реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Контрольная: Особенности федерализма Германии (ФРГ) и Индии

реферат

особым статусом, в частности немалой автономией.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции

(джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей

провинциального управления являлась деревня. Во главе джанапад стояли крупные

государственные чиновники - раджуки. В главных городах округа имелись

канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Между тем империя маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших

на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат

управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до

н.э. Индия распалась на множество государственных образований.

Индия является крупнейшим в мире демократическим федр ративным государством,

занимающим второе место по численно сти населения, которое приближается к 1

млрд. чел.1 Страна обладает огромными природными и трудовыми ресурсами,

колоссаль ным интеллектуальным и научно-техническим потенциалом представляет

собой один из перспективнейших мировых рынков

Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после второй мировой

войны от колониальной зависимости и создавшей свою оригинальную

государственность и Конституцию ставших объектами изучения и в определенной

мере примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта

"живая лаборатория развивающегося конституционализма" стала своеобразной

моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций

черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за полвека своего развития

продемонст­рировала удивительное сочетание типичности и оригинальности,

модернизма и традиционности, а главное — умение приспосабли­ваться к

меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать

развитие этой громадной, многонацио­нальной, поликонфессиональной,

разнокастовой и многоликой стра­ны, похожей благодаря этому на нашу.

Принятая Учредительным собранием в 1950 г. Конституция Индии подвела итог

борьбы ее народов за независимость и стала в определенной степени примером

конституционного строительства для других освобождавшихся вслед за индийским

народов. Созда­тели основного закона Индии, с одной стороны, использовали те

государственные институты и инструменты, которые уже были знакомы населению и

успешно работали, а с другой — смело пошли на рецепцию и приспособление к

специфике индийских условий положений многих конституций других стран. Именно

поэтому в ней можно выявить статьи, имеющие сходство с анало­гичными

положениями из конституций Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии,

СССР, Веймарской Республики, Японии, Бирманского союза и некоторых других

высокоразвитых и развивающихся стран. В результате стремления объять по

воз­можности большую сферу жизни Конституция оказалась, хотя и продуманной,

но одной из самых объемных писаных конституций мира', местами крайне

задетализированной и весьма сложной по структуре.

Конституция Индийской Республики состоит из преамбулы, 491 статьи,

объединенных в 25 частей, и 13 приложений.

Наиболее важными характерными чертами индийской Кон­ституции являются:

юридическое закрепление суверенитета Ин­дийской Республики (преамбула);

провозглашение весьма широ­кого (с учетом индийской специфики) круга прав,

свобод и обя­занностей граждан (части 3, 4, 4-А), служащего одной из основ

либерального политического режима в стране; установление пар­ламентарной

республики (ч. 5); утверждение специфической фе­деративной формы

территориально-политического устройства, учитывающей национально-языковые

особенности населяющих страну народов (ч. 1, 6, 11, Приложение 7); и

содействие между­народному миру, справедливости и безопасности (ст. 51).

Конституция Индии осуждает эксплуатацию, угнетение, со­действует проведению в

стране индустриализации. В основном законе сделана попытка обеспечить граждан

гарантиями, которые заключаются в возможности обращения в Верховный суд в

случае нарушения прав и свобод, закрепленных в части 3 "Основ­ные права".

В результате принятия Закона о реорганизации штатов 1956 г. и последующих

изменений Конституции федерация в Индии стро­йся в соответствии с языковым

принципом и использованием раз­личных форм автономии. Для нее характерны

высокая степень централизации и подробно разработанный институт чрезвычайного

положения.

Первоначально Конституция Индии 1950 г. закрепила феде­ративное устройство

государства в форме союза трех различных по своему положению в Федерации

групп штатов, которые не учитывали национальный состав населяющих их народов.

Принципиальные изменения в структуре федеративного уст­ройства Индии были

вызваны Законом о реорганизации штатов 1956 г., который в целом стал

важнейшим актом конституционного значения, начавшим коренную перестройку

Федерации по нацио­нальному признаку. Вместо 28 старых многоязычных штатов

было создано 14 новых, из которых 10 было сформировано по

монолин­гвистическому принципу, а в 4 остальных применялся принцип

би­лингвизма (использование двух языков). Шесть территориальных подразделений

получили статус союзных территорий. Было ликви­дировано деление штатов на

юридически неравноправные группы. Территориальное деление пришло в большее

соответствие с наци­ональными, социально-экономическими и культурными

потребнос­тями населения страны. Перестройка Федерации осуществлялась на

основе следующих принципов: сохранение и укрепление един­ства и безопасности

страны, создание однородных в языковом и культурном отношении штатов с учетом

финансовой и администра­тивной целесообразности, а также возможность

разработки обще­национального плана. Реорганизация штатов 1956 г. явилась

реша­ющим событием в объединении страны на национальной основе. Она покончила

с существованием княжеств, ликвидировала институт правителей штатов из

феодальных князей — раджпрамукхов — и ряд других пережитков, дала новый

стимул развитию производи­тельных сил как отдельных штатов, так и страны в

целом.

Помимо штатов, в индийскую Федерацию входит еще такая специфическая форма

значительно ограниченной автономии, как союзная территория. Семь существующих

в настоящее время союзных территорий имеют набор органов управления,

аналогич­ный штатам, хотя их автономия уже.

В сфере законодательства компетенция распределяется меж­ду Союзом и штатами в

соответствии с тремя перечнями вопросов, данными в приложении VII к

Конституции. В "союзном перечне" определены вопросы, относящиеся к сфере

исключительной ком­петенции законодательства Федерации. Сюда относятся такие

важ­нейшие вопросы, как оборона страны, внешнеполитические, внешнеторговые

связи, банковское дело, денежное обращение, железнодорожные, воздушные и

водные сообщения, торговля между штатами и др. Всего в этом перечне

насчитывается 100 пунктов. Согласно ст. 248 Конституции, к сфере

исключительного законодательства Союза относятся также и все вопросы, которые

не вошли ни в один из перечней упомянутого приложения.

Перечень совпадающего законодательства содержит вопросы, по которым могут

осуществлять законодательную деятельность как Федерация, так и ее субъекты

(при отсутствии соответствующего закона Федерации или в случае одобрения

президентом). В этот перечень входит 48 вопросов, в числе которых уголовное,

гражданское, трудовое, семейное, социальное, проф­союзное законодательства и

т. д.

Третий перечень относится к исключительной компетенции штатов. Он состоит из

62 вопросов, таких, как: охрана обществен­ного порядка, полиция, тюрьмы,

некоторые стороны организа­ции судов, местное самоуправление, здравоохранение

и санитария, помощь инвалидам и безработным, культура, образование и т.д.

Хотя формально законодательствовать в этих сферах призваны штаты, федеральный

парламент, по решению Совета штатов, при­нятому квалифицированным

большинством в 2/3, может законо­дательствовать по любому из вопросов,

входящих в исключитель­ную компетенцию штатов, рассматривая их как

относящиеся к национальным интересам всей страны. Следовательно, несмотря на

наличие этих трех перечней, центральные власти могут на практике издавать

законы по любым вопросам независимо от того, к компетенции каких органов они

формально отнесены.

Все штаты, кроме Джамму и Кашмира, обладающего соб­ственной конституцией и

гражданством, имеют единый право­вой статус в Союзе, определяемый приложением

VII, ст. 370 и другими положениями Конституции Индии. Установлено единое

федеральное гражданство.

Судебные и административные органы всех штатов и Феде­рации составляют единую

систему. Правительство Индийского Союза может давать правительствам штатов

любые указания, касающиеся исполнения федеральных законов. Территории

шта­тов, кроме Джамму и Кашмира, где необходимо согласие их выс­ших

законодательных органов, могут быть изменены без согласия штатов. Кроме того,

с согласия центрального правительства гу­бернатор вправе передавать Союзу

любые функции или полномо­чия, принадлежащие штату.

Наиболее ярким выражением возрастающего господства центра над штатами

является подробно разработанный институт чрезвычайного положения. Введение

такого положения существен­но ограничивает права штатов, а практическое его

осуществле­ние нередко приводит к массовым и серьезным нарушениям прз0 и

свобод граждан. Из пяти десятилетий независимого развития почти 12 лет Индия

провела в состоянии чрезвычайного положения. То, что даже в этой ситуации

Индийский Союз сохранил федеративную структуру, доказывает ее

жизнеспособность.

Еще одной формой института чрезвычайного положения в мас­штабах штата

является президентское правление (ст. 356), с объяв­лением которого основные

функции по управлению тем или иным штатом переходят к центральным органам

государства. Президент­ское правление в штатах применялось в Индии около 100

раз'.

Детализация и регламентация процедуры применения норм чрезвычайного характера

предусматривают определенную степень контроля Парламента за осуществлением

чрезвычайных полномо­чий и как бы позволяют организационно и процессуально

"укла­дывать" эти авторитарные по своей природе положения в рамки

либерального политического режима.

Стремление к унитаризму и централизации в Индии неотде­лимо от стремления к

регионализму и децентрализации, которое находит свое выражение в создании

новых штатов и союзных тер­риторий, в учащающихся требованиях предоставить

штатам боль­ший объем автономии.

В последнее время сохраняются сепаратистские тенденции в различных районах

страны, особенно в штатах Джамму и Каш­мир, Гуджарат, Пенджаб и Тамилнад.

В каждом из 25 штатов страны высшими органами власти являются: губернатор,

легислатура штата, совет министров и высший суд штата.

Высшим должностным лицом штата является губернатор. Он назначается

президентом Республики сроком на 5 лет с возможнос­тью повторных назначений в

последующем. Губернатор должен быть гражданином Индии не моложе 35 лет, не

занимать какой-либо иной оплачиваемой должности и не являться депутатом

Парламен­та страны или легислатуры штата. "Предполагается, что он не за­висит

от каких-либо политических партий, хотя на практике он защищает интересы

партии, находящейся у власти в центре.

В качестве представителя Союза губернатор осуществляет контроль за

управлением и законодательством штата; он назнача­ет главного министра и по

его предложению министров штата; он вправе в любое время сместить их (ст.

164); губернатор является составной частью легислатуры штата; созывает и

распускает за­конодательное собрание штата; направляет ему послания (ст.

175);

он утверждает законопроекты (ст. 200) и т. д. Губернатор обладает

правом как абсолютного, так и отлагательного вето в отношении законопроектов,

принятых легислатурой штата. Выражая интересы Союза, в соответствии со ст.

201 губернатор вправе направ^6' любой законопроект на одобрение президентом

страны. Губепия1' тор назначает окружных судей. Важно отметить то, что

губернатор является гарантом интересов Федерации в штате.

Высшим законодательным органом штата является легислатура, которая может

состоять из двух палат: законодательного собрания и законодательного совета,

а также губернатора. Кон­ституция прямо не предусматривает обязательного

наличия вер­хней палаты в каждом штате. Законодательные собрания имеются во

всех штатах, в то время как законодательные советы — лишь в половине из них.

В рамках предписанной им компетенции легис­латуры штатов издают законы по

вопросам, отнесенным VII при­ложением к Конституции к сфере исключительной

компетенции штатов или совместной компетенции Союза и штатов. На заседа­ниях

палат председательствуют избираемые их составами, соот­ветственно, спикер

законодательного собрания или председатель законодательного совета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.