реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административный процесс

реферат
p align="left"> 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ

Вопрос о принятии такого акта, как Админист-ративно-процессуальный кодекс, ставился учены-ми-процессуалистами и учеными-административис-тами давно. При этом точки зрения о месте и содер-жании норм, регламентирующих судопроизводство по административным делам, весьма неоднозначно представлены в юридической науке.

Так, Г.Л. Осокина еще в 1990 г. предлагала «по мере становления административно-процессуаль-ной отрасли советского права исключить из ГПК РСФСР гл. 22,23,24,24-1,25, поместив их в адми-нистративно-процессуальные кодексы союзных республик». Необходимость особой процессу-альной формы проверки законности администра-тивных актов в области гражданских, семейных, жилищных, земельных и других правоотношений отмечали Д.М. Чечот Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973. С. 10-12., Б.Н. Юрков Юрков Б.Н. Проблемы судебного контроля и надзора в советском государственном управлении. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. Харьков, 1988. С. 16-17., И.М. Зай-цев Зайцев И.М. Административные иски // Российская юсти-ция. 1996. № 4. С. 23-25.. Проблемам сущности административных споров и формы их разрешения значительное вни-мание уделено учеными-административистами.

Представители науки административного права главным образом заняты разработкой таких адми-нистративно-процессуальных норм, которые упо-рядочили бы эффективность разрешения споров в сфере управленческих отношений. Этим вопросам посвящены многочисленные труды В.Д. Сороки-на, Н.Г. Салищевой, Е.В. Додина и др.

Некоторые ученые-административисты дают широкое понятие административного процесса и предлагают в связи с этим соответствующую мо-дель Административно-процессуального кодек-са, предназначенную и для упорядочения органи-зационно-исполнительной деятельности, и для разрешения споров в сфере управления между гражданами и органами власти. Предлагается в этих же кодексах предусмотреть разрешение спо-ров как в порядке подчиненности, так и судебны-ми органами (суды общей юрисдикции, админист-ративные суды. Ю.А. Тихомиров с последова-тельной настойчивостью предлагает поэтапное формирование современной административной юстиции, не допуская излишней поспешности в такой важной сфере, как создание администра-тивных судов, которые и будут осуществлять су-дебную власть посредством административного судопроизводства. Он считает необходимым разработать Федеральный закон «Об админист-ративной юстиции Российской Федерации» и подготовить Основы и Кодекс административ-ного судопроизводства Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 790.. Н.Г. Салищева и Н.Ю. Хаманева считают, что нужен единый нор-мативный акт, и на его создание следует обратить внимание ученых-административистов Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере испол-нительной власти. М., 1997. С. 231.. Пра-вильнее, видимо, говорить в данном случае о сов-местном сотрудничестве с учеными-процессуали-стами, тем более что в заключение авторы (уже неоднократно) ставят вопрос о подготовке адми-нистративных судов, о подготовке и принятии Кодекса РФ об административном судопроизводстве Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрис-дикция в СССР. М., 1970. С. 11-12.. Имеются и другие суждения о месте адми-нистративного судопроизводства в судебной сис-теме Российской Федерации. Так, В.А. Туманов полагает, что административное судопроизводст-во должно развиваться не путем создания само-стоятельной судебной системы административ-ных судов, а «путем создания в областных, крае-вых, верховных судах республик, в Верховном Суде Российской Федерации специализирован-ных административных палат». Предметное обсуждение проблемы админист-ративного судопроизводства в сегодняшней пра-вовой реальности напрямую связано с реализаци-ей идеи создания административных судов в Рос-сийской Федерации. Председатель Верховного Суда РФ, доктор юрид. наук. В.М. Лебедев изло-жил Президенту РФ В.В. Путину концепцию со-здания административных судов в системе судов общей юрисдикции. С одобрения В.В. Путина Верховный Суд РФ внес в Государственную Думу на правах законодательной инициативы проект Федерального конституционного закона «О Фе-деральных административных судах в Российской Федерации». По мнению В.М. Лебедева, эти суды «должны рассматривать жалобы граждан на дея-тельность должностных лиц, органов управления и местного самоуправления, а также дела, связан-ные с обжалованием в суде нормативных актов и с нарушением избирательных прав граждан».

Ю.А. Тихомиров полагает, что в порядке адми-нистративного судопроизводства следует рассма-тривать четыре основные группы дел. К первой группе он относит все дела, имеющие публично-правовой характер, например оспаривание отказа в предоставлении публичной информации, о пре-пятствиях к занятию должности, о выборах и т.п. К этой же группе предлагается отнести споры о законности привлечения к административной от-ветственности граждан и должностных лиц в со-ответствии с нормами КоАП. Вторую группу должны составить дела по спорам о правомерно-сти нормативных и ненормативных правовых ак-тов. Третью группу составят тематические споры: из бюджетного, налогового, санитарно-эпидемиологического, экологического, таможен-ного законодательства. В четвертую группу сле-довало бы объединить дела по спорам о компе-тенции в системе органов исполнительной власти, т.е. все споры по аспектам деятельности органов власти, управления, в том числе и по «вертикали» между однородными федеральными и региональ-ными органами.

Предложенная классификация не бесспорна с точки зрения критериев, по которым принято объединение в тот или иной процессуальный ин-ститут дел, подлежащих рассмотрению в порядке того или иного вида судопроизводства граждан-ского процесса (исковое, особое, производство из административно-правовых отношений). С точки зрения процессуальной науки в предложенной классификации не прослеживается объедини-тельная концепция: общность, схожесть процес-суальных средств защиты, используемых судом при разрешении этих споров. Так, вряд ли право-мерно объединение в одну группу (первую, к при-меру) споров из публичных правоотношений, где предметом судебной защиты является публично-правовой интерес, с делами по спорам о праве ад-министративном «в чистом» виде - из отношений, урегулированных Кодексом об административ-ных правонарушениях.

Считается более правильным критерием объе-динения процессуальных институтов в правовую общность считать особенность процессуальных средств, применяемых судом для правильного рассмотрения и разрешения соответствующих категорий дел. При таком подходе классифика-ция споров, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства, должна быть несколько иной. Следует отметить, что вы-бор тех или иных процессуальных средств для разрешения того или иного правового конфликта суд определяет, исходя из предмета судебной за-щиты по тому или иному конкретному спору.

Предмет судебной защиты по административ-ным делам неоднороден. Защите могут подле-жать как субъективные материальные права, воз-никающие из административно-правовых отноше-ний (например, о защите жилищного, земельного, финансового, пенсионного права и т.п.), так и публичные права, свободы, охраняемые законом интересы граждан (например, защита избира-тельных прав, права на выезд из страны и въезд в страну и т.п.). По предмету судебной защиты все административные иски могут быть классифици-рованы следующим образом.

Первую группу составят иски, возникающие из публично-правовых отношений, где предме-том судебной защиты непосредственно являются публично-правовые интересы гражданина (груп-пы граждан).

Вторую группу будут составлять иски по защи-те субъективных прав граждан, нарушенных из-данием незаконного административного акта, принятием должностным лицом решения, совер-шения иного юридически значимого действия в от-ношении гражданина, которыми, по его мнению, нарушены его жилищные, земельные, граждан-ские, пенсионные и другие субъективные права.

К третьей группе следует отнести иски по ос-париванию законности привлечения граждан или должностных лиц к административной ответст-венности в соответствий с нормами КоАП. Эти иски можно назвать исками об административ-ных правонарушениях.

Предложенная классификация исков по спо-рам граждан с органами публичной власти может составить содержание соответствующей нормы об определении подсудности дел, подлежащих рассмотрению административными судами в по-рядке административного судопроизводства. Чтобы не допустить поспешности в формирова-нии административных судов и выработке адек-ватных для них процессуальных средств разреше-ния административных дел, целесообразным представляется использование гражданской про-цессуальной формы как универсальной, обеспе-чивающей рассмотрение и разрешение всех пра-вовых конфликтов, возникающих из цивилистических (не уголовных) правоотношений.

Следует особо подчеркнуть, что понятие «гражданская процессуальная форма» не тожде-ственно понятию «гражданское судопроизводст-во». Гражданская процессуальная форма обеспе-чивает общее и специальное регулирование гражданского судопроизводства (рассмотрение гражданско-правовых исков), административно-го судопроизводства (рассмотрение администра-тивных исков) и особого производства (установ-ление фактов или обстоятельств, имеющих юри-дическое значение) Скитович В.В. Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. М., 1999. С. 36-37..

Сегодняшние правовые реалии таковы, что настала объективная необходимость создания в системе судов общей юрисдикции специализиро-ванных административных судов по рассмотре-нию и разрешению споров, возникающих в сфере административно-правовых отношений (власте-отношений). Эти споры должны разрешаться в порядке административного судопроизводства.

Административное судопроизводство - это процессуальная форма деятельности администра-тивного суда по рассмотрению и разрешению ад-министративных споров, возникающих между ор-ганами публичной власти или их должностными лицами и гражданами, другими субъектами влас-теотношений, о законности принятых правовых актов, решений, действий (бездействия). Админи-стративное судопроизводство обеспечивается общими и специальными нормами гражданской процессуальной формы, урегулированной граж-данским процессуальным законодательством (ГПК). Возможно, в будущем в связи с изменени-ем судебной системы Российской Федерации воз-никнет необходимость в отдельном нормативном процессуальном регулировании административ-ного судопроизводства в виде Административно-го процессуального (судопроизводственного) ко-декса РФ Салищева Н.Г, Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. №. 1 . С. 5 - 11..

Как заметил В.В. Скитович, «понятие "адми-нистративный иск", как и "административный спор", может быть легализовано лишь при том непременном условии, когда административная юстиция обретет все необходимые черты само-стоятельной судебной власти. Поскольку в этом случае данный термин будет функционировать в рамках собственной системы процессуальных ко-ординат» Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6. С. 5 - 13..

Дальнейшее исследование проблем админист-ративного судопроизводства следовало бы разви-вать в направлении изучения практики рассмот-рения и разрешения дел возникающих из админи-стративно-правовых отношений, выявления пробелов законодательства, вопросов, требую-щих своевременного законодательного разреше-ния в отраслях как материального, так и процес-суального права. Это позволит ускорить разра-ботку и завершение всех поставленных вопросов теории и законодательства по созданию в системе судов общей юрисдикции административных су-дов по рассмотрению и разрешению споров граж-дан с органами публичной власти в порядке адми-нистративного судопроизводства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, можно констатировать, что на сегодняшний день в России, наконец, начинает проявляться политическая воля к выделению в судебной системе специализированных административных судов, осуществляющих административное судопроизводство.

Правовая основа судебной защиты прав и свобод граждан, содержащаяся в современном российском законодательстве, характеризуется излишней усложненностью, противоречивостью и нестабильностью. Несогласованность и непоследовательность в вопросе административной юстиции подтверждается тем, что по сей день в России не существует единой правовой отрасли, которая всесторонне регламентировала бы материальные и процессуальные вопросы административной юстиции. Между тем, все главные юридические предпосылки к введению этого важнейшего вида судебного контроля - налицо, причем не вызывает сомнения их соответствие высшему стандарту демократического правового режима.

Административная юстиция должна быть выделена в самостоятельную ветвь судопроизводства (правосудия), занимающегося рассмотрением возникающих в сфере управления правовых споров и направленного на обеспечение субъективных публичных прав и свобод граждан, а также других субъектов права. С юридической, процессуальной точки зрения, данный правовой институт должен быть назван административным процессом, по аналогии с гражданским процессом, или уголовным.

Административная юстиция должна стать полноценным судебным контролем за действиями и решениями исполнительной власти и призвана обеспечивать права и свободы человека и гражданина.

И, наконец, учитывая, что в России на сегодняшний день сложилась материальная и процессуальная база, имеются теоретические разработки, изучен зарубежный опыт административной юстиции, следует признать насущной задачу разработки проекта ФКЗ «О федеральных административных судах в РФ», и Административно-процессуального кодекса, включающего в себя статьи о порядке рассмотрения споров между гражданами и другими субъектами права и органами исполнительной власти, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. Принятие таких законов и внесение соответствующих изменений в уже действующие федеральные законы способствовало бы созданию судебной власти, реально контролирующей управленческий процесс и участвующих в нем субъектов права.

Нам нужна сильная судебная власть, которая могла бы обеспечить подлинную защиту конституционных прав и свобод граждан, и одной из гарантий этого является специализация судов, в частности, создание судов административной юрисдикции.

Необходимость таких судов обосновывается их особыми задачами по отношению к исполнительной власти и контрольных функций, так как для перспективной и своевременной администрации (управления), решающей многочисленные задачи, нужен полный и широкий судебный контроль.

Потребуется сформировать массив материальных и процессуальных административных норм. Законодательство в данной сфере, как известно, относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). С учетом этого систему административного и административно-процессуального законодательства можно представить на федеральном уровне в следующем виде:

а) Основы административно-процессуального законодательства;

б) Основы административного судопроизводства (участники, процессуальные действия и т.п.) и в качестве их составной части возможен Кодекс административного судопроизводства;

в) Закон о порядке обращений граждан, рассмотрения их заявлений и жалоб в государственных органах;

г) Закон о предоставлении гражданам информации органами исполнительной власти;

д) Закон о порядке рассмотрения споров о компетенции в системе органов исполнительной власти;

е) обновленные нормы КоАП;

ж) Закон об административных судах.

Предложенная стратегия развития административного судопроизводства рассчитана на достижение трех целей - обеспечение легальности и прочной законодательной основы всей управленческой, административной деятельности, повышение ее эффективности, укрепление системы судебной защиты в нашей стране.

ГЛОССАРИЙ

Акт судебной власти

приговор, решение, определение и др.

Административная ответственность

юридическая ответственность граждан и должностных лиц за совершение ими административного правонарушения.

Административное взыскание

мера ответственности за совершение административного правонарушения.

Административная юрисдикция

деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разбирательству административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке.

Административная юстиция

в широком смысле - система специальных судебных и квази-судебных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления.

Административная юстиция

в узком смысле - особый процессуальный порядок рассмотрения административных дел и разрешения административно-правовых споров между гражданином или юридическим лицом, с одной стороны, и органом государственного управления - с другой.

Административное право

отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления.

Административное правонарушение

противоправное, виновное действие либо бездействие, которое посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административно-правовые санкции

санкции, применяемые к правонарушителю милицией, полицией, государственной инспекцией и т.п.

Административное задержание

мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении.

Административные суды

в ряде стран - особый вид судов, осуществляющих административное правосудие.

Государственная политика

основные принципы, нормы и деятельность по осуществлению государственной власти. Различают внутреннюю и внешнюю политики.

Неосторожное административное правонарушение

административное правонарушение, совершенное лицом, которое предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия/бездействия, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий; либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Судопроизводство

порядок рассмотрения дел в суде или в административных органах.

Умышленное административное правонарушение

административное правонарушение, совершенное лицом, которое сознавало противоправный характер своего действия/бездействия, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Российская газета. №237. 1993. 25 декабря.

2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.

4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002. № 138-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. 2002. № 66. Ст. 4532.

5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.11.1995. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществле-нии правосудия» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

Научная литература

6. Бахрах Д. Н. Административное судопроизводство, административная юстиция и административный процесс // Государство и право. 2005. № 2.

7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов  Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004.

8. Демин А.А. Административный процесс в развивающихся странах. Учебное пособие. - М., 1987.

9. Демин А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2000. № 11.

10. Загряцков  М. Д.  Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве // Административная юстиция. Конец XIX -- начало XX вв.: Хрестоматия. Т. 1.

11. Зайцев И.М. Административные иски // Российская юсти-ция. 1996. № 4.

12. Додин Е.В. Доказательства в административном про-цессе. М., 1973.

13. Мельникова В.И. Административно-процессуальные нормы: общий обзор // Журнал российского права. 2004. № 3.

14. Осокина Г.Л. Проблемы иска и права на иск. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. Томск, 1990.

15. Осокина Г.Л. Иск (Теория и практика). М., 2000.

16. Панова И.В. Административное судопроизводство в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 10.

17. Панова И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Извеестник вузов. Правоведение. 2000. № 2.

18. Панова И. В. Административно-юрисдикционный процесс. Саратов, 1998.

19. Папелиашвили Г. Административно-процессуальная защита прав и свобод граждан // Законность. 2003. № 10.

20. Попов Ю.А. Административное судопроизводство в системе судов общей юрисдикции // Государство и право. 2002. № 5.

21. Попова Ю.А. Административный иск и про-цессуальная форма его разрешения // Система граж-данской юрисдикции в канун XXI века: современное состо-яние и перспективы развития. Екатеринбург, 2000.

22. Салищева Н.Г. Гражданин и административная юрис-дикция в СССР. М., 1970.

23. Салищева Н.Г, Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. № 1.

24. Серкяев П. Ведение административного судопроизводства - конституционный долг законодателей // Российская юстиция. 2003. №. 12.

25. Скитович В.В. Проблемы административной юстиции как формы реализации судебной власти. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. М., 1999.

26. Старилов  Ю.  Н.  От  административной юстиции к  административному судопроизводству. Воронеж, 2003.

27. Старилов Ю.Н. Административная юстиция. - М., 2001.

28. Старилов Ю.Н. Административный процесс в системе современных научных представлений об административной юстиции // Государство и право. 2004. № 6.

29. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998.

30. Тихомиров Ю.А. Административное судопроизводство в России: перспективы развития // Российская юстиция. 1998. № 8.

31. Уткин Д.В. Административное судопроизводство в современном правовом государстве: Автореф. дисс. канн. юр. наук. - Воронеж, 2004.

32. Уткин Д.В. Административное судопроизводство в системе правового  государства // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж, 2003.

33. Хазанов С.Д. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении // Российский юридический журнал. 2004. № 1.

34. Хаманева Н.Ю. Защита прав граждан в сфере испол-нительной власти. М., 1997.

35. Чечина Н.А. Рассмотрение судами дел, возникающих из административно-правовых отношений (К проекту ГПК РФ) // Правоведение. 1994. № 5.

36. Чечот Д.М. Неисковые производства. М., 1973.

37. Юрков Б.Н. Проблемы судебного контроля и надзора в советском государственном управлении. Автореф. дисс. на соискание уч. ст. доктора юрид. наук. Харьков, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

Принцип осуществления правосудия только судом.

Принцип независимости судей.

Принцип равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Принцип государственного языка.

Принцип гласности.

Принцип законности.

Принцип диспозитивности.

Принцип состязательности.

Принцип процессуального равноправия сторон.

Принцип сочетания устности и письменности.

Принцип непосредственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.