клиенту; служит для хранения средств и осуществления расчетов. По
контокорренту проходят как ссуды, так и средства, поступающие в банк от
клиентов в виде вкладов, возврата ссуд и пр.). Он возник в кредитных
заведениях, и истоки его надо, очевидно, искать в истории Новгорода и
Пскова. Контокоррентные счета по кредитным операциям в “банках” Древней
Руси вели на специальных досках - “карточках”. Они иногда становились
объектом посягательств. Так, в Новгороде был разграблен дом посадника
Дмитра и уничтожены карточки-доски.
В то время при займах давали долговые расписки и составляли записи,
что приводило к необходимости выверки расчетов между участниками сделок. В
одной из самых распространных книг ХУ1 в. - “Домострое” - написано: “А
некоторые в лавках торгуют: - ино с теми в вечере и на упокой, на всякую
неделю, самому государю надо быть сличиться с ними в приходе и в расходе, и
купле и продаже”, т.е. предполагалась коллация - выверка всех расчетов, как
дебиторской, так и кредиторской задолженности, один раз в неделю. Таким
образом, шестой принцип учета - коллация - можно сформулировать так: все
взаимные расчеты между лицами, участвующими в хозяйственной деятельности,
должны быть выверены.
В это же время окончательно формируется приоритет вертикальных
административно-правовых связей и практически игнорируются горизонтальные
гражданско-правовые отношения. Сама коллация трактуется как вытекающая из
обычаев народа, а не из закона. И тут возникает седьмой принцип:
обязательства перед начальником всегда важнее обязательств перед сторонними
лицами. Этот принцип иерархии отношений, принцип, допускающий волю
начальника как источник права, необходимо всегда иметь в виду.
Развитие государственного и монастырского хозяйства приве к появлению
еще одного, может быть, самого русского принципа - принципа экономии. Он
выразолся прежде всего в зачатках калькуляции, которые мы находим в
замечаниях настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого (1439-1515
гг.) об исчислении себестоимости церковных треб. Цены подобных услуг
зависели от затрат на содержание монахов, занятых выполнением треб, а
отнюдь не от спроса и предложения. Так возник восьмой принцип: цены
предметов зависят от затрат, связанных с их производством.
Этот принцип, восходящий к идеям Платона о справедливой цене,
возмещающей труд и только труд, стал роковым и для учета, и для экономики
страны. В первом случае он требовал строжайшего исчисления себестоимости
готовой продукции и оказанных услуг, во втором - приводил или к хроническим
дефицитам, или к затовариванию. Более того, чтобы поднять доходы,
производители должны были неизменно увеличивать издержки, что вело к
нерациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
а также абсурду в нашей торговле.
И наконец, в московский период складывается необыкновенный интерес к
учетным процедурам, возникает девятый принцип - принцип обрядолюбия. Он
звучит так: внешний вид документов, их взаимосвязи, порядок и
последовательность заполнения являются неотъемлемой частью учета; порядок
важнее содержания; казаться - важнее, чем быть.
Бухгалтерский учет, его объекты и основные задачи
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора,
регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе,
обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и
документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их
обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в
процессе их деятельности.
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и
ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям
бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и
собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам,
кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям
бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций
и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств,
использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии
с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение
отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и
выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой
устойчивости.
Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях,
соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут
руководители организаций.
Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-
специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или
распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние
бухгалтерского учета.
При этом утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в
соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления
хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных
учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности;
- порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и
обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения,
необходимые для организации бухгалтерского учета.
Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из
года в год. Изменение учетной политики может производиться в случаях
изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов
органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки
организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного
изменения условий ее деятельности. В целях обеспечения сопоставимости
данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с
начала финансового года.
Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного
бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности
руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю
организации и несет ответственность за формирование учетной политики,
ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и
достоверной бухгалтерской отчетности. Требования главного бухгалтера по
документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в
бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех
работников организации.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы,
финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не
должны приниматься к исполнению.
В случае разногласий между руководителем организации и главным
бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по
ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя
организации, который несет всю полноту ответственности за последствия
осуществления таких операций. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и
хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации -
в рублях.
Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается
обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной
организации.
Состав бухгалтерской отчетности
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и
аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных
организаций, состоит из:
а) бухгалтерского баланса;
б) отчета о прибылях и убытках;
в) приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
г) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской
отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами
подлежит обязательному аудиту;
д) пояснительной записки.
Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется
Министерством финансов Российской Федерации.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о порядке
их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета,
утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности
банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их
заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов
Российской Федерации.
Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать
существенную информацию об организации, ее финансовом положении,
сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки
и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения
правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно
отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности
организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае
неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от
их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации
о бухгалтерском учете.
В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация объявляет
изменения в своей учетной политике на следующий отчетный год.
Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным
бухгалтером (бухгалтером) организации.
Бухгалтерская отчетность организаций, в которых бухгалтерский учет
ведется централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или
бухгалтером-специалистом, подписывается руководителем организации,
централизованной бухгалтерии или специализированной организации либо
бухгалтером-специалистом, ведущим бухгалтерский учет.
Отчетным годом для всех организаций является календарный год - с 1
января по 31 декабря включительно.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период
с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года,
а для организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего
года.
Данные о хозяйственных операциях, проведенных до государственной
регистрации организаций, включаются в их бухгалтерскую отчетность за первый
отчетный год.
Месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется
нарастающим итогом с начала отчетного года.
Все организации, за исключением бюджетных, представляют годовую
бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами
учредителям, участникам организации или собственникам ее имущества, а также
территориальным органам государственной статистики по месту их регистрации.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют
бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным
имуществом.
Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям
бухгалтерская отчетность представляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
Организации, за исключением бюджетных, обязаны представлять квартальную
бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|