реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административное право

реферат
ассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.

1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направлен-ность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); опре-деляют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.

К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, об-ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок-ругов.

2. Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом предста-вительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.; «Об общественных объединени-ях» от 19 мая 1995 г. и т.п.

3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Консти-туции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ от 6 июня 2005 г. №890 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной служ-бы».

4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных за-конов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.

Система административного права

Традиционно система административного права рассматривается как со-стоящая из двух подсистем: Общей и Особенной частей. Этот подход в настоя-щее время поддерживают такие ученые-административисты, как Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов и др.

Некоторые ученые, к числу которых относятся А.П. Коренев, В.М. Манохин и другие, идут дальше и предлагают группировать нормы адми-нистративного права по трем частям: Общей, Особенной и Специальной. Такой подход видится возможным, но не бесспорным, так как в этом случае сущест-венно обедняется теория административного права.

Управленческие отношения, которые являются предметом администра-тивного права, достаточно разнообразны, что лишает смысловой нагрузки де-ление отрасли права на части независимо от их количества. Однако это не ис-ключает деления административного права на части в учебных целях.

С учетом вышеизложенного, наиболее целесообразно нормы администра-тивного права объединить в следующие правовые институты:

- принципы государственного управления, управленческой деятельно-сти;

- административно-правовой статус граждан (физических лиц);

- административно-правовой статус органов исполнительной власти;

- административно-правовой статус общественных объединений и иных организаций; *

- государственная служба (служебное право);

- формы государственного управления и административно-правовые ак-ты;

- административно-правовые режимы;

- методы государственного управления (в том числе -- административное принуждение);

- административный процесс;

- административно-правовые основы управления в сфере экономики (хозяйственной деятельности);

- административно-правовые основы управления в административно-политической сфере;

- административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;

- обеспечение законности в управлении.

Предложенная система административного права отве-чает состоянию действующего административно-правового законодательства. Вместе с тем, система административного права производна от предмета его регулирования и может изменяться. Существуют предпосылки трансформиро-вания административного процесса в самостоятельную процессуальную от-расль российского права. Совершенно очевидно, что уже сегодня администра-тивно-процессуальным нормам «тесно» в отрасли административного права.

Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с учетом его количественного и качественного наполнения, в большей мере тяго-теет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Институт методов государственного управления претерпевает коренные преобразования. Это связано с изменением концепции государственного управ-ления, механизма властного воздействия, применяемого при этом инструмента-рия. Нормы административной ответственности в своей совокупности образуют сложную систему, которая в ближайшей перспективе также может оформиться в правовой институт. Примером этого может служить проведенная в середине 80-х годов систематизация административно-правовых норм в части установ-ления ответственности за административные правонарушения (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).

Место административного права в системе российского права

Административное право, обладая собственным предметом правового ре-гулирования, индивидуальным инструментарием (методом регулирования), обособленной нормативной базой, является самостоятельной отраслью россий-ского права. Значимость регулируемых отношений, их объем позволяют отне-сти ее (отрасль) к одной из фундаментальных отраслей российского права. Со-храняя присущую «самобытность», административное право тесно взаимодей-ствует с другими отраслями российского права, что предопределено необходи-мостью комплексного регулирования общественной жизни.

Реформирование системы государственного управления привело к изме-нению предмета правового регулирования административного права: некото-рые отношения теперь входят в сферы интересов муниципального, таможенно-го, экологического, земельного и других отраслей российского права. Методы административно-правового регулирования также претерпевают существенную коррекцию: все чаще при регулировании управленческих отношений исполь-зуются диспозитивные начала.

Роль административного права в системе российского права обусловлена не только необходимостью осуществления правоохраны, где широкое приме-нение получили меры административного принуждения, но и значимостью по-зитивного регулирования общественных отношений.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституци-онным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, кон-ституционное право закрепляет основы государственного (конституционного) строя, федерального устройства, компетенцию, порядок образования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ос-новные права и свободы человека и гражданина. Многие положения Конститу-ции РФ находят свою детализацию в административно-правовых нормах, кото-рые содержатся как в законах, так и подзаконных нормативных актах. При этом следует помнить, что приоритет остается за конституционно-правовыми нор-мами.

Глубокая связь существует между нормами административного и граж-данского права. Регулируя имущественные и личные неимущественные отноше-ния, нормы гражданского права часто требуют их опосредования администра-тивно-правовыми нормами. Так, в п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов испол-нительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные феде-ральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содер-жащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ). Государство устанавли-вает общие правовые основы управления экономикой, т.е. осуществляет «мяг-кое» регулирование деятельности субъектов частной и общественной собствен-ности. В то же время государство выступает в качестве наиболее крупного соб-ственника, что предполагает прямое администрирование по отношению к собст-венным субъектам экономических отношений, но с учетом объективных эконо-мических законов.

Вместе с тем, отличие между этими отраслями заключается в предмете и методе правового регулирования, что обусловило их отнесение соответственно к частному и публичному праву.

Тесная связь существует между нормами административного права и трудового права. Трудовые отношения широко урегулированы подзаконными нормативными актами (Президента РФ, Правительства РФ). Большую роль в обеспечении законности и дисциплины в сфере трудовых отношений играют различные инспекции и контрольные органы, чья деятельность регламентиру-ется нормами административного права.

Особенно плодотворно нормы рассматриваемых отраслей права взаимо-действуют при регулировании вопросов государственной службы. Прием на службу, аттестация государственных служащих, перемещение государственных служащих и т.д. регулируются нормами административного права. В то же время вопросы оформления служебных отношений регламентируются нормами трудового права.

Глубинная связь существует между нормами административного и фи-нансового права. Правовое положение органов управления кредитно-финансовой сферы (Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Центрального Банка РФ и др.) урегулировано нормами администра-тивного права; за нарушение норм финансового права устанавливается админи-стративная ответственность.

Взаимодействие административного и уголовного права обусловлено на-личием института юридической ответственности. Предмет их регулирования во многом схож, а различие определяется степенью общественной опасности дея-ний, которые являются основанием административной и уголовной ответствен-ности.

Существуют глубокие органические связи административного права с таможенным. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов -- эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами ад-министративного права.

Административное право, а точнее его институт -- административно-процессуальное право -- тесно взаимодействует с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нару-шающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., так и Гражданско-процессуальным кодексом.

Приведенный краткий анализ взаимодействия административного права с другими отраслями российского права указывает на то, что консолидация, сти-рание границ между ними отражают объективно существующую тенденцию, которая будет постоянно усиливаться.

Предмет и метод науки административного права

Административно-правовая наука выступает составным элементом юри-дической науки и соотносится с ней как часть и целое. Ю.Н. Старилов опреде-ляет науку административного права как составную часть юридической науки, представляющую собой систему государственных, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере госу-дарственного управления (исполнительной власти), о его социальной обуслов-ленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административно-го права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.

Исследование административного права как отрасли научных знаний объективно требует уточнения его предмета и метода.

Предмет административного права - это то, на что направлен на-учный поиск ученых-административистов. Главным элементом их изучения выступает административное право как отрасль права, т.е. совокупность адми-нистративно-правовых норм, которые содержатся в действующем законода-тельстве. Вместе с тем, трудно представить, что возможно продуктивное изуче-ние административно-правовых норм вне предмета административного права как отрасли, без учета особенностей специфики отношений в сфере государст-венного управления.

Эти отношения изучаются теорией государственного управления, которая объединяет в себе целую систему управленческих наук, таких как «Организа-ция управления», «Социология управления», «Психология управления». В этой связи возникает вопрос о соотношении теории государственного управления и административно-правовой науки. Предметы этих двух направлений научного поиска во многом схожи по форме, но отличны по содержанию. Теория госу-дарственного управления рассматривает последнее как целостное, системное образование, изучает структурные, социологические, психологические характе-ристики управленческой деятельности, ее содержание, принципы, стадии, ме-тоды, стиль, но при этом избегает анализа юридического аспекта проблемы. Административное право в свою очередь исследует проблему правового регу-лирования в сфере управления, т.е. юридического опосредования управленческих отношений. В этой связи административно-правовая наука должна пред-лагать наиболее рациональные правовые формы закрепления отношений в сфе-ре государственного управления. Говоря о перспективах развития теории госу-дарственного управления, следует отметить, что будут консолидироваться, ук-репляться ее связи с административной доктриной.

Важное место в теории административного права принадлежит изучению административного права зарубежных государств. Реформирование практиче-ски всех институтов государственного управления требует проецирования на-работок зарубежных административистов на российскую почву. При этом сле-дует избегать шаблонов, слепого подражания. Необходимо творчески перераба-тывать существующие зарубежные административно-правовые теории с учетом российской действительности. Речь должна идти о более широком использова-нии института сравнительного правоведения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.