ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя
организации, который несет всю полноту ответственности за последствия
осуществления таких операций.
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, его обязанности
могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному
распоряжению руководителя предприятия.
При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится
проверка состояния бухучета и достоверности отчетных данных с составлением
акта утвержденного руководителем предприятия.
Основные требования к ведению бухгалтерского учета в РФ.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
организаций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях. Имущество,
являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества
других юридических лиц, находящегося у данной организации.
Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее
регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.. Организация
ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций
путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета,
включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Данные
аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам
синтетического учета. Все хозяйственные операции и результаты
инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского
учета без каких-либо пропусков или изъятий.
В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство
продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены
по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной
документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах,
должны содержать следующие обязательные реквизиты:
V наименование документа;
V дату составления документа;
V наименование организации, от имени которой составлен документ,
содержание хозяйственной операции;
V измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
V наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
V личные подписи указанных лиц.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов,
утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером
или уполномоченными ими на то лицами.
Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения
операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее
окончания.
Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов,
передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а
также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица,
составившие и подписавшие эти документы.
Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.
В Остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по
согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть
подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием
даты внесения исправлений.
Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о
хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются
сводные учетные документы.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и
машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана
изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для
других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов,
осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской
Федерации, суда и прокуратуры.
Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами
дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми
инспекциями и налоговой полицией на основании их. постановлений в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с
разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие
документов снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и
накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных
документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской
отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах
(журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных
при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах,
дисках, дискетах и иных машинных носителях. Хозяйственные операции должны
отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической
последовательности и группироваться по соответствующим счетам
бухгалтерского учета.
Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах
бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. :
При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их
защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре
бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица
внесшего исправление, с указанием даты исправления.
Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской
отчетности является коммерческой тайной.
Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах
бухгалтерского учета и во внутренней бухгалтерской отчетности, обязаны
хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность,
установленную законодательством РФ.
Оценка имущества и обязательств производится организацией для их
отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в денежном
выражении.
Начисление амортизации основных средств и нематериальных активов
производится независимо от результатов хозяйственной деятельности
организации в отчетном периоде.
Применение других методов оценки, в том числе путем резервирования,
допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации и нормативными актами органов, осуществляющих регулирование
бухгалтерского учета.
Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциях в
иностранной валюте ведется в рублях на основании пересчета иностранной
валюты по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату совершения
операции.
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию
имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально
подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризаций
обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
V при передаче имущества в аренду;
V выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или
муниципального унитарного предприятия;
V перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
V при смене материально ответственных лиц;
V при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
V в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями;
V при реорганизации или ликвидации организации;
V в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Бухгалтерская отчетность
Все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и
аналитического учета бухгалтерскую отчетность.
Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности
бюджетных организаций, состоит из:
V бухгалтерского баланса — форма №1 {приложение № 1);
V аудиторского заключения, подтверждающего достоверность
бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с
федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
V специализированных форм, установленных в соответствии с Положением
о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации;
V отчета об использовании бюджетных ассигнований;
V пояснений к бухгалтерскому балансу;
V пояснительной записки.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное
представление об имущественном и финансовом положении организации, а также
финансовых результатах ее деятельности.. Достоверной считается
бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная исходя из правил,
установленных нормативными актами системы нормативного регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации. Состав бухгалтерской
отчетности бюджетных организаций определяется Министерством финансов
Российской Федерации.
Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инструкции о
порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской
Федерации;
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учёта,
утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчётности
банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их
заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов РФ.
План счетов
Бухгалтерские счета должны быть построены так, чтобы мы могли получить
полную картину состояния средств предприятия и их источников, финансового
положения предприятия и результатов его деятельности.
В отечественной практике бухучета используется единый план счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственных операций.
План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов
бухгалтерского учета. На основе плана счетов строится отчетность
предприятия.
План счетов предназначен для всех предприятий и организаций независимо
:от форм собственности, отраслевой принадлежности, организационно-правовой
формы, объема деятельности.
В настоящее время действует типовой План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденный
Министерством финансов РФ 31 октября 2000 г. № 94н и Инструкция по его
применению. Согласно Плану счетов и Инструкции по его применению
бухгалтерский учет должен быть организован в организациях всех отраслей
народного хозяйства и видов деятельности (кроме банков и бюджетных
учреждений) независимо от подчиненности, форм собственности, отраслевой
принадлежности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной
записи.
Действующий План счетов бухгалтерского учета ориентирован на рыночную
Экономику и международные стандарты бухгалтерского учета. Счета в плане
счетов сгруппированы по принципу родства в отдельные разделы, при этом
указываются не только полное название каждого счета, но и его род.. Это
делается для того, чтобы при механизированной или автоматизированной
обработке информации можно было вместо подробного буквенного обозначения
счета поставить его цифровое обозначение.
Кроме балансовых счетов в плане счетов перечислены забалансовые счета,
на которых учитываются средства, не принадлежащие данному предприятию, но
находящиеся в его временном пользовании.
Все счета в едином плане счетов сгруппированы по 8 разделам:
I — Внеоборотные активы; III — Затраты на производство;
II — Производственные запасы; IV — Готовая продукция и товары;
V — Денежные средства; VI — Расчеты;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|