и призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К таковым относятся акты, именуемые как «основы законодатель-ства», а также кодексы.Чрезвычайные законы -- это законы, принятые при тех или иных чрезвы-чайных обстоятельствах природного, техногенного или социального харак-тера и носящие, как правило, временный характер.В Российской Федера-ции законы подразделяются на федеральные -- действующие на всей территории России, и законы субъектов Российской Федерации -- за-коны, действующие соответственно на территории того субъекта Федера-ции, где они приняты. Федеральные законы в свою очередь подразделяются на федеральные конституционные законы и на иные федеральные законы. А особенностью законов субъектов Российской Федерации является необходи-мость их строгого соответствия нормам федеральных законов, регламентиру-ющих отношения в тех же отраслях и сферах общественной жизни.Конституционные законы Российской Федерации представляют собой особую группу федеральных законов, особенность которых состоит в том, что их принятие предусмотрено Конституцией РФ. Таковых законов всего тринадцать: о Правительстве РФ, о Консти-туционном Суде РФ, Государственном флаге РФ, об Уполномоченном по правам человека в РФ и др. Особенность конституционных за-конов заключается также и в том, что они касаются основополагающих аспектов жизни российского государства и его граждан, а поэтому и требу-ют особо жесткого и строгого механизма их принятия. Для принятия таких законов необходимо согласие не менее 2/3 от общего числа депутатов Госу-дарственной Думы РФ с последующим одобрением не менее чем 3/4 членов Совета Федерации РФ. Федеральные законы в отличие от федеральных конституционных зако-нов принимаются простым большинством депутатов Государственной Думы РФ с последующим одобрением также простым большинством членов Со-вета Федерации РФ.Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией РФ, а также регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти (Государственной Думы РФ и Совета Федерации РФ). Эти акты предусматривают следующие ос-новные стадии издания законов: внесение в органы представительной вла-сти предложений об изменении законодательства либо конкретных законопроектов (законодательная инициатива), обсуждение законопроекта, при-нятие закона, опубликование (обнародование) закона. Подробнее эти про-цессы изучаются в курсе «Конституционное право России».Помимо юридической силы (как это было выше отмечено) закон и его верховенство в системе нормативно-правовых актов того или иного госу-дарства тесно связаны с понятием его легитимности.Верховенство закона как нормативно-правового акта высшей юридичес-кой силы может быть ограничено лишь во взаимодействии с нормами меж-дународного права. Последнее обычно обладает приоритетом над внутрен-ним законодательством. Так, в частности, в ст. 15 Конституции РФ четко сказано: если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного дого-вора. А, например, во Франции этот принцип имеет еще более жесткое выражение -- там условием вступления в силу международного договора, положения которого противоречат конституции, является соответствующее изменение самой конституции, не говоря уже об остальных законах, кото-рые также подлежат изменению либо вообще отмене.Вопрос 3. Система подзаконных нормативных правовых актовВажным и наиболее многочисленным видом источников права в Рос-сийской Федерации являются подзаконные правовые акты по различным аспектам государственного управления (их еще обозначают как «текущие» правовые акты, исходя из того, что они зачастую носят временный харак-тер). Принятие и срок действия подобных актов обусловлены социально-экономической обстановкой в стране на данном конкретном этапе ее исто-рического развития. Обязательным условием их принятия является соот-ветствие действующим в стране законам.Среди текущих правовых актов верховенство имеют нормативные указы Президента РФ. Они издаются при наличии пробелов в существующем законодательстве и утрачивают силу с принятием федеральных законов по соответствующим вопросам. В качестве примера можно привести Указ Пре-зидента РФ от 14 февраля 1996 г. (с изменениями от 25.07.2000 г.) № 199 «Об утверждении Временного положения о порядке наложения взыскания на имущество организаций»: принят в целях повышения ответственности хозяйственных товариществ и обществ, иных юридических лиц по своим обязательствам, обеспечения своевременной уплаты налоговых и других обя-зательных платежей, реального исполнения судебных актов о взыскании с организаций денежных средств, а также в связи с противоречием ст. 411 -- 413 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР (в части обращения взыс-кания на основные и оборотные фонды и юридических лиц) ст. 56 части первой ГК РФ. Оговорен и срок действия этого Указа: до принятия феде-ральных законов, регламентирующих порядок исполнения решений об об-ращении взыскания на имущество организаций, и внесения соответствую-щих изменений в ГПК РСФСР.В Конституции РФ дается неоднозначная характеристика актов Прези-дента РФ. В ст. 90 говорится о том, что Президент РФ издает указы и распоряжения (последние отличаются ненормативным характером). В п. 1 ст. 115 речь идет о нормативных указах Президента РФ как об основании для издания актов Правительства, а в п. «а» ст. 125 -- о разрешении Кон-ституционным Судом РФ дел о соответствии Конституции РФ норматив-ных актов Президента РФ. А вот п. 3 ст. 90 Конституции РФ гласит: «Ука-зы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны проти-воречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» и ориентирует правотворчество Президента РФ на строгое соблюдение осно-вополагающего принципа российской правовой системы: принципа верхо-венства законов над иными правовыми актами.По юридической силе указы Президента РФ подразделяются на норматив-ные и правоприменительные. Нормативные указы содержат нормы права и регулируют разнообразные сферы общественной жизни, имеют общеобяза-тельный характер, а правоприменительные указы носят индивидуально-разо-вый характер и принимаются по конкретным вопросам управленческой дея-тельности (например, указ Президента РФ о назначении на должность какого-либо министра, о присвоении звания или награждении орденом и пр.).Распоряжения Президента (как уже отмечено) ненормативны и прини-маются по различного рода оперативным вопросам государственного уп-равления (например, о создании всевозможного рода рабочих комиссий, о выделении средств из резервного фонда на те или иные нужды и пр.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|