реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административный процесс, сущность и виды

реферат
ротокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, совершившим административное правонарушение. При наличии потерпевших, свидетелей, а также в случаях участия понятых, протокол подписывается этими лицами. Данным лицам также разъясняются их права и обязанности.

В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, совершившее правонарушение в праве представлять объяснения. Прилагаемые к протоколу, замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.

С целью обеспечения последующего ведения производства с наибольшей эффективностью, объективностью и законностью в протоколе также фиксируются доказательства - любые фактические данные, на основании которых в определенном законом порядке органы, уполномоченные рассматривать дело, устанавливают наличие или отсутствие правонарушения, виновность данного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании ст. 638 КоАП РК протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. И должен быть сразу же направлен органу, уполномоченному вести дело об административном правонарушении (ст.640 КоАП РК) вместе со всеми прилагаемыми материалами.

В некоторых случаях, прямо предусмотренных законом (ст.639 КоАП РК), составление протокола не обязательно. Например, при нарушении Правил пользования городским общественным транспортом протокол об административном правонарушении не составляется, а также, когда штраф (не превышающий размера одного месячного расчетного показателя) налагается и взимается, а предупреждение фиксируется на месте совершения правонарушения. Не составляется протокол и в случаях, если производство по делу возбуждено постановлением прокурора.

Если составление протокола является обязательным, а на месте это сделать невозможно (например, не установлена личность правонарушителя), нарушитель может быть доставлен уполномоченным на то лицом в полицию (ст. 618 КоАП РК).

Действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях. Однако, анализ практики дает основание сделать вывод о наличии следующих поводов:

- заявления и письма граждан;

- сообщения государственных органов, организаций, должностных лиц;

- материалы, опубликованные в печати;

- непосредственное выявление должностными лицами или представителями общественности деяний, имеющих признаки административного правонарушения.

Для того чтобы работники полиции и другие должностные лица своевременно пресекали правонарушения, не допускали новых проступков, предотвращали наступление вреда, наказывали действительно виновных, законодатели наделили их необходимыми полномочиями. На стадии возбуждения дела об административном правонарушении к правонарушителю, в необходимых случаях, могут быть применены следующие меры административного пресечения: административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортом и освидетельствование на состояние опьянения. Указанные меры должны преследовать цели: пресечение административных правонарушений, составление протоколов, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела.

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь в случаях, предусмотренных законом (ст.620 КоАП РК), и органами, уполномоченными на то законом (органами внутренних дел, органами пограничной службы, органами транспортной инспекции и т.д.). Общий срок административного задержания не может превышать трех часов. Об административном задержании обязательно должен быть составлен протокол.

Для выявления и пресечения административных правонарушений, обеспечения режима безопасности и своевременного и правильного рассмотрения административных дел применяется личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице. Их целями являются: 1) обнаружение орудий совершения административного правонарушения; 2) обнаружение непосредственных объектов административного правонарушения. Личный досмотр вещей, находящихся при физическом лице, может быть произведен только уполномоченными на то должностными лицами. Личный досмотр вправе провести уполномоченное лицо, одного пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, багажа, орудий охоты и других предметов должен быть произведен в присутствии лица, в собственности или владении которого они находятся, и с участием двух понятых. О личном досмотре составляется протокол и его копия вручается лицу, в отношении которого ведется административное производство.

Изъятие вещей и документов может быть применено лишь в том случае, если: во-первых, они являются орудием или объектами правонарушений; во-вторых, обнаружены при задержании, личном досмотре или досмотре вещей. Изъятие может быть произведено должностными лицами уполномоченных органов. Эти же органы обеспечивают хранение изъятых вещей и документов до рассмотрения административного дела. После рассмотрения дела, изъятое в установленном порядке конфискуется либо возвращается владельцу, либо реализуется или уничтожается, либо хранится при деле. Изъятые государственные награды Республики Казахстан, Казахской ССР, СССР и других государств (ордена, медали, нагрудные знаки) подлежат возврату их законному владельцу. А в случае, если владелец неизвестен, соответствующие награды направляются в Администрацию Президента Республики Казахстан.

Во всех случаях применения мер административного пресечения должностным лицом должен быть составлен отдельный протокол либо должна быть сделана соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении.

Нужно отметить, что применение мер пресечения является необязательным: это является правом, а не обязанностью соответствующего компетентного органа.

В указанной стадии совершаются первоначальные процессуальные действия, обеспечивающие рассмотрение и разрешение в дальнейшем дела по существу.

2.3 Рассмотрение дела об административном правонарушении, вынесение постановления, его обжалование и опротестование

Основная стадия административного производства, на которой проявляются все особенности, основные черты, свойственные этому виду процессуальной деятельности - это рассмотрение дела об административном правонарушении.

Рассматривать дела об административных правонарушениях вправе следующие органы и должностные лица:

1) судьи районных и приравненных к ним судов;

2) районные (городские), районные в городах комиссии по защите прав несовершеннолетних;

3) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие органы государственного надзора и контроля (их должностные лица), уполномоченные на то статьями 543 - 576 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Законом также определен правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении. К ним относятся: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; законные представители; адвокат; свидетели; эксперты и переводчик. Участие прокурора не является обязательным, кроме дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетним лицом, а также влекущие административный арест (ст.599 ч.2 КоАП РК).

Согласно ст. 24 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях дело рассматривается открыто. Это требование непосредственно связано с обязанностью соответствующего органа или должностного лица своевременно известить правонарушителя, а также пригласить потерпевшего. Кроме того, по инициативе органа, рассматривающего дело, или по просьбе лица, привлекаемого к ответственности, в ходе рассмотрения материалов могут быть заслушаны специалисты (эксперты) и другие лица, имеющие отношение к рассматриваемому делу.

Вопрос о рассмотрении дела об административном правонарушении в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, урегулирован ст. 584 КоАП РК.

Рассмотрение дела в присутствии правонарушителя создает дополнительную гарантию его правильного и объективного разрешения и одновременно служит целям непосредственного воспитательного воздействия на нарушителя. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, в праве знакомиться с материалами дела, давать заявления, представлять ходатайства. В отсутствии этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.

В некоторых специально предусмотренных законодательством случаях присутствие нарушителя при разбирательстве дела обязательно. При его участии рассматриваются дела о мелком хищении чужого имущества, мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественных местах в пьяном виде, злостном неповиновении законному распоряжению или требованию работника полиции (ст.584 ч.3 КоАП РК). В случае его уклонения от явки по вызову полиции или судьи он может быть органом внутренних дел (полицией) или судебным приставом подвергнут приводу.

Не менее важным является участие в производстве по административному делу потерпевшего. Как и лицо, привлекаемое к административной ответственности, потерпевший в праве знакомиться со всеми материалами дела, заявлять ходатайства, приносить жалобу на постановление по делу (ст.585 КоАП РК).

При рассмотрении дела могут участвовать законные представители лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего (родители, усыновители, опекуны, попечители). Такое участие связано с необходимостью представления интересов несовершеннолетних или лиц, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делу об административном правонарушении.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому стали известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу (ст.594 КоАП РК). При необходимости участия свидетелей при рассмотрении дела их вызов осуществляется органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело.

Если для правильного разрешения дела возникает необходимость в специальных познаниях, орган (должностное лицо) назначает эксперта и ставит перед ним соответствующие вопросы (ст.597 КоАП РК). Эксперт в праве знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы, и обязан дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам. Он имеет право присутствовать при рассмотрении дела. Для участия в производстве по делу об административном правонарушении, если оно ведется на языке, которым не владеет лицо, привлекаемое к административной ответственности, приглашается переводчик. Он обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и выполнить полно и точно порученный ему перевод. Полномочия адвоката, участвующего при рассмотрении дела, удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.

Таким образом, законодательство четко устанавливает круг лиц, участвующих при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также определяет их обязанности и права.

Этим создаются условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, воспитания граждан в духе соблюдения законности.

Важное значение имеет подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, во время которой орган (должностное лицо) должен разрешить следующие вопросы:

- относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела;

- правильно ли составлен протокол и другие материалы дела об административном правонарушении;

- извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения;

- истребованы ли необходимые дополнительные материалы;

- о ходатайствах лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, законных представителей, адвоката.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, по месту жительства правонарушителя. Дела о нарушении правил дорожного движения могут рассматриваться по месту учета транспортных средств. Дела об административных правонарушениях рассматриваются административными комиссиями и комиссиями по делам несовершеннолетних по месту жительства нарушителя (ст. 642 КоАП РК). [23,c.211]

Орган (должностное лицо) при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснять было ли совершенно административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, причинен ли имущественный ущерб, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ст. 649 КоАП РК).

Общий для рассмотрения дел об административных правонарушениях 15-ти дневный срок со дня получения органом протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Однако при поступлении ходатайств от участников производства по административному делу либо при необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен органом (должностным лицом), рассматривающим дело, но не более чем на один месяц.

Однако некоторые категории дел должны быть рассмотрены в особые, сокращенные сроки:

- мелкое хулиганство; распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному распоряжению или требования работника полиции; мелкое хищение чужого имущества и др., совершение которых влечет административный арест - в день получения протокола (ст.647 КоАП РК).

Во всех случаях дело не может быть рассмотрено и подлежит прекращению, если истек установленный ст. 69 КоАП РК срок давности наложения административного взыскания. Согласно этой статье, административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.