Деятельность милиции по обеспечению прав и свобод граждан
2 Содержание - Введение
- 1. Понятие и сущность охраны конституционных прав и свобод граждан российской федерации
- 2. Теоретические основы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод человека и гражданина в российской федерации
- 3. Особенности нормативного регулирования деятельности милиции по охране конституционных прав и свобод граждан российской федерации
- Заключение
- Список использованных источников и литературы
ВведениеАктуальность темы исследования. В современных условиях, когда в России неизмеримо остро возрастает динамизм социальных процессов, масштабность решаемых государством и обществом задач, как никогда ранее повышается роль прав человека и гражданина, роль знания и использования механизмов их охраны и защиты, путей повышения эффективности работы в этой сфере всех государственных, правоохранительных органов и, в частности, милиции. Ибо реальные характеристики состояния этого вопроса в любом государстве отражают состояние государственности, правопорядка в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.В то же время сочетание таких институтов, как милиция и права человека у многих наших сограждан вызывает недоумение, а у других наоборот - понимание. Это и понятно, так как история организации и деятельности милиции в России с точки зрения соблюдения и защиты прав граждан милицией характеризуется неоднозначно.С одной стороны сотрудники милиции - нередко с риском для жизни - делают многое по защите прав и свобод человека, обеспечению личной безопасности граждан России. Примерами могут служить операции по освобождению заложников, задержанию преступников, спасению людей и имущества во время стихийных бедствий, по борьбе с терроризмом, оказанию помощи гражданам при затруднительных или чрезвычайных для них обстоятельствах и так далее.С другой стороны используемые данными органами средства и методы работы бывают неадекватны реальным потребностям охраны и защиты прав человека, а в ряде случаев не соответствуют нормативным установлениям. Нередки случаи, когда сотрудники сами причиняют гражданину вред, нарушают его права и свободы, уповая лишь на силу как главное средство осуществления служебных функций. Так, большое число адресованных Уполномоченному по правам человека в РФ жалоб, а также многочисленные сообщения средств массовой информации, правозащитных организаций, в том числе международных, свидетельствуют о том, что данная проблема обрела общероссийский характер.И все же для милиции важнейшим инструментом воздействия на устойчивость общественных процессов является право и его высшее проявление - права человека, объективирующие его свободу, автономию, параметры оптимального взаимодействия индивида и государства. Обеспечение, то есть охрана и защита неотъемлемых прав человека - важнейший элемент и необходимое условие развития российского общества и государства.Теория и практика охраны прав граждан в деятельности милиции тесно связана с формированием в России нового государственно-правового механизма осуществления власти, механизма охраны и защиты прав и свобод граждан. Россия испытывает влияние таких процессов, как поиск новой теории организации государственной власти, изменения ее природы.Следовательно, реализация основных прав и свобод граждан, а значит, и социальная стабильность в стране зависят от всесторонне продуманной государственной политики, в том числе и в рассматриваемой сфере отношений. Но, прежде чем начинать заниматься организацией деятельности государственных органов, милиции в этой важнейшей сфере жизни и деятельности общества, и руководителям, и сотрудникам необходимо узнать, изучить то, что органы внутренних дел, милиция должны охранять, защищать и обеспечивать, то есть конституционные права и свободы человека и гражданина и как, какими средствами и способами они должны это делать, руководствоваться в своей деятельности. Для этого и предназначено данное исследование.Степень разработанности темы исследования. Проблемы реализации, обеспечения прав и свобод личности всегда были в центре внимания юридической науки. Ей посвятили свои труды: Ю.В. Анюхин, С.С. Алексеев, В.С. Афанасьев, В.Д. Ардашкин, В.М. Баранов, П.П. Баранов, А.Г. Бережнов, Н.С. Бондарь, В.Н. Бутылин, Н.В. Витрук, И.В. Гончаров, И.Я. Дюрягин, В.Д. Зорькин, А.А. Кененов, Е.В. Киричек, С.А. Комаров, В.Н. Кудрявцев, В.А. Кучинский, В.В. Лазарев, О.Э. Лейст, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, Н.И. Матузов, А.С. Мордовец, И.В. Ростовщиков и многие другие.Труды одних из них заложили теоретические основы, фундамент для современного понимания характера и специфики правового статуса личности, гарантий его реализации и обеспечения. Другие - развивают проблематику в связи с глубокими политическими и социально-экономическими преобразованиями в России.Признавая достигнутое, следует все же сказать, что проблемы государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод, роль и место милиции в этом механизме не были, по существу, предметом серьезного всестороннего научного анализа.Объект исследования. В качестве объекта исследования в рамках темы рассмотрены общественные отношения, складывающиеся в процессе действия государственно-правового механизма охраны конституционных прав и свобод граждан, субъектами которых являются милиция и другие государственные органы, общественные объединения.Предметом исследования является деятельность милиции и других государственных органов по организации и практическому осуществлению государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан.Цели и задачи исследования. Целью исследования является рассмотрение государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, раскрытие содержания деятельности милиции по охране основных прав и свобод граждан.Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:проанализировать систему и динамику развития конституционных прав и свобод граждан и гарантий их обеспечения;изучить федеральное и региональное законодательство, составляющие основу правового положения человека и гражданина в Российской Федерации;исследовать теоретические, правовые и организационные основы государственной охраны конституционных прав и свобод граждан;раскрыть место и роль милиции в государственно-правовом механизме охраны основных прав и свобод граждан;проанализировать правовое обеспечение деятельности милиции в механизме охраны основных прав и свобод граждан.Методологическая и нормативная основы исследования. Методологическую основу составляет диалектический метод познания, исторический, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, общесоциологические и правовые методы. Приоритетным началом при исследовании явилось соблюдение принципа взаимосвязи общего, особенного и единичного, исторического и логического, абстрактного и конкретного, что позволило осмысливать и раскрывать предмет в обобщающих закономерностях и в разнообразных аспектах, деталях, а в конечном счете решить поставленные автором задачи, достичь обозначенную цель.В ходе работы автором работы проанализированы правовые и иные источники: Конституция РФ, конституции зарубежных стран, конституционное, административное, уголовное, гражданское, процессуальное и иное федеральное российское законодательство, законодательство субъектов РФ, разъяснения и постановления Конституционного Суда РФ, Пленумов Верховного Суда РФ, Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, решения Прокуратуры РФ, другой юридический материал, а также международно-правовые акты.Научная новизна исследования определяется постановкой вопроса и комплексным подходом к теоретической разработке проблемы механизма государственно-правовой охраны конституционных прав и свобод граждан, роли и места милиции в указанной сфере деятельности государства.Конкретно научная новизна выражается в следующем:определена правовая природа и содержание этого института;проанализирован накопленный в Российской Федерации опыт государственной охраны прав и свобод человека и гражданина;определены наиболее актуальные проблемы в сфере государственной охраны прав и свобод человека и гражданина и на этой основе сформулированы выводы и научно-практические рекомендации.Структура работы определена исходя из целей и задач исследования и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.1. Понятие и сущность охраны конституционных прав и свобод граждан российской федерацииВ юридической литературе и законодательстве права и свободы граждан в прошлом и в настоящем характеризуются как сложное общественное явление. Между тем они, будучи сложной правовой категорией, представляют собой не простую совокупность, а систему, так как им присущи все качества последней: единство и внутренняя дифференциация Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. С. 162..Права и свободы едины в том смысле, что все они возникают и формируются на основе существующих общественных отношений, которые составляют их содержание; все они так или иначе выражают интересы и потребности как всего российского общества, так и его отдельных членов; все они представляют собой возможности, закрепленные в нормах закона, а их содержание определяется конкретными условиями жизни людей.Для правильного понимания основ охраны конституционных прав и свобод личности важно знать не только то, что закрепляющие ее положение права и свободы образуют систему, состоящую из группы прав, относящихся к различным отраслям, но и необходимо четко представлять себе, каково их значение во всей системе, какие функции выполняет та или другая отраслевая группа прав и свобод в оформлении юридического состояния, каковы взаимоотношения между этими группами и какова роль различных субъектов права, особенно государственных органов в обеспечении действия этих прав и свобод. Поэтому данная работа и посвящена такому сложному и малоизученному явлению, как государственно-правовой механизм охраны основных, конституционных прав и свобод граждан, месту и роли в этом механизме милиции, как самого массового органа исполнительной власти.Необходимо сказать, что конституционные права и свободы человека и гражданина, их наличие, состояние и развитие зависят от уровня развития всех общественных институтов - экономики, политики, культуры, права. Государство в лице его органов обязано создавать такие благоприятные условия для реализации прав и свобод граждан, как эффективная экономика, демократический политический режим, развитое законодательство, высокий уровень правосознания, что способствуют успешному претворению в жизнь прав и свобод граждан. К сожалению, в настоящее время положение дел с обеспечением прав и свобод в России оставляет желать лучшего.Безусловно, важнейшая роль в обеспечении конституционных прав и свобод граждан принадлежит государству и праву. Вместе с тем наличие правовых норм, закрепляющих возможность гражданина на беспрепятственное пользование этими правами и свободами, вовсе не означает, что каждому гражданину автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита. Наличие таких норм является необходимым, но не достаточным условием для реализации личностью своих прав и свобод в практике общественных отношений, ибо от принятия закона до его исполнения - дистанция огромного размера. Требуется не только провозглашение в Конституции права личности, но и его материализация - действительное получение ею того блага, которое составляет содержание данного права, т.е. его реализация.Процесс реализации прав граждан носит достаточно сложный характер и имеет определенную структуру. Совокупность средств, обеспечивающих реализацию права, их применение и действие составляют особый механизм перевода общих предписаний в индивидуальное поведение субъектов права. Под механизмом реализации понимается способ осуществления прав и свобод, то есть особым образом согласованные правомерные положительные действия личности, всех обязанных и иных субъектов права, а также условия и факторы, влияющие на этот процесс. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: эволюция развития // Адвокат, 2006 г., N 6 - С. 14Особенность реализации конституционных прав и свобод заключается в том, что субъект постоянно должен пользоваться правами и свободами, например, жизнью, здоровьем, свободой, то есть благами, неотъемлемыми от него. Ему, как правило, не надо предпринимать активных усилий по достижению результатов, предусмотренных конституционными правами, поскольку их осуществление выражается в определенном фактическом состоянии субъекта, который непрерывно пользуется благами, в виде прав и свобод и при этом само это пользование прямо не связано с действием или бездействием Рудинский Ф.М. Личность и социалистическая законность. - Волгоград, 1976. С. 49.. Исключение составляют лишь те случаи, когда гражданин вынужден прибегать к защите, например, необходимой обороне. Но в целом, его конституционные права и свободы обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Эта деятельность направлена на борьбу с правонарушениями, посягающими на различные конституционные прав и свободы граждан. Поэтому реализация конституционных прав граждан проявляется в основном в деятельности государственных органов по их охране и защите от противоправных посягательств и совпадает с ней. В этом как раз и заключается особенность претворения исследуемых прав и свобод.Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав - с другой, все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод. Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|