правильная стратегия развития предприятия, то тогда легче принимать
тактические решения.
3. По пространственному признаку можно выделить анализ внутрифирменный
и межфирменный. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только
исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном
анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.
Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого
дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
4. По функциональному признаку no той роли и задачам, которые он
выполняет, выделяют финансовый, управленческий, маркетинговый,
инвестиционный, социально-экономический, экономико-экологический,
функционально-стоимостный, логистический и другие виды анализа.
Важное место среди всех видов АХД занимает финансовый анализ, который
может быть охарактеризован как процесс познания сущности финансового
механизма функционирования субъектов хозяйствования. Основное его
назначение состоит в изучении, диагностике и прогнозировании финансового
состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. На
уровне предприятия его проводят финансовые службы. Внешний финансовый
анализ проводится банками, аудиторскими фирмами, инвесторами и т.д.
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью
предоставления руководству информации, необходимой для планирования,
контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии
и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности,
совершенствования техники, технологии и организации производства. Он носит
оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной.
Технико-экономический анализ проводят технические службы предприятия
(главного инженера, главного технолога и др.). Его содержанием является
изучение взаимодействия технических и экономических процессов и
установление их влияния на экономические результаты деятельности
предприятия.
Социально-экономический анализ.
Экономико-статистический анализ.
Экономико-экологический анализ.
Маркетинговый анализ.
Инвестиционный анализ.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые
выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том,
чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за
счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия,
замены материалов и т.д.
В последние годы все более широкое применение находит логистический
анализ, с помощью которого исследуются товарные потоки, начинающиеся от
поставщиков сырья, проходящие через предприятие и заканчивающиеся у
покупателей. Логистика координирует такие функциональные сферы предприятия,
как снабжение, производство и сбыт, и способствует ускорению материальных и
денежных потоков, С ее помощью предприятия получают возможность снижать
затраты за счет организации снабжения, производства и сбыта на принципах
"точно вовремя". Логистика становится основным ключом к успеху, важным
стратегическим инструментом поддержания конкурентоспособности предприятия
на рынках с сильной конкуренцией.
5. По методике изучения объектов различают качественный и
количественный анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ,
маржинальный анализ, экономико-математический анализ и т.д.
Качественный анализ — это способ исследования, основанный на
качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых
явлений и процессов.
Количественный (факторный) анализ основан на количественных
сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических
явлений к изменению различных факторов.
Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния
экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для
определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой
продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует
о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста товарной
продукции выше темпов реализации продукции, то это признак затоваривания
(работы на склад).
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер
происходящих процессов, не производя глубоких фундаментальных исследований,
требующих дополнительного времени и средств.
Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное
исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического
аппарата и другого сложного инструментария.
Маржинальный анализ — это метод оценки и обоснования эффективности
управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной
взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на
постоянные и переменные.
С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее
оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы
повышения эффективности производства за счет более полного использования
имеющихся ресурсов.
6. По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний
анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для
нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления
производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ
проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами
хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами,
инвесторами.
7. По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и
выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без
исключения объектов, а при выборочном— по результатам обследования только
части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку
управленческих решений по результатам анализа.
8. По содержанию программы анализ может быть комплексным и
тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается
всесторонне, а при тематическом — только отдельные ее стороны,
представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы
использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия,
снижения себестоимости продукции и пр.
№2. Цели и задачи предприятия в рыночной экономике. Роль экономического
анализа в разработке и принятии управленческих решений, его место в
процессе управления.
АХД как функция управления. Связь АХД с другими функциями управления и
его место среди них. Возрастание роли анализа в системе управления
производством.
В настоящее время АХД занимает важное место среди экономических наук.
Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством.
Место анализа в системе управления упрощенно можно отразить схемой.
[pic]
Известно, что система управления состоит из следующих взаимосвязанных
функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.
Планирование представляет очень важную функцию в системе управления
производством на предприятии. С его помощью определяются направление и
содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и
отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение
планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его
члена, определение путей достижения лучших конечных результатов
производства.
Учет. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую
информацию о ходе производственного процесса и выполнении планов. Поэтому
одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает
постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для
управления производством и контроля за ходом выполнения планов и
производственных процессов.
Анализ. Однако для управления производством нужно иметь представление
не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности,
но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике
предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью
экономического анализа. Он является связующим звеном между учетом и
принятием управленческих решений. В процессе анализа первичная информация
проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых
результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с
показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние
разных факторов на величину результативных показателей; выявляются
недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д.
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются
управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и
действиям, обосновывает их и является основой научного управления
производством, обеспечивает его объективность и эффективность.
Следовательно, экономический анализ можно рассматривать как деятельность по
подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации
управленческих решений.
Как функция управления АХД тесно связан с планированием и
прогнозированием производства, поскольку без глубокого анализа невозможно
осуществление этих функций. Важная роль АХД в подготовке информации для
планирования, оценке качества и обоснованности плановых показателей, в
проверке и объективной оценке выполнения планов. Разработка планов для
предприятия по существу также представляет собой принятие решений, которые
обеспечивают развитие производства в будущем планируемом отрезке времени.
При этом учитываются результаты выполнения предыдущих планов, изучаются
тенденции развития экономики предприятия, выявляются и учитываются
дополнительные резервы производства.
АХД является средством не только обоснования планов, но и контроля за
их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом
результатов деятельности предприятия. АХД позволяет повысить уровень
планирования, сделать его научно обоснованным.
Большая роль отводится анализу в деле определения и использования
резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному
использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной
организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению
излишних затрат и т.д.
Таким образом, АХД является важным элементом в системе управления
производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных
резервов, основой разработки научно обоснованных планов и управленческих
решений.
Роль анализа как средства управления производством с каждым годом
возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых,
необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с
ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости
производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы
управления и переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых
форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией
предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.
Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности
Нужно отметить, что определение предмета любой науки — очень сложная
задача, в том числе и в экономическом анализе. Несмотря на то, что этот
вопрос разрабатывается уже несколько десятилетий, окончательная точка в
определении предмета АХД еще не поставлена. В специальной литературе по АХД
можно встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения
предмета АХД, которые наиболее часто встречаются в литературе и которые
более-менее соответствуют его сущности, можно сгруппировать следующим
образом:
а) хозяйственная деятельность предприятий;
б) хозяйственные процессы и явления.
При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить,
что анализ изучает не саму хозяйственную деятельность как технологический,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|