ассмотрим действующие источники административного права с учетом их юридической силы.1. Конституция Российской Федерации. Является нормативной базой для действующего законодательства, в том числе и для административного права. Многие нормы Конституции РФ имеют административно-правовую направлен-ность. Они закрепляют устройство государственной власти (ст. 3-5, 10-12), участие граждан в управлении государством (ст. 31 и п. 4 ст. 29, ст. 46); опре-деляют сферу деятельности федеральных органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации; регламентируют порядок формирования, деятельность и компетенцию Правительства РФ и т.д.К конституционным источникам административного права относятся конституции республик в составе Российской Федерации и уставы краев, об-ластей, городов федерального значения, автономной области, автономных ок-ругов.2. Федеральные конституционные и федеральные законы. Данные акты обладают высшей юридической силой и принимаются высшим органом предста-вительной власти. Наибольшее значение имеют федеральные законы, которые действуют на территории всего государства. В качестве примеров можно назвать следующие: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г.; «Об общественных объединени-ях» от 19 мая 1995 г. и т.п.3. Нормативные указы Президента РФ. В соответствии со ст. 90 Консти-туции РФ Президент издает указы и распоряжения. Указы, которые содержат нормы административного права, относятся к его источникам. Это достаточно действенный источник, что обусловлено как юридической силой (уступают только законам), так и возможностью их оперативного принятия, изменения и отмены. Примером может служить Указ Президента РФ от 6 июня 2005 г. №890 «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной служ-бы».4. Нормативные постановления Правительства РФ. В соответствии со статьей 115 Конституции РФ, во исполнение Конституции РФ, федеральных за-конов, нормативных указов Президента РФ Правительство наделяется правом.Система административного праваТрадиционно система административного права рассматривается как со-стоящая из двух подсистем: Общей и Особенной частей. Этот подход в настоя-щее время поддерживают такие ученые-административисты, как Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев, Ю.М. Козлов, Л.Л. Попов и др.Некоторые ученые, к числу которых относятся А.П. Коренев, В.М. Манохин и другие, идут дальше и предлагают группировать нормы адми-нистративного права по трем частям: Общей, Особенной и Специальной. Такой подход видится возможным, но не бесспорным, так как в этом случае сущест-венно обедняется теория административного права.Управленческие отношения, которые являются предметом администра-тивного права, достаточно разнообразны, что лишает смысловой нагрузки де-ление отрасли права на части независимо от их количества. Однако это не ис-ключает деления административного права на части в учебных целях.С учетом вышеизложенного, наиболее целесообразно нормы администра-тивного права объединить в следующие правовые институты:- принципы государственного управления, управленческой деятельно-сти;- административно-правовой статус граждан (физических лиц);- административно-правовой статус органов исполнительной власти;- административно-правовой статус общественных объединений и иных организаций; *- государственная служба (служебное право);- формы государственного управления и административно-правовые ак-ты;- административно-правовые режимы;- методы государственного управления (в том числе -- административное принуждение);- административный процесс;- административно-правовые основы управления в сфере экономики (хозяйственной деятельности);- административно-правовые основы управления в административно-политической сфере;- административно-правовые основы управления в социально-культурной сфере;- обеспечение законности в управлении.Предложенная система административного права отве-чает состоянию действующего административно-правового законодательства. Вместе с тем, система административного права производна от предмета его регулирования и может изменяться. Существуют предпосылки трансформиро-вания административного процесса в самостоятельную процессуальную от-расль российского права. Совершенно очевидно, что уже сегодня администра-тивно-процессуальным нормам «тесно» в отрасли административного права.Институт государственной службы, носящий комплексный характер, с учетом его количественного и качественного наполнения, в большей мере тяго-теет к тому, чтобы получить статус подотрасли. Институт методов государственного управления претерпевает коренные преобразования. Это связано с изменением концепции государственного управ-ления, механизма властного воздействия, применяемого при этом инструмента-рия. Нормы административной ответственности в своей совокупности образуют сложную систему, которая в ближайшей перспективе также может оформиться в правовой институт. Примером этого может служить проведенная в середине 80-х годов систематизация административно-правовых норм в части установ-ления ответственности за административные правонарушения (Кодекс РСФСР об административных правонарушениях).Место административного права в системе российского праваАдминистративное право, обладая собственным предметом правового ре-гулирования, индивидуальным инструментарием (методом регулирования), обособленной нормативной базой, является самостоятельной отраслью россий-ского права. Значимость регулируемых отношений, их объем позволяют отне-сти ее (отрасль) к одной из фундаментальных отраслей российского права. Со-храняя присущую «самобытность», административное право тесно взаимодей-ствует с другими отраслями российского права, что предопределено необходи-мостью комплексного регулирования общественной жизни.Реформирование системы государственного управления привело к изме-нению предмета правового регулирования административного права: некото-рые отношения теперь входят в сферы интересов муниципального, таможенно-го, экологического, земельного и других отраслей российского права. Методы административно-правового регулирования также претерпевают существенную коррекцию: все чаще при регулировании управленческих отношений исполь-зуются диспозитивные начала.Роль административного права в системе российского права обусловлена не только необходимостью осуществления правоохраны, где широкое приме-нение получили меры административного принуждения, но и значимостью по-зитивного регулирования общественных отношений.Наиболее тесно административное право взаимодействует с конституци-онным правом. Являясь основополагающей отраслью российского права, кон-ституционное право закрепляет основы государственного (конституционного) строя, федерального устройства, компетенцию, порядок образования и формы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ос-новные права и свободы человека и гражданина. Многие положения Конститу-ции РФ находят свою детализацию в административно-правовых нормах, кото-рые содержатся как в законах, так и подзаконных нормативных актах. При этом следует помнить, что приоритет остается за конституционно-правовыми нор-мами.Глубокая связь существует между нормами административного и граж-данского права. Регулируя имущественные и личные неимущественные отноше-ния, нормы гражданского права часто требуют их опосредования администра-тивно-правовыми нормами. Так, в п. 2 ч. 1. ст. 8 ГК РФ указывается, что гражданские права и обязанности могут возникать из правовых актов органов испол-нительной власти. Правительство РФ, министерства, ведомства и иные феде-ральные органы исполнительной власти могут издавать правовые акты, содер-жащие нормы гражданского права (п. 4, 7 ст. 3 ГК РФ). Государство устанавли-вает общие правовые основы управления экономикой, т.е. осуществляет «мяг-кое» регулирование деятельности субъектов частной и общественной собствен-ности. В то же время государство выступает в качестве наиболее крупного соб-ственника, что предполагает прямое администрирование по отношению к собст-венным субъектам экономических отношений, но с учетом объективных эконо-мических законов.Вместе с тем, отличие между этими отраслями заключается в предмете и методе правового регулирования, что обусловило их отнесение соответственно к частному и публичному праву.Тесная связь существует между нормами административного права и трудового права. Трудовые отношения широко урегулированы подзаконными нормативными актами (Президента РФ, Правительства РФ). Большую роль в обеспечении законности и дисциплины в сфере трудовых отношений играют различные инспекции и контрольные органы, чья деятельность регламентиру-ется нормами административного права.Особенно плодотворно нормы рассматриваемых отраслей права взаимо-действуют при регулировании вопросов государственной службы. Прием на службу, аттестация государственных служащих, перемещение государственных служащих и т.д. регулируются нормами административного права. В то же время вопросы оформления служебных отношений регламентируются нормами трудового права.Глубинная связь существует между нормами административного и фи-нансового права. Правовое положение органов управления кредитно-финансовой сферы (Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, Центрального Банка РФ и др.) урегулировано нормами администра-тивного права; за нарушение норм финансового права устанавливается админи-стративная ответственность.Взаимодействие административного и уголовного права обусловлено на-личием института юридической ответственности. Предмет их регулирования во многом схож, а различие определяется степенью общественной опасности дея-ний, которые являются основанием административной и уголовной ответствен-ности.Существуют глубокие органические связи административного права с таможенным. Организация управления таможенным делом, статус и система таможенных органов, ответственность за административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов -- эти и другие аспекты, связанные с таможенной деятельностью, регулируются нормами ад-министративного права.Административное право, а точнее его институт -- административно-процессуальное право -- тесно взаимодействует с уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. Так, вопросы обжалования действий (решений) государственных служащих, нарушающих права и свободы граждан, регулируются как законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нару-шающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г., так и Гражданско-процессуальным кодексом.Приведенный краткий анализ взаимодействия административного права с другими отраслями российского права указывает на то, что консолидация, сти-рание границ между ними отражают объективно существующую тенденцию, которая будет постоянно усиливаться.Предмет и метод науки административного праваАдминистративно-правовая наука выступает составным элементом юри-дической науки и соотносится с ней как часть и целое. Ю.Н. Старилов опреде-ляет науку административного права как составную часть юридической науки, представляющую собой систему государственных, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере госу-дарственного управления (исполнительной власти), о его социальной обуслов-ленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административно-го права, об истории и перспективах развития, о зарубежном административном праве.Исследование административного права как отрасли научных знаний объективно требует уточнения его предмета и метода.Предмет административного права - это то, на что направлен на-учный поиск ученых-административистов. Главным элементом их изучения выступает административное право как отрасль права, т.е. совокупность адми-нистративно-правовых норм, которые содержатся в действующем законода-тельстве. Вместе с тем, трудно представить, что возможно продуктивное изуче-ние административно-правовых норм вне предмета административного права как отрасли, без учета особенностей специфики отношений в сфере государст-венного управления.Эти отношения изучаются теорией государственного управления, которая объединяет в себе целую систему управленческих наук, таких как «Организа-ция управления», «Социология управления», «Психология управления». В этой связи возникает вопрос о соотношении теории государственного управления и административно-правовой науки. Предметы этих двух направлений научного поиска во многом схожи по форме, но отличны по содержанию. Теория госу-дарственного управления рассматривает последнее как целостное, системное образование, изучает структурные, социологические, психологические характе-ристики управленческой деятельности, ее содержание, принципы, стадии, ме-тоды, стиль, но при этом избегает анализа юридического аспекта проблемы. Административное право в свою очередь исследует проблему правового регу-лирования в сфере управления, т.е. юридического опосредования управленческих отношений. В этой связи административно-правовая наука должна пред-лагать наиболее рациональные правовые формы закрепления отношений в сфе-ре государственного управления. Говоря о перспективах развития теории госу-дарственного управления, следует отметить, что будут консолидироваться, ук-репляться ее связи с административной доктриной.Важное место в теории административного права принадлежит изучению административного права зарубежных государств. Реформирование практиче-ски всех институтов государственного управления требует проецирования на-работок зарубежных административистов на российскую почву. При этом сле-дует избегать шаблонов, слепого подражания. Необходимо творчески перераба-тывать существующие зарубежные административно-правовые теории с учетом российской действительности. Речь должна идти о более широком использова-нии института сравнительного правоведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|