реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административный процесс, сущность и виды

реферат
аконодатель, как правило, пытается избежать теоретических сложностей, а следовательно, в статьях КоАП, регулирующих порядок рассмотрения дел (по приватизации, земельным отношениям и др.), на данный момент нет и попыток выделения различных видов административных производств. Однако общеизвестно, что любое производство, в том числе и административное, есть совокупность установленных последовательных действий для достижения какого-либо результата (например, рассмотрение компетентным органом либо уполномоченным лицом административного правонарушения). В литературе содержатся конструктивные подходы к изучению административного производства. Имеющиеся расхождения во взглядах носят непринципиальный характер и зачастую их "провоцирует" законодатель. В законодательстве "управленческий", "административный" и иные слова, связанные с понятием процесса, дают повод для различных оснований классификации административного процесса.

Данная проблема давно вышла за пределы теоретических споров о различии материального и процессуального права. Создаются специализированные административные суды, совершенствуется производство по делам об административных правонарушениях. В этом контексте любое новое суждение или поиски ответов на вопросы в ранних работах (Н. Г. Салищевой, Г. Н. Петрова, В. М. Манохина, А. Е. Лунева и др. - все они должны вывести к решению о возможности кодификации административно-процессуальных норм. Подобная акцентация проблем приводит А. А. Демина к выводу о том, что административный процесс - это процедура трехстороннего разрешения споров, вытекающих из властных отношений (т. е. административных и дисциплинарных споров), в любом органе государства и при любом способе организации такого рассмотрения (эти способы будут составлять разновидности административного процесса). [14, c. 10-18]

С точки зрения Д. Н. Бахраха, административный юрисдикционный процесс представляет собой такую принудительную деятельность, которая регулируется нормами административного права. В нем можно выделить следующие составные части или производства: по делам об административных правонарушениях, по применению мер административного пресечения и восстановления, применение правовых мер общественного воздействия, применение мер дисциплинарного воздействия на основе норм административного права. [15, c.234]

Исходя из понимания, что процесс - совокупность последовательных действий, рассматривают деятельность по реализации материальных административно-правовых норм в качестве административного процесса, сущность которого может иметь правоприменительный и правоохранительный аспекты.

Анализ не только представленных точек зрения, но и нормативных правовых актов дает возможность реально представить дуалистическое понимание самой действительности. И понятно, что в нашу задачу должно входить не только "воспроизводство" правовой информации, но и попытка сформировать собственные суждения с учетом предлагаемых рекомендаций.[6, c.39]

Национальная правовая доктрина Республики Казахстан содержит основополагающие идеи, согласно которым правосубъектность и ответственность физических и юридических лиц регулируется только нормативно-правовыми актами, имеющими силу закона. Правомочность издавать такие акты имеют Парламент и Президент (указы, имеющие силу закона, - п. 2 ст. 61 и законы -подпункт 4 ст. 53 Конституции РК). Президент и Парламент, выступая от имени народа и государства (п. 3 ст. 3 Конституции РК), опираются в своих решениях на единственный источник государственной власти - народ;

Следовательно, законодателем сформирована государственная воля и воплощена в нормах законов и указов, имеющих силу закона. А задача исполнительной власти - обеспечить исполнение этой воли и законов.

Вместе с тем, нормы материального права в сфере государственного управления не могут быть реализованы путем простого соблюдения законов, исполнения или использования субъективных прав. У административно-властного субъекта возникает реальная потребность в издании (принятии) индивидуального акта, с помощью которого норма права (самых различных отраслей и институтов - гражданского, таможенного) адаптируется к конкретному жизненному факту (случаю). А это, в конечном счете, означаем что административный процесс - совокупность действий, имеющих целью реализацию материальных административно-правовых и иных норм посредством административной деятельности, связанной с принятием индивидуальных актов и разрешением конкретных вопросов и деликтов.

1.3 Субъекты административного процесса, административно-юрисдикционной деятельности

Законодательство содержит административно - процессуальные нормы, определяющие круг субъектов административного процесса, их процессуальные права и обязанности, принципы рассмотрения дел и ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, на базе которых возникают и реализуются административно-процессуальные отношения.

Источниками, содержащими такие нормы, являются Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты, регулирующие порядок привлечения к ответственности.

Субъект административного процесса - это сторона в процессе, защищающая свой законный, как она полагает, интерес, свое право, оспариваемое или нарушаемое другой стороной. Естественно, каждая сторона обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находясь в корреспондирующих отношениях с другой. Но характер этих прав и обязанностей, а также их объем различны, поскольку в каждом отдельном случае правовое положение участников процесса различно. Это зависит от материальной нормы, применяемой в рассматриваемом случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.

Как и в любом административном правоотношении, одной из сторон административно-процессуального отношения всегда является орган (должностное лицо), осуществляющий государственно - властную деятельность. Обычно это орган исполнительной власти (например, государственная инспекция), в отдельных случаях - суд, судья. Эти компетентные органы (должностные лица) вправе издавать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела, - они составляют протоколы, принимают постановления, отменяют и изменяют их, исполняют постановления, выступая при этом в двух качествах: как инстанция, разрешающая дело, и как сторона административного процесса. В том случае, когда орган управления не уполномочен разрешать дело (например, при обжаловании его действий в вышестоящую инстанцию), он выступает как сторона административного процесса.

Другой стороной процесса являются лица, защищающие свои права (интересы); граждане, государственные, негосударственные организации, их должностные лица, органы прокуратуры (например, принося протест в порядке общего надзора на административное взыскание), а также субъекты, участвующие в процессе в качестве свидетелей, экспертов, потерпевших, лиц, представляющих интересы государственных и общественных организаций или граждан.

В административном процессе могут участвовать государственные органы - органы управления, органы прокуратуры, суды, уполномоченные должностные лица, граждане, иностранные граждане, лица без гражданства.

Названные субъекты обладают правосубъектностью и в установленном порядке вступают в административно-правовые отношения. Учитывая характер подобных правоотношений, следует осознавать, что обязательными участниками (стороной) могут быть уполномоченные органы (лица), представляющие интересы государственной власти (руководители исполнительных органов, судьи, прокуроры). Участие же других сторон определяется специальными процедурами.

В административном праве доминируют отраслевая и специальная правосубъектность, характеризующая положение участников правоотношений.

Оценивая административно-процессуальную правоспособность необходимо исходить из следующих положений:

- субъект может быть стороной административного процесса, если это предусмотрено законодательством Республики Казахстан и затрагиваются его права, обязанности и охраняемые законом интересы;

- стороной или участником процесса он становится когда проявляет юридическую заинтересованность в исходе дела.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта учреждение, граждане должны обладать административно-процессуальной правоспособностью. Так, органы санитарного, экологического надзора правомочны давать заключения, на основании которых определяются требования к лицензионным видам деятельности, а также лицензируемых видов деятельности. [16, с.39]

Рассмотрим более подробно правовое положение субъектом административного процесса.

Во-первых - это сторона в процессе, где она защищает свой конкретный интерес, свое право, и оспариваемое или нарушаемое другой стороной процесса. При этом сторона административного процесса обладает совокупностью процессуальных прав и обязанностей, находится в тесных корреспондирующих отношениях с другой стороной процесса.

Во-вторых - участники административного процесса могут выступать как свидетели, эксперты, понятые, специалисты, переводчики.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях участниками процесса являются потерпевшие, лица, выступающие в защиту прав сторон процесса, в том числе адвокаты (ст.ст.588-592 КоАП РК). Необходимо обратить внимание на то, что в каждом из перечисленных выше случаев имеется специфика правового положения участников процесса в зависимости от совокупности ряда условий: материальной нормы, применяемой в конкретном случае, особенностей административного процесса для данной отрасли права.

Все участники административного процесса, для реализации своего субъективного права имеют возможность избирать определенный вариант поведения, т.е. обладают административно-процессуальной правоспособностью. Например, для граждан РК ст.13 Конституции гарантирует право обжалования незаконных действий государственных и общественных органов их должностных лиц. Данное право обеспечивается возможностью для каждого гражданина РК непосредственно или через своего представителя обратиться за защитой субъективных прав в компетентный государственный орган, а в случаях, предусмотренных законом, - в суд.

Наиболее характерными чертами субъективного процессуального права являются следующие:

1. Оно основано на нормах объективного права.

2. Сторона, обладающая таким правом, имеет реальную возможность совершать определенные действия (подать заявление, жалобу, потребовать возмещение причиненного ущерба, приобщения к материалам дела новых доказательств и т.п.).

3. Наличие субъективного процессуального права предполагает процессуальную обязанность других лиц (например, государственных органов) совершать или, наоборот, не совершать какие-либо конкретные действия. Важным признаком субъективного права является защита в судебном или административном порядке в тех случаях, когда это право оспаривается либо нарушается.

Рассмотрим вопрос о субъектах административно-процессуальных отношений. В качестве субъектов административного процесса выступают:

- граждане РК, иностранные граждане и лица без гражданства;

- государственные органы;

- государственные предприятия и учреждения;

- государственные служащие.

Полноправными субъектами (стороной) административного процесса являются граждане РК. Субъектами многих производств выступают также находящиеся на территории Казахстана иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) по общему правилу они пользуются в процессе теми же правами и гарантиями и на них возложены те же обязанности, что и на граждан республики. [17]

Но есть и отличия в их административной правосубъектности, так как гражданство - важнейший компонент административно-правового статуса личности. Данные лица образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. В нем они выступают в качестве:

- лица, возбудившего административное дело перед органом, имеющим право на его разрешение;

- стороны административного спора при защите нарушенного или оспариваемого права;

- третьего лица, т.е. лица, как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон;

- уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством;

- лица, привлекаемого к административной ответственности;

- потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный ущерб;

- свидетеля;

- лица, защищающего права и интересу других лиц.

Для участия в процессе в качестве полноправного субъекта гражданин должен обладать административно-процессуальной правоспособностью, которая неразрывно связана с его правоспособностью. Поэтому гражданин может быть стороной административного процесса во всех случаях, когда затрагиваются его права, обязанности, охраняемый законом интерес. Административно-процессуальная дееспособность граждан определяется исходя из содержания материальных отношений (жилищные, трудовые, налоговые, административные, дисциплинарные и т.п.). Как известно, административной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста и по состоянию здоровья являющиеся вменяемыми.

Административно - процессуальный статус гражданина, выступающего в процессе в качестве одной из его сторон, определяется двумя основными юридическими признаками: 1)юридическая заинтересованность в исходе дела; 2) распространение на гражданина всех правовых последствий принятого решения по конкретному административному делу.

Положение граждан в административном процессе определяется спецификой взаимоотношений между управленческим аппаратом и личностью. Отношения между исполнительным органом, должностным лицом и гражданином по поводу реализации прав возникают обычно по инициативе последнего. Отношения по поводу исполнения гражданином обязанностей могут складываться как по его инициативе, так и соответствующих органов исполнительной власти. Особенностью производств с участием граждан является включение возможной стадии обжалования решений и действий низовых органов управления и должностных лиц либо вышестоящему органу, либо в суд.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.