реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теория бухгалтерского учета

реферат

Теория бухгалтерского учета

Отдельные фрагменты из истории

бухгалтерского учета

Автором герба бухгалтеров является французский ученый Жан Батист

Дюмарше (1874-1946 гг.) На этом гербе изображены три предмета - солнце,

весы и кривая Бернулли - и девиз: “SCIECE - CONSCIENCE - INDEPENDANCE”.

Предметы на гербе символизируют следующее: солнце - бухгалтерский учет

освещает хозяйственную деятельность; весы - символизируют баланс; кривая

Бернулли - символ того, что учет, однажды возникнув, будет существовать

вечно. Слова девиза означают: “Наука, доверие, независимость”. Однако,

слово “conscience” и с английского и французского языков переводится как

совесть, а доверие по-французски будет “confiance”, учитывая , что

Ж.Б.Дюмарше - француз , точнее переводить слова девиза на гербе: “Наука -

совесть - независимость”.

Со второй половины ХIХ в. в различных странах появляются научные

направления, школы, призванные осмыслить и использовать то, что делал

бухгалтер.

Итальянская школа - в ней преобладала юридическая трактовка

бухгалтерского учета. Величайшие представители этой школы Ф.Вилла, Ф.Марчи,

Дж. Чербони, Дж. Росси и другие исходили из того, что бухгалтер учитывает

не ценности, как таковые, а права и обязанности материально ответственных

лиц (их называли агентами) и права и обязанности юридических и физических

лиц, с которыми данное предприятие ведет расчеты (их называли

корреспондентами).

Таким образом утверждалось, что бухгалтер фиксирует не деньги в кассе,

не материалы в кладовой и т.п., а ответственность кассира, кладовщика и

т.д. Каждый счет персонализировался, т.е. за ним всегда видели какое-то

лицо, и двойная запись объяснялась правилом Э.Дегранжа: тот кто выдает,-

кредитуется, тот, кто получает, - дебетуется.

Уже в ХХ в. неоднократно ставился вопрос о создании специальной

отрасли юриспруденции - бухгалтерского права, ибо бухгалтер и есть судья,

который применяет на практике нормы государственного права. “Учет - алгебра

права”,- скажет П.Гарнье.

Французская школа - тут существенную роль играла экономическая

трактовка бухгалтерского учета. Крупнейшие представители этой школы -

Ж.Курсель-Сенель, Э.Леотэ, А.Гильбо, Ж.Б.Дюмарше и другие - видели цель

прежде всего в исчислении эффективности хозяйственной деятельности

предприятия, а не в контроле за сохранностью ценностей, как их многие

итальянские коллеги. Бухгалтер - экономист, а не сторож чужого добра. Он с

помощью специальной методологии показывает движение самого капитала, самих

ресурсов, ценностей, а не их юридической тени в виде прав и обязательств.

Отсюда и иное объяснение природы двойной записи: нет прихода без расхода

-учили представители этой школы. Такой взгляд как бы подытожил Ж.Прудон,

считавший, что бухгалтерский учет и есть настоящая политическая экономия.

По его мнению, громадное большинство экономистов - очень плохие бухгалтеры,

ровно ничего не смыслящие в приходе и расходе и в ведении книг.

Немецкая школа - придавала огромное значение процедупным вопросам,

конструированию форм счетоводства, последовательности записей. Ее видными

представителями были Ф.Гюгли, И.Ф.Шер, Г.Никлиш и др. Для немецкой школы

характерен переход к учету от баланса к счету, а не от счета к балансу, как

это было принято в итальянской и французской школах. Если две последни

школы трактовали дебет и кредит любого счета как качественно однородные

поля (теория одного ряда счетов), то немецкие авторы указывали на то, что

значение дебета и кредита меняется в зависимости от того, идет ли речь об

активном или пассивном счете (теория двух рядов счетов).

Американская школа - рассматривала бухгалтерский учет как инструмент

управления людьми и через людей - предприятием. Психологически

бухгалтерская информация - это стимул для администраторов, которые должны

на этот стимул отреагировать. Если реакция невозможна, то и информация

бесполезна (избыточная информация).

Достижением американских ученых (Г.Эмерсон, Ч.Гаррисон, Ч.Кларк,

В.Патон и др.) было создание таких методологических приемов, как “стандарт-

костинг”, “директ-костинг” и “центры ответственности”, что со временем

позволило сформировать специальную отрасль бухгалтерии- управленческий

учет.

Каждая из четырех школ привнесла определенные идеи в трактовку

бухгалтерского учета, и посредством его в трактовку самой хозяйственной

деятельности, протекающей в условиях рыночной экономики.

В первой половине ХIХ в. в бухгалтерскую жизнь нашей страны вошли

идеи, которые будут обсуждаться, так или иначе, ечнь долго, многие из них

обсуждаются и поныне.

Три бухгалтера положили начало нашей науки: К.И.Арнольд, И.Ахматов,

Э.А.Мудров.

К.Арнольд (1775-1845 гг.) приехал из Германии и был первым в Москве

преподавателем бухгалтерского учета. Он писал о бухгалтерии как о “сей

толико важной, впрочем, многими пренебрегаемой науке”. Он, может быть,

первым различал теорию и практику бухгалтерского учеиа. Под первой он

понимал “способность составлять щета, их вести и пересматривать”, а под

второй - “круг всех к щетам принадлежащих дел”, первая выступает как

“счетная наука”, вторая - как “счетная часть”.

И.Ахматов - служащий петербургской торговой фирмы.

Э.Мудров - учитель математики и физики в Олонецкой (г.Петрозаводск)

гимназии.

Считается, что Русское государство возникло в 862 г., и можно только

предполагать, что первые полтора века на территории Восточно-Европейской

равнины применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором

дани (налогов) и регистрацией торговых оборотов. Государственное хозяйство

рассматривалось как частная собственность его владельца - князя, именно

поэтому размеры податей (дани) не регламентировались. Князь (власть) мог

все, что считал нужным для себя и излишним для податного населения. Эта

черта хозяйственного быта оказала огромное влияние и на русский учет,

сформировав его первый принцип, так или иначе просуществовавший на

протяжении всей нашей истории: государство является собственником всего или

почти всего имущества, находящегося в стране.

Это значит, что должен быть единый орган, регламентирующий порядок

учетных записей, и, что еще более важно, в обществе вертикальные правовые

отношения преобладают над горизонтальными, частная (личная собственность

носит подчиненный характер, и каждый человек отдает все князю (государству)

и все от него получает.

Величайший скачок развитию учетной мысли дало принятие Русью

христианства, провославной религии. Это способствовало созданию множества

монастырей, ведущих по тем временам огромную и довольно разнообразную

хозяйственную деятельность. Именно монастыри под влиянием византийской

учетной мысли сформировали многие идеи русской бухгалтерии, выработали ее

дух. За монастырскими стенами возник второй важный принцип русской

бухгалтерии: за каждый имущественный объект отвечает строго определенное

лицо (материально отвественное лицо) или группа лиц.

В монастырях существовал сложный порядок распределения хозяйственных

обязанностей: управляющим был келарь, ему подчинялись казначей

(отвественный за денежные суммы) и старцы (ответственные за разовые работы

или отдельные виды материальных средств). Кроме того, в пустынях

(отделениях монастырей) выделялись приказчики (завхозы) и строители

(ревизоры). Материально ответственными лицами должны были служить

выборочные целовальники. Интересный материал о распределении обязанностей в

монастыре находим в Уставной грамоте строителю Киево-Печорской пустыни. В

ней предусматривалось: 1) проведение инвентаризации и взыскание недостачи с

предыдущего строителя, т.е. ревизора; 2)материальная ответственность за все

ценности распределялась солидарно с казначеем, т.е. каждый из них мог

возмещать недостачу в полной сумме; 3) казначей хранил ключи от склада, а

строитель опечатывал склады; 4) для денежных доходов открывалась

специальная книга, заполняемая строителем или казначеем, каждая статья

оговаривалась (источники поступления и дата); после каждой статьи следовало

“прикладывать руки”; такая же книга открывалась на расход; 5)учет муки

также велся в двух отдельных книгах для прихода и расхода; 6) то же

относительно одежды и прочего инвентаря; 7) заполненные за год книги должны

быть присланы архиепископу.

Ответственность была не только материальной, но и уголовной - личной.

В случае недостачи виновного избивали, лишали жизни, а уже много позже Иван

Семенович Пересветов, известный публицист ХУ1 в., советовал в помещении

складов прибивать к стенам кожу бывших кладовщиков, допустивших недостачу.

Это было бы предупреждением для вновь принятых кладовщиков.

Принцип ответственности приводил к созданию весьма изощренной учетной

техники, которая требовала строгого разделения учетных регистров,

предназначенных для фиксации поступления и отпуска денег и других

ценностей; последовательного проведения инвентаризаций (причем учетные

остатки сверялись с натурными, а не наоборот).

Новый этап развития учета в России совпал с эпохой татарского ига.

Новые хозяева попытались сразу навязать, как бы мы теперь сказали, свои

учетные стандарты, коренным образом изменив налогообложение. Именно татары,

пренебрегая русской национальной традицией, пытались ввести персональное

налогообложение - подать стала подушной, ее должен был платить каждый

мужчина без различия состояния и возраста. Для этого была впервые проведена

перепись населения. Она не была статистическим учетом населения, а была

бухгалтерской инвентаризацией людей, “положенных в число”.

Так возник третий принцип русской бухгалтерии: человек - объект учета,

ибо каждый человек так или иначе подотчетен.

Однако привнесенное извне персональное налогообложение и учет расходов

по дани не просуществовал долго. В России возникла новая национальная

окладная единица - соха. Дело в том, что в нашей стране всегда были сильны

уравнительные тенденции и убеждения в конечном торжестве справедливости.

Подавляющее больштнство налогоплательщиков считало несправедливым то, что и

богатые, и бедные выплачивают одинаковые налоги. И поэтому было введено

обложение по “экономической силе” хозяйства. Эта условная сила хозяйства и

называлась - соха. Она измерялась в разное время и в разных местах по-

разному. Например, в Новгороде соха состояла из трех конных работников, в

Москве - она могла достигать 32 конных работников. Однако платить налоги

должно было все село - мир. И тут получает мощное развитие четвертый

учетный принцип: платеж несет общество, а недоимка любого из его членов

возмещается остальными членами мира, общества (коллектива).

Этот принцип дожил до наших дней в форме так называемой коллективной

(бригадной) материальной ответственности.

С ХУ по ХУ11 в. Россия как бы консервирует свою политическую и

культурную жизнь. В учете незаметно каких-либо иноземных влияний, однако

развиваются старые и формируются три новых принципа. Вводятся твердые

задания не только в государственных, но и в частных хозяйствах. Каждому

работнику задается урок - свеобразное “плановое” задание, “нормы

выработки”. В связи с этим пятый принцип учета: каждый работник должен

получить урок, т.е. сколько, какой именно работы и в какие сроки он должен

выполнить.

Это имело своим следствием желание работника получить как можно

меньшее задание, а сделать, в случае стимулирования, как можно больше,

чтобы иметь право на добавочные “кормовые”. Система уроков получает широкое

развитие в имениях, где складывается крепостное право. Много веков спустя

эта национальная идея уроков приведет к трансформации американской системы

“стандарт-кост” в советский нормативный метод учета.

В средневековой России торговля, особенно мелочная, была относительно

развита. “Всяк ленится учиться художеству все бегают рукоделия, все щапят

торговати”, - говорил митрополит Даниил в ХУ1 в. Главным приемом в торговом

учете был контокоррент (единый текущий и ссудный счет, открываемый банком

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.