реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Административно-правовые методы выявления и предупреждения незаконного оборота наркотических средств

реферат
p align="left">Поимкой нужно заниматься и реформировать законодательную базу, потому что существующий УПК может свести на нет все усилия.

Лев Левинсон, правозащитник, руководитель альянса «Новая наркополитика», эксперт Российского института прав человека:

Аппарат Федеральной службы Госнаркоконтроля насчитывает 40 тысяч человек. Это больше, чем в аналогичной службе США. Причем значительная часть этого аппарата - бывшие «налоговики», то есть люди, приученные к другому виду работы. Конечно, и милицейские службы боролись с наркоторговлей плохо, потому что они насквозь коррумпированы, но у них хотя бы был опыт оперативной работы в розыске. И так как с МВД никто не снимал функций контроля за незаконным сбытом наркотиков, то на одной поляне оказались две команды. Поэтому ГНК ищет себе нетронутую милицией нишу: ветеринары, художественная литература, футболки с символикой (их же еще никто не арестовывал!). 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 18.

Не все законы идеальны, и потому нельзя просто тупо исполнять закон. Например: мелкая кража считается административным правонарушением, но если человек взял в магазине лишний пакет для продуктов - это не является даже мелкой кражей, хотя формально его можно в этом обвинить. Госнаркоконтроль опирается на статью 6.13 (о пропаганде) Административного кодекса, где рассматривается возможное наказание, но содержательная часть (что считать пропагандой) не раскрывается, поэтому она должна раскрываться в другом законе: о наркотических средствах. Там действительно излагается, что есть пропаганда, но крайне неудачно.

Осенью правительство внесло проект поправок ко всему закону о наркотических средствах. Этот закон, написанный в 1997 году, не поддается никакой критике. Но теперь, в конце апреля - начале мая, поправки к нему должны быть приняты Думой, и тогда многое должно измениться. В частности, в нынешней редакции статьи 46 (о пропаганде) закона о наркотиках запрещаются действия, направленные на распространения информации о методах, способах изготовления, способах использования, местах сбыта и т.д.. Получается глупость: ведь сами по себе сведения обо всем этом - нейтральны, а любой издатель, естественно, стремится к распространению своей продукции! Вот и получается, что все прочесывается под одну гребенку: и битники, и абсолютно «антинаркотический» Данилин. И вот когда антимонопольный комитет Госдумы, который отвечает за рекламу и которому отправляют на экспертизу все эти тексты, понял, что головная роль у них будет только увеличиваться по мере нарастания ретивости Госнаркоконтроля, он внес в статью соответствующие уточнения.

В новой формулировке запрещенной пропагандой именуется распространение информации (дополненный список старой статьи), осуществляемой в целях сохранения и расширения незаконного оборота наркотиков. То есть наказуемым становится не само распространение информации, цели которого могут быть самые разные (от медицинских до художественных), а преступный умысел такового распространения. Соответственно, экспертиза будет отметать 99 процентов направляемых ей текстов. По крайней мере, на художественной и медицинский литературе (как, например, о лекарственных свойствах конопли) они точно обожгутся.

Что касается того, как на самом деле должна строиться работа Госнаркоконтроля, то я позволю себе процитировать президента. Путин, выступая на коллегии ГНК, сформулировал основную задачу, которую он ставит перед этой службой: подорвать финансовые основы наркобизнеса. Понятно, что за этим стоит работа по выявлению черного рынка, это работа не на улице (по мелкому сбыту работает милиция), здесь нужна концептуальная база по пресечению наркопотоков. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г. С. 19.

Второй момент: стратегия программы «Мир без наркотиков» доказала свою провальность, европейский опыт показывает, что только дифференцированный подход к веществам, разным по степени вреда, приводит к снижению уровня употребления тяжелых наркотиков. Всем известно об особом положении легких наркотиков во многих европейских странах, но ведь в Европе сейчас развивают работу по проекту выдачи героина больным наркоманией бесплатно. Потому что сначала этот эксперимент был проведен в Швейцарии и вызвал очень много споров, но потом референдумом была признана эффективность этого метода, поскольку благодаря ему значительно снижается преступность и как следствие рост распространения этого недуга. Я не готов сказать, что в России нужно завтра начать бесплатно раздавать героин. Но если мы хотим решить эту страшную проблему, а не топтаться на одном месте, красуясь своими принципами, то мы не можем не принимать во внимание более богатый европейский опыт. 11 Шарий Л. Госнаркоконтроль: власть как наркотик, М. Политком, 2004 г.

Правовые основы и формы сотрудничества государств -- участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

В опубликованном 23 февраля 2000 г. ежегодном докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 1999 г. подчеркивается необходимость и важность вопросов, связанных с координацией усилий государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Успех этой борьбы напрямую зависит от эффективности совместных действий государств. 22 Бюллетень ООН. Представительство ООН в Республике Беларусь. 2000. Январь - февраль. С. 4.

Взаимодействие государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств в рамках определенного региона, а также на двусторонней основе является важной составляющей частью противодействия наркобизнесу во всем мире. Учет особенностей конкретного региона позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы государств, что положительным образом сказывается на ситуации, складывающейся в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков в целом по всему миру.

Учитывая данное обстоятельство, в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. были закреплены положения, в соответствии с которыми государствам-участникам рекомендуется использовать возможности двустороннего и многостороннего сотрудничества. Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 6 названной Конвенции «Стороны стремятся заключать двусторонние и многосторонние соглашения с целью осуществления или повышения эффективности выдачи». 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 71. На основании пункта 3 статьи 10 Конвенции 1988 г. государства «...могут заключать двусторонние или многосторонние соглашения или договоренности в целях повышения эффективности международного сотрудничества во исполнение настоящей статьи и могут в этой связи принимать во внимание финансовые договоренности».

В связи о вышеизложенным представляет научный и практический интерес изучение опыта двустороннего и регионального сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом и, в первую очередь, его правовой основы с целью дальнейшего совершенствования форм такой деятельности. Основное внимание в данной статье будет уделено анализу правовой основы сотрудничества государств в борьбе с наркобизнесом в рамках Содружества Независимых Государств.

Основу взаимодействия государств - участников СНГ в различных областях, в том числе в вопросах борьбы с наркобизнесом, составляют нормативные акты, на основании которых было создано данное образование. В соответствии со статьей 4 Устава Содружества Независимых Государств 1993 г., к сферам совместной деятельности государств-членов относятся, наряду с иными, вопросы борьбы с организованной преступностью.

В качестве основной правовой базы межгосударственных отношений в рамках Содружества Устав определяет (ст. 5) многосторонние и двусторонние соглашения в различных областях взаимоотношений государств-членов.

Вопросы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств нашли свое отражение в различных соглашениях, принятых в рамках СНГ.

В первую очередь необходимо упомянуть соглашения, регулирующие такие сферы межгосударственных отношений, без организации четкого взаимодействия в рамках которых нельзя говорить об эффективном противодействии наркобизнесу. Речь идет о сотрудничестве в пограничных и таможенных вопросах.

Так, в соответствии со статьей 4 Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах 1992 г. стороны, в целях поддержания стабильного положения на внешних границах договорились о взаимодействии погранвойск, служб государственной (национальной) безопасности, внутренних дел, таможенных органов, служб фитосанитарного контроля и консульских служб.

На основании Соглашения о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией 1995 г. государства-участники договорились об организации совместного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, что непременно повысит эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 72.

Особую роль в правовой регламентации взаимодействия государств - участников СНГ в борьбе с наркобизнесом играют соглашения по вопросам борьбы с преступностью.

Так, в соответствии с Соглашением о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью 1998 г. стороны обязались сотрудничать в предупреждении, пресечении, выявлении, раскрытии и расследовании целого ряда преступных деяний, в том числе незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

В этом же Соглашении имеется указание на особую роль специальных органов, осуществляющих борьбу с преступностью. В соответствии со статьей 1 названного нормативного акта государства «...через свои компетентные органы осуществляют сотрудничество в борьбе с преступностью, особенно в ее организованных формах, в соответствии с положениями настоящего Соглашения и при соблюдении своего законодательства и международных обязательств». Тем самым поощряется заключение международных соглашений межведомственного характера.

В рамках СНГ уже заключен ряд таких международно-правовых актов: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью 1992 г., Соглашение о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. и др.

Отдельные явления, с которыми сталкивается мировое сообщество на современном этапе, создают предпосылки для осложнения криминогенной ситуации. Одним из таких явлений можно назвать незаконную миграцию, которая способствует активизации деятельности преступных групп, в том числе и занимающихся незаконным оборотом наркотиков.

С целью противодействия данному явлению в 1998 г. было принято Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, которое создает правовую основу для взаимодействия.

Вопросы оказания правовой помощи в процессе борьбы с преступностью регламентированы в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. и в Протоколе 1997 г. к названной Конвенции. 11 Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т. 3. М.: Издательство Московского независимого института международного права, 1997. С. 73.

Борьба с преступностью на территории государств СНГ осуществляется в различных формах. В целях ее координации в 1997 г. было создано Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых государств, а также были учреждены: Совет Министров внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств (1996); Координационный совет Генеральных прокуроров государств - участников Содружества Независимых Государств (1995).

В соглашениях, специально посвященных вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, формы сотрудничества конкретизируются применительно к данному направлению деятельности. Так, в Соглашении о взаимодействии и сотрудничестве таможенных служб в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1994 г. достаточно детализированы вопросы информационного обмена. Информация разделена на две группы:

- направляемая постоянно депозитарию Соглашения, который по запросу рассылает такую информацию любой стороне;

- направляемая по собственной инициативе или по запросу заинтересованной стороне.

К первой группе относятся:

- информация о методах борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация об использовании технических средств и специально тренированных собак;

- информация о специалистах, имеющих опыт обучения методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- нормативные акты, публикации, научные, профессиональные и учебные работы по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

- информация о новых видах наркотиков, технологиях и местах их производства, маршрутах их незаконной перевозки и способах их сокрытия;

- информация об изменениях цен на наркотики в различных странах и регионах;

- информация о принципах организации таможенного контроля за наркотиками, новых способах и методах их обнаружения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.