сделкам, относящимся как к розничному так и оптовому товарообороту, то в
момент оприходования товаров неизвестно, кому и каким именно образом будет
продан тот или иной товар.
В этих условиях, если в торговой организации основной объем продаж
ведется в режиме розничной торговли, то вести учет товарных операций
следует по правилам, установленным для розничной торговли. Если такая
организация осуществляет сделки по продаже товаров в режиме оптовой
торговли, в бухгалтерском учете должны быть сделаны следующие
корректировочные записи:
1. на покупную стоимость товаров (без НДС), переводимых из режима розничной
торговли в режим оптовой торговли:
Дт 41, субсчет 1 «Товар на складах»,
Кт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле»;
2. на сумму НДС, относящегося к покупной стоимости товаров, переводимых из
режима розничной в режим оптовой торговли:
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»,
Кт 41, субсчет 2 «Товары в розничной торговле».
Организацию системы документооборота на предприятиях торговли
освещают Бабченко Т.Н. и Жбанова Л.Л. (2).
На предприятиях оптовой торговли отчеты должны содержать сведения об
остатках, прихода, расхода каждого наименования товара в стоимостном и
количественном выражении. В товарном отчете, как и при розничной торговле,
записывается каждый документ в отдельности с указанием поставщиков,
покупателей, дату и номера документа, а также стоимость товаров и тары по
учетным ценам, указываются остатки товаров и тары на начало и конец
отчетного периода. В настоящее время распространен учет на компьютере с
помощью бухгалтерских программ, и поэтому во многих организациях
аналитический учет товаров ведется только в бухгалтерии.
Руководители предприятий и главные бухгалтеры могут выбрать тот
способ отчетности материально ответственных лиц, который наиболее полно
соответствует потребностям данной организации и закрепить его в составе
информации об учетной политике.
Такую проблему как списание дебиторской и кредиторской задолженности
изучает Ульянова Н.В.(22).
Списание дебиторской задолженности.
Важным моментом при списании дебиторской задолженности является
разделение этой задачи на два вида: истребованную и неистребованную, т.к.
порядок списания этих двух видов задолженностей различен.
Истребованной дебиторской задолженностью считается та, по которой
организация-кредитор использовала все имеющиеся у нее возможности для
погашения этой задолженности предприятием-дебитором. К таким возможностям
следует отнести:
- предъявление письменной претензии к должнику;
- предъявление иска в арбитражный суд.
Очевидно, когда организация использовала обе эти возможности,
дебиторскую задолженность можно считать истребованной.
Истребованная дебиторская задолженность списывается на финансовый
результат деятельности предприятия по истечении срока исковой давности,
который составляет 3 года. Списанная истребованная дебиторская
задолженность уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.
Неистребованной дебиторской задолженностью принято считать такую
задолженность, к взысканию которой предприятием-кредитором не были приняты
все возможные меры.
Списание кредиторской задолженности.
Кредиторская задолженность возникает у предприятия-покупателя при
оприходовании товаров (потреблении услуг), полученных от поставщика и не
оплаченных ему.
При этом задолженность перед поставщиком будет числиться на балансе у
покупателя до тех пор, пока не истечет срок исковой давности, составляющий
3 года с момента возникновения кредиторской задолженности.
Сумма НДС, учтенная организацией-покупателем на счету 19 «НДС по
приобретенным ценностям», не подлежит зачету из бюджета, т.к. условием для
зачеты НДС по оприходованным материальным ценностям является их оплата
поставщику.
По истечении трех лет с даты оприходования товара в учете делается
запись:
Дт 60/76 Кт 80 – списана кредиторская задолженность, по которой истек срок
исковой давности).
Сумма списанной кредиторской задолженности относится к вне
реализационным доходам деятельности предприятия и входит в налоговую базу
по налогу на прибыль.
При этом НДС, относящийся к этой задолженности и числящийся на сч.19,
возмещению из бюджета не подлежит и списывается на сч.88 «Нераспределенная
прибыль (непокрытый убыток)», что отражается в учете проводкой:
Дт 88, Кт 19 – списан НДС по оприходованным и неоплаченным ТМЦ в связи с
истечением срока исковой давности.
Бухгалтерский учет тары в организациях торговли раскрывают Патров
В.В., и Пятов М.Л. (20).
Неизбежным спутником движения многих товаров является тара, учет
которой неразрывно связан с учетом товарных операций. Основными вопросами,
возникающими при ведении учета тары, являются определение возможностей
оприходования её на балансе организации и методики исчисления и бухучета
НДС по таре.
Право собственности на тару, не являющуюся многооборотной, в
соответствии со ст.223 Гражданского Кодекса РФ, переходит к организации-
приобретателю в момент передачи её поставщиком, т.е. одновременно с
переходом права собственности на товары, с которыми покупается тара. В
соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной Приказом
Минфина СССР от 01.11.1991г. №56 (ред. от 17.02.1997г.), стоимость
приобретенной организацией тары отражается на отдельном субсчете 4 «Тара
под товарами и порожняя» к субсчету 41 «Товары».
Оприходование подлежащей оплате тары в организациях оптовой торговли
производится записями:
Дт 41 «Товары», субсчет 3 «Тара под товарами и порожняя»;
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на стоимость приобретения
тары без НДС;
Дт 19 «НДС по приобретенным ценностям»
Кт 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на сумму НДС, относящегося к
приобретенной таре.
При оприходовании тары, стоимость которой не выделяется в
сопроводительных документах поставщика, следует учитывать, что получение
такой тары не является безвозмездным. Стоимость тары в этом случае включена
поставщиком в стоимость приобретения товаров без отдельного указания её
цены. При этом выше приведенные записи по оприходованию тары должны
составляться на основании акта приемки.
Отпуск тары покупателю оформляется теми же документами, что и отпуск
товаров, с указанием наименования, отличительных признаков, количества,
цены и стоимости. На возврат тары поставщикам и сдачу тары тарособирающим
организациям обычно выписывают товарно-транспортную накладную. Бой, лом и
порча тары оформляется соответствующим актом. Если тара одной разновидности
приобреталась по различным ценам, то оценка запасов тары, также как и
товаров, может осуществляться по средним ценам, методами ФИФО и ЛИФО.
Учет продажи товаров по каталогам и образцам приводит Хорин М.В.(23).
В настоящее время в торговле широкое распространение получила продажа
товаров по каталогам и образцам. Прежде всего, таким способом реализуются
громоздкие товары: дачные домики и другие предметы ремонтно-строительного
назначения, а также комплекты мебели. Но вместе с тем по каталогам или
образцам продаются и другие товары, например, косметики и одежда.
Сущность этой разновидности торгового сервиса в том, что договор
розничной купли-продажи заключается после ознакомления покупателя с
образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным
продавцом. Такой способ продажи предусмотрен статьей 497 Гражданского
Кодекса РФ.
Порядок осуществления розничной торговли товарами по образцам
определяется Правилами продажи товаров по образцам, утвержденным
постановлением Правительства РФ от 21.07.1997г. №918 (далее по тексту
Правила). Эти Правила разработаны в соответствии с Законом РФ от
07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей». Остановимся на наиболее
существенных положениях Правил.
В п.3 Правил оговорено, что приобретение покупателем выбранных
товаров происходит после доставки этих товаров в указанное им место (если
иное не предусмотрено договором). Соответственно, и договор розничной купли-
продажи по образцу считается исполненным с момента доставки товара в место,
указанное в договоре, согласно п.28 Правил и ст.497 ГК РФ.
Согласно п.4 Правил, продавец обязан предложить покупателю услуги по
доставке товаров путем их пересылки или перевозки.
В случае если одним из условий договора является оказание услуг по
установке, наладке и пуску в эксплуатацию отдельных технически сложных
товаров, договор считается выполненным с момента оказания этих услуг.
Покупатель до передачи ему товара вправе отказаться от исполнения
договора при условии возмещения продавцу расходов, понесенных в ходе
выполнения договора, на основании п.22 Правил и ст.497 ГК РФ.
Продажа по образцам применяется и в оптовой торговле. Например, в
ходе выполнения ремонта квартиры или офиса ремонтно-строительная фирма
может заказать необходимую для выполнения ремонта сантехнику по каталогу.
Для продавца торговля по образцам не только решает проблему
размещения крупногабаритных товаров в торговом зале или складе, но и дает
возможность использовать различные схемы закупки товаров, предназначенных
для продажи.
Традиционной схемой является заключение договора купли-продажи или
договора поставки товара. При этом, как правило, покупатель вносит аванс.
Так как торговля по образцам обычно предусматривает отсрочку в
поставке выбранного товара после заключения договора и оплаты покупателем
аванса, магазин может приобрести товар у поставщика по договору поставки с
отсрочкой (или рассрочкой) платежа. Кроме того, магазин может
воспользоваться товарным кредитом. Магазин также вправе выступить
посредником между поставщиком товара и покупателем. Посредническую
деятельность можно оформить договорами комиссии или поручения, а также
агентским соглашением или договором консигнации. В этом случае отражение в
учете продавца продажи по образцам не отличается от учета продажи товара по
обычному договору комиссии.
2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ.
2.1. Понятие оптовой торговли.
Торговля – это вид предпринимательской деятельности, где объектом
действия является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание
покупателей в процессе продажи товаров, их доставки, хранения и подготовки
к продаже.
Различают два основных вида торговли – оптовую и розничную.
Согласно ст. 492 по, договору розничной купли-продажи продавец,
осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в
розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного,
семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью. По сути, такими покупателями являются
физические лица – конечные потребители товара. Однако договор розничной
купли-продажи возможен и между юридическими лицами, приобретающими товар,
затраты по которому не относятся на себестоимость.
Предприятия оптовой торговли реализуют товар юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, приобретающим товар для последующей
перепродажи, а также организациям, закупающим товар (сырье, комплектующие)
для производства иной продукции, то есть товар передается для использования
в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным
(семейным, домашним и т. д.) использованием. Отношения продавца покупателя
товара в данном случае чаще всего оформляются договорами поставки.
Таким образом, с точки зрения гражданского законодательства торговля
подразделяется на виды в зависимости от цели приобретения товара и
характера его дальнейшего использования.
Согласно письму Госкомстата РФ от 8 ноября 1995 года №17-1-17/1947
"Об отнесении торговых предприятий к розничным или оптовым" идентификация
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19
|