Организация, техника и бухгалтерский учет товарных операции
ББК 65.052 Э79 УДКЗЗ
А.А. Эрлихман
Организация, техника и бухгалтерский учет товарных операции (оптовая
торговля). - М.: "Экспертное бюро-М", 1998.-400 с.
Издание представляет собой справочно-учебное пособие, охватывающее весь
круг круг хозяйственных операций, которые осуществляются организациями,
ведущими оптовую торговлю. Авторы исходят из принципов обязательности,
исполнительности и ответственности в отношениях между партнерами.
Рассматриваются основы договорных отношений, вопросы материальной
ответственности работников, приемки товаров по количеству и качеству,
отпуска товаров, ведения всех форм учета и отчетности, в том числе в
интересах налогообложения. Значительное внимание уделено методам и порядку
инвентаризации складских запасов, учету товарных потерь.
Материлы каждого раздела содержат нормативную базу, практические
рекомендации и образцы соответствующих документальных форм.
Книга предназначена для руководителей предприятий и организаций, главных
бухгалтеров, аудиторов, преподавателей и студентов экономических вузов,
школ бизнеса.
ББК 65.052
I8ВN 5-86065-031-9
© "Экспертное бюро", 1998 "Экспертное бюро-М", 1998 © "Контур",1998 © А.А.
Эрлихман, 1998
1. ВВЕДЕНИЕ
Реформа бухгалтерского учета в условиях перехода к рыночной экономике
получила в 1996 году дальнейшее развитие. 21.11.96 г. был принят Закон РФ
«О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ, в котором четко определено, что
бухгалтерский учет является упорядоченной системой сбора, регистрации и
обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах и их
движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех
хозяйственных операций.
Задачами бухгалтерского учета является обеспечение информацией о
деятельности и имущественном положении хозяйствующих субъектов, их
учредителей и работников, а также инвесторов, кредиторов, налоговой службы,
органов статистики и других для контроля за соблюдением законодательства,
выявления внутренних резервов и обеспечения финансовой устойчивости.
В соответствии со статьей 6 Закона ответственность за организацию
бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении
хозяйственных операций несут руководители организаций, которые в
зависимости от объема учетной работы могут:
* учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение,
возглавляемое главным бухгалтером;
* ввести в штат должность бухгалтера;
* передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета
централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-
специалисту;
* вести бухгалтерский учет лично.
Законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету
«Учетная политика предприятия» (ПБУ-1/94), утвержденном приказом Минфина
России от 20.12.94 г. № 100 предприятиям предоставлена свобода выбора
способов и методов ведения бухгалтерского учета адекватная их
организационно-правовой форме, видам деятельности, масштабам и целям.
Приказом МФ РФ от 08.02.96 г. № 10 было утверждено Положение по
бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организаций» (ПБУ 4/96).
Введены в действие первая и вторая части Гражданского кодекса РФ —
важнейшего нормативного акта, определяющего организационно-правовые формы
деятельности субъектов хозяйствования и регулирующего отношения между ними.
Принят новый уголовный кодекс, вступивший в силу с 01.01.97 г. Введены в
действие законы об акционерных обществах, о поддержке малого
предпринимательства и ряд других законодательных актов.
В сумме они создали необходимые условия для дальнейшего преобразования
бухгалтерского учета, а также предпосылки для перехода на международные
стандарты бухгалтерского учета.
ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ТОВАРНЫХ ОПЕРАЦИЙ В ОПТОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Оптовая торговля — посредническое звено по поставке сырья, готовой
продукции и товаров между промышленностью и розничной торговлей, а также
дополнительно перерабатывающей промышленностью.
Посредническая деятельность оптовой торговли для общества экономически
целесообразна. Проведенные научные исследования показали, что
издержкоемкость хранения товарных запасов в оптовой торговле в 3—4 раза
ниже, чем в розничной, а в итоге совокупные издержки торговли при
посредничестве опта в 1,5—2 раза ниже, чем при прямых связях промышленности
и розницы.
Являясь хранителем массы товарных запасов, оптовая торговля производит
систематическую подсортировку товаров розничной торговой сети, обеспечивая
постоянное наличие в рознице широкого ассортимента товаров.
Важную роль выполняет оптовая торговля в организации межрегиональных
хозяйственных связей на макроэкономическом уровне с регионами России, а
также в осуществлении импортно-экспортных операций с государствами СНГ и
ближнего зарубежья.
Оптовый товарооборот — это продажа сырья, готовой продукции и товаров
крупными партиями предприятиям розничной торговли для дальнейшей
перепродажи населению и учреждениям социальной сферы, а также предприятиям
перерабатывающей промышленности.
Основными функциями оптовой торговли являются:
* участие в региональных, межрегиональных, всероссийских и международных
ярмарках по продаже товаров и заключение договоров купли-продажи или
поставки товаров с поставщиками и покупателями;
* маркетинговые исследования состояния рынка товарных групп, реализация
которых намечается в регионе;
* проведение рекламной кампании по реализации имеющихся в наличии и вновь
закупаемых товаров;
размещение заказов на производство продукции промышленным предприятиям
своего района деятельности и заключение договоров поставки;
приемка товаров (по количеству и качеству), поступающих от поставщиков по
железной дороге, водным или автомобильным транспортом, а также самовывозом;
хранение товаров в ассортиментном или партионном разрезе;
создание нормальных условий для обеспечения сохранности товарно-
материальных ценностей в соответствующих стандартам складских помещениях и
холодильных ёмкостях, обеспеченных охраной и противопожарной сигнализацией;
преобразование промышленного ассортимента поступающих товаров в товарный
ассортимент, необходимый для удовлетворения потребностей розницы;
проведение в необходимых случаях технологических операций по фасовке и
упаковке товаров;
заключение договоров купли-продажи и поставки товаров с покупателями своего
района деятельности;
отборка товаров согласно выписанным счетам-фактурам и переноска их на
контрольную площадку;
отпуск товаров покупателям со своих складов в порядке самовывоза согласно
выписанным счетам-фактурам;
отгрузка товаров иногородним покупателям по железной дороге, водным или
автомобильным транспортом согласно выписанным счетам-фактурам;
осуществление транзитных операций по продаже товаров покупателям с
отгрузкой непосредственно от заводов и фабрик-изготовителей.
РЕГИСТРАЦИЯ В ОРГАНАХ СТАТИСТИКИ
Регистрация предприятий и организаций в органах статистики, а также
обязательное представление им отчетности были предусмотрены постановлением
Совета Министров СССР от 29.06.1976 г. № 633 и периодически дополнялись.
В настоящее время действует Инструкция Госкомстата РФ от 23.05.1995 г. «О
порядке учета юридических лиц, их обособленных подразделений и
индивидуальных предпринимателей в едином Государственном регистре
предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования».
При регистрации всем перечисленным выше юридическим лицам и
предпринимателям присваиваются следующие коды:
ОКОНХ — код отрасли по общероссийскому классификатору отраслей народного
хозяйства;
ОКПО — код организаций по общероссийскому классификатору предприятий и
организаций.
Помимо указанных кодов, в Госкомстате РФ находится в стадии разработки
общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и
услуг — ОКДП. Этот код будет проставляться по каждому товару (услуге) по
графе 2 счета-фактуры.
В соответствии с письмом ГНС РФ от 16.06.95 г. № ВГ-4-12/25н, Минфина РФ от
05.06.95 г. № 47 и Центрального банка России от 16.06.95 г. № 174, начиная
с 1 августа 1995 г., при заполнении бланков расчетно-платежных документов
каждый налогоплательщик обязан указывать свой идентификационный номер
налогоплательщика — ИНН.
Такой порядок установлен в связи с введением в налоговых органах
автоматизированной системы обработки информации о перечислении налогов с
учетом требований, предусмотренных Указом Президента РФ от 23.05.94 г. №
1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению
в бюджет налоговых и иных обязательных платежей».
Теми же органами письмом от 17.01.96 г. № ВГ-4-12/4н; 4; 10-96 внесено
изменение, которое предусматривает, что с 1 января 1996 г.
идентификационный номер налогоплательщика указывается при оформлении любых
расчетно-платеж-ных документов по строкам как «Плательщик», так и
«Получатель», за исключением перечислений средств бюджетов различных
уровней на финансирование расходов, а также по строке «Получатель» на
перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и
государственные внебюджетные фонды.
Это исключение введено с 01.04.96 г.
2. ДОГОВОРНАЯ СИСТЕМА
Основным документом, регулирующим правовые отношения сторон по поставке
товаров, перехода права собственности на товар по месту и времени, а также
обязательств, является договор. Договорная система в России базируется на
двух основных нормативных документах:
1. «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик». Введены в
действие постановлением Верховного Совета СССР от 31.05.91 г. № 26, а в
Российской Федерации — постановлением Верховного Совета РФ от 14.07.92 г. №
33-01-1.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть 1-я, Федеральный закон от
30.11.94 г. № 51-ФЗ, часть 2-я, Федеральный закон от 26.01.96 г. № 14-ФЗ.
Договор — это соглашение сторон, акт, в котором выражено их взаимное
согласие действовать совместно, в интересах обоюдной выгоды.
В Гражданском кодексе РФ отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру
договора купли-продажи и поставки. Норма Гражданского кодекса РФ
предусматривает свободу договора (п. 1 ст. 421 ГК РФ), т.е. возможность
сторон заключить договор и не предусмотренный нормативными актами (п. 2 ст.
421 ГК РФ), а условия договора определяются по усмотрению сторон (ст. 421,
422 ГК РФ).
Стороны могут использовать примерные условия договоров (ст.427 ГК РФ), но
это по добровольному их согласию, а не обязательно. В силу презумпции
свободы договора (ст. 421 ГК РФ) государство не вправе вмешиваться в
договорную сферу предпринимательских взаимоотношений, кроме как посредством
установления законов. Следует учесть, что Правительство в соответствии с
п.4 ст.426 ГК РФ может издавать правила, обязательные для сторон при
заключении договоров.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения
договора, согласно ст. 426, 445 ГК РФ, вторая сторона может обратиться в
суд с требованием о понуждении заключить договор.
В целях оптимальной проработки конкретных условий будущего договора
надлежит руководствоваться следующими основными правилами:
1. Нужно четко определить цель договора и ожидаемый результат. Разбить
примерную схему предстоящих операций на отдельные этапы, учесть все
трудности, которые необходимо избежать.
2. Проект договора надо разработать самому, а не контрагентом и желательно
привлечь специалистов юристов, маркетологов.
3. Обязательно узнать о будущем партнере следующее:
— существует ли фирма в реальности, для чего проверить учредительные
документы, регистрацию;
— состав учредителей, размер уставного капитала;
— месторасположение конторы, соответствие юридическому адресу;
— в каком банке (банках) открыт расчетный счет;
— желательно финансовое состояние на последнюю отчетную дату.
4. Проверить полномочия лица, подписавшего от имени контрагента договор.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|