реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Деятельность милиции по обеспечению прав и свобод граждан

реферат
настоящее время в Российской Федерации действует около 600 федеральных законодательных актов, нормативных указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, устанавливающих основы организации и деятельности милиции и органов внутренних дел Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217.. Большинство из них являются базовыми законодательными актами, определяющими организационно-правовой статус милиции, органов внутренних дел и внутренних войск, отдельные направления их деятельности. Важнейшие из них: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I (ред. от 2 октября 2007 г.) «О милиции» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503, Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"Закон РФ от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ (ред. От 30 октября 2007 г.) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - N 6. Ст. 711., Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" Закон РФ от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 18 октября 2007 г.) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1994. - N 35. - Ст. 3649, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" Закон РФ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873 и др.

За 1990 - 2007 гг. фактически сформирована новая российская законодательная база организации и деятельности милиции, которая охватывает основные направления оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности милиции. Так, например, приняты Федеральные законы "Об оперативно-розыскной деятельности" Закон РФ от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) "Об оперативно-розыскной деятельности" // Российская газета. - N 160. - 18.08.1995, "О наркотических средствах и психотропных веществах" Закон РФ от 8 января 1998 года N 3-ФЗ (ред. от 24 июля 2007 г.) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. - N 2. - Ст. 219, "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" Закон РФ от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ (ред. от 6 июня 2007 г.) «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3806, "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Закон РФ от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 1 декабря 2007 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 июня 1999г. - №26. - Ст.3177. (от 24. июня 1999 г. № 120-ФЗ).

В нормативно-правовую основу регулирования деятельности милиции по обеспечению прав и свобод человека и гражданина включаются и международно-правовые акты, которые в соответствии с п.4 ст.15 Конституции РФ входят в национальную правовую систему России. Так, за последние годы существенно расширилось правовое регулирование международного сотрудничества. Заключено более 60 международных соглашений межведомственного характера Черников В.В. Перспективы совершенствования правового обеспечения деятельности органов внутренних дел. // Правовая наука на рубеже ХХ1 столетия. Омск. 2000. С. 217..

И все же основным нормативным актом, определяющим статус милиции является Закон РФ "О милиции", принятый десять лет назад, в 1991 г. Анализируя положения данного закона и практику его применения, надо сказать, что к настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесение корректив в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции функционирования этой государственной структуры. Иными словами милиция нуждается в совершенствовании Федерального закона. То обстоятельство, что ныне действующий закон разрабатывался и был принят в условиях революционного перехода от одного общественного строя к другому, наложило отпечаток и на юридическое оформление статуса милиции. Она определяется как милитаризованная система органов исполнительной власти, входящих в Министерство внутренних дел России. В милиции введена воинская дисциплина, на нее распространяются действия дисциплинарных уставов и положений, милиция находится на централизованном государственном обеспечении.

Исполнительный характер милиции проявляется в том, что перед ней поставлены в основном "криминальные" задачи, т.е. профессиональные задачи, связанные с борьбой с преступностью и пресечением административных правонарушений. В результате этой борьбы в стране ежегодно органами внутренних дел, в том числе и милицией привлекается к административной ответственности более 75 миллионов граждан, т.е. почти все работоспособное население, или более 70% избирателей страны. Возникает вопрос: с кем воюет государство в лице своих органов?

Исполнительный характер милиции наиболее ярко выражается в исполнении ею таких обязанностей, как оказание помощи юридическим лицам в защите прав и законных интересов в пределах, установленных законом, проводить в жизнь мероприятия, вытекающие из функций, осуществляемых МВД. Представляется, что обеспечение милицией обязанности оказывать помощь юридическим лицам, а иначе говоря всем ведомствам и организациям при проведении последними в жизнь возложенных на них задач и заданий отражает, на наш взгляд, слабость государственного аппарата, судебной власти, сохранение местнических тенденций, является свидетельством наличия приемов государственного управления, присущих военным режимам (например, использование сотрудников различных служб милиции в качестве так называемых "масок-шоу", т.е. в качестве инструмента грубого насилия, принуждения при смене собственника того или иного предприятия, организации, учреждения, банка и т.д.), когда главенствующее значение отводится методам принуждения. Весьма показательно, что похожие явления отмечались в организации и деятельности милиции в период проведения новой экономической политики в 1921 - 1929 гг Полиция и милиция России: страницы истории / А.В. Борисов, А.Н. Дугин , А.Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев -. М., 1995. С. 114-137.. Очевидно, что в известной мере через этот канал осуществляется государственное регулирование современной экономической политики.

Обширные изменения, внесенные в закон о милиции в 1999 г. не внесли сколько-нибудь существенных коррективов в государственно-правовой статус милиции. Несмотря на закрепленный в Конституции РФ принцип разделения властей, означающий создание в государстве органов законодательной, исполнительной и судебной власти, термин "исполнительный" орган в сознании российских должностных лиц все еще означает подсобный, вспомогательный орган, а не орган, исполняющий закон. Что касается милиции, то это можно проиллюстрировать на примере возложения на нее обязанностей по содействию другим государственным органам. Законом "О милиции" в п.22 ст.10 устанавливается обязанность милиции осуществлять привод в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированных судом, уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями…, в п.23 ст.10 устанавливается обязанность оказывать содействие в пределах своих полномочий должностным лицам органов государственной власти и органов местного самоуправления… в осуществлении их законной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 589 "Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ" Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. N 589 (ред. от 4 августа 2005 г.) «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» // Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992 г.- N 8. - Ст. 507 на милицейские подразделения возлагаются задачи по оказанию других "неопределенных законом" и неясных по содержанию услуг собственникам, но предусмотренных договорами.

То есть эта модель милиции не рассчитана на функционирование в рамках жестких ограничений, связанных с необходимостью соблюдения основных прав человека и гражданина, которые правовое государство обязано налагать на свои полицейские структуры. К настоящему времени назрела острая необходимость переоценки социальной роли милиции, принципов ее взаимоотношений с личностью, внесения коррективов в систему целей и приоритетов милицейской деятельности, т.е. переосмысления и разработки новой концепции содержания правового регулирования организации и деятельности милиции.

Большую роль в выработке перспективного видения развития законодательной базы, планомерного и научного подхода к проблеме дальнейшего развития правового обеспечения деятельности милиции сыграла состоявшаяся в августе 1999 г. коллегия МВД России, на которой была утверждена Концепция совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ней на основе глубокого и всестороннего анализа современного состояния правовой базы организации и деятельности системы Министерства намечены цели, задачи и главные направления оптимизации милиции, органов внутренних дел и внутренних войск.

Перечень подлежащих разработке (доработке) проектов законодательных актов, регулирующих деятельность милиции, органов внутренних дел и внутренних войск на ближайшую перспективу достаточно широк. Среди них: проекты федеральных законов "Об органах внутренних дел Российской Федерации", "О государственной службе в органах внутренних дел Российской Федерации", "О борьбе с коррупцией" и многие другие.

Однако указанные федеральные законы до сих пор не приняты. Кроме того, этот перечень не является исчерпывающим и работа по совершенствованию правового обеспечения организации и деятельности милиции, органов внутренних дел может и должна быть продолжена. В этом направлении необходимо осуществить следующее.

Представляется, что в числе первоочередных мер необходимо принятие новых российских федеральных законов в тех сферах организации деятельности милиции, органов внутренних дел, где будет сформулирована концепция охраны и защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

С учетом организации деятельности милиции в условиях так называемых горячих точек, других государственных режимов и состояний срочно требуется законодательное урегулирование тех общественных отношений, связанных прямо или косвенно с организацией деятельности милиции, органов внутренних дел, которые до сих пор не урегулированы или урегулированы недостаточно. Речь идет о законодательном регулировании чрезвычайного и военного положений, постконституционного периода и особенно временных переходных периодов, об организации государственной власти с институтами президента, парламента, правительства, губернатора, о внутрифедеральных границах, об административно-территориальном устройстве, о конституционных основах собственности и бюджетно-налоговой системы, об охране и защите прав и свобод человека и гражданина и др. Бутылин В.Н. Институт государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан // Журнал российского права.- 2001. - N 12. - С. 31

Необходимо привести в соответствие с Конституцией РФ и общепризнанными нормами международного права законодательные акты, касающиеся организации и деятельности милиции, органов внутренних дел и затрагивающие основные права и свободы человека и гражданина. К примеру, судьи Конституционного Суда РФ Т.Г. Морщакова и А.Л. Кононов в своих мнениях по результатам рассмотрения жалобы гражданки И.Г. Черновой доказали, что в ныне действующем законе об оперативно-розыскной деятельности недостаточно четко определены допустимые процедуры и условия оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих неприкосновенность частной жизни граждан. К сожалению, в законе об оперативно-розыскной деятельности не установлено каких-либо ограничений для видов и объема собираемой информации о частной жизни граждан.

В то же время требуется повышение качества содержания законодательных актов об организации деятельности милиции, органов внутренних дел. Это связано с наличием в действующих актах большого количества отсылочных норм, низким уровнем юридической техники, неудовлетворительным ресурсным обеспечением принятых законов.

Для повышения результативности работы необходимо постоянное обучение сотрудников милиции, органов и подразделений внутренних дел знанию современной законодательной основы организации и деятельности милиции, органов внутренних дел. К примеру, большинство руководителей служб милиции, органов и подразделений внутренних дел имеют высшее образование, полученное при тоталитарном социализме, когда в юридических вузах страны изучали не конституционное, а государственное право и советское строительство, в теории и практике процветал догматизм, а законодательная основа организации и деятельности милиции, органов внутренних дел вообще отсутствовала в стране.

Надо сказать, что правовое обеспечение организации деятельности милиции, органов внутренних дел как задачу, стоящую перед МВД России, не удастся решить, если не развивать активность и инициативу российских граждан и самих сотрудников милиции, органов внутренних дел, не повысить их чувство гражданственности и государственности, как необходимых для жизни общества институтов.

Федеральные законодательные акты об организации деятельности милиции, органов внутренних дел могут быть развернуты и реализованы с помощью законодательства субъектов Российской Федерации.

Основными направлениями нормотворческой деятельности органов законодательной власти субъектов РФ в сфере организации и деятельности милиции являются:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.