оправдательных док-тов.
Операции с валютой могут осуществлять любые пр-ия. Для учета ДС в ин.
валюте исп. сч. 52. Пр-ие имеет право не только на обязательную, но и
самостоятельную продажу ин. валюты через банки. Продажа на сч.91 –Д91 К52,
Д51К91, Д91 К99 (или Д99 К91). При обязательное продаже: Д57 К52/1, Д91
К57, Д51 К91 Д91 К99 (Д99 К91). При покупке валюты пр-ие оформляет заявку
на покупку валюты: Д76 К51, Д52 К76. Валюта при покупке зачисляется минуя
транзитный на тек. в/счет. По в/сч. необходимо вести карточки аналит.
учега. Кроме р/сч. и в/сч. орг-ции используют 55 «Спец. счета в банках» на
к-рых оплачитывают наличие и движение нал. ср-в, находящихся на
аккредитивах, чековых книжках, а также депозитные счета и 57 «переводы в
пути» служит для учета ДС в пути. т.е. внесенных в кассы банка, но не
зачисленных по назначению. Факт. зачисление сумм фиксируется: Д51, 52 К57.
Для приема, хранения и расходования нал. ДС пр-тие имеет кассу. Порядок
ведения касс. операций регламентируется инстр. ЦБ №18 «О Порядке ведения
касс. операции в РФ» Размер сумм нал. рублей в кассе ограничен лимитом.
устанавливаемым кред. учреждением по согласов с пр-ем. Сверх установленных
норм нал. ДС могут хряниться в кассе только а дни выплаты ЗП, пенсий,
стипендий, пособии в теч. 3 дней. Касса приним нал. ДС ПКО, подписываемым
гл. бухгалтером, при этом выдается квитанция, подписываемая гл. бух. и
кассиром. Выдача нал. ДС произв-ся по РКО или дру. док-там (плат. ведом-ти,
заявления на выдачу денег и счета). Док-ты на выдачу денег подписывает гл.
бух. и рук-ль. Деньги по касс. ордерам принимаются и выдаются только в день
составления этих док-тов. Подчистки и помарки не допускаются. Все операции
по поступлению и расходованию ДС записываю в касс. книгу. Она ведется
кассиром. Каждое пр-ие имеет 1 касс. книгу, листы нумеруются, шнуруются и
опеч. печатью. Записи в касс. книге ведутся в 2 экз. через копирку, 2-й
экз. должен быть оторван и служит отчетом кассира. Для учета наличия ДС в
кассе исп-ся актив сч. 50, с-до указыв на наличие денег в кассе пр-тия.
обороты по Дт – поступл. дененег, по Кт - выданные наличные. Касс.
операции запис. по Кт50 и отражаются в ж-о №1. Обороты по Дт50 запис. в
рязных ж-о и контролируются всдомостью №1. В кассе могут храниться и ц/б
(путевки в санатории, почтовые марки, билеты, проездные) и бланки строгой
отч-ти (трудовые книжки, квитанции путевых листов и т.п.). Бланки строгой
отч-ти учнтываются на забаланс. сч. 006 «Бланки строгой отч-ти»
Инвентаризация по кассе проводится не реже 1 раза в мес. внезапно
комиссией, назначенной рук-лем в присутствии кассира. При этом
провереряется нал. ДС и ден. док-ты, бланки строгой отч-ти. При инвент-ии
составляется акт «Об инвентаризации», на оборотной стороне акта мат.
ответов лицо пишет объяснение о причине излишков или недостач,
установленных инв-цией, а рук-ль принимает решение по рез-там ннв-ции.
Излишки приходуют: Д50 К80(99), недостачи взыскивают с кассира Д84(94) К50,
Д73 К84(94); Д70,50 К73.
Д-т 50 К-т 55/1 – поступление ДС с аккредитива
1.5. Учёт затрат на про-во и калькулирование с/с.
Процесс пр-ва - важнейшая стадия кругооборота ср-в пр-ия, в ходе к-рого
оно, расходуя мат., труд., фин. ресурсы, формирует себ-ть ТП. Осн. док-том,
к-рым нужно руководствоваться при орг-ции учета произв. затрат, явл.
Положение о составе затрат. Пр-ям различных видов деят-ти следует также
руководствоваться межотраслевыми и отраслевыми положениями (инструкции,
методические указания) по планированию, учету и калькулированию. В себ-ть
ТП вкл.:
- затраты, непосредственно связанные с пр-вом ТП, обусловленные технологией
и орг-ией пр-ва, вкл. мат. затраты и расходы на оплату труда работников,
занятых пр-вом ТП; - затраты на подготовку и освоение пр-ва, вкл. пусковые
расходы;
- затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством, выплатой
авторских вознаграждении; - затраты на обслуживание произв. процесса: по
обеспечению пр-ва сырьем, материалами, топливом, энергией …; - затраты на
обеспечение нормальных условий труда и техники безопасности; - затраты,
связанные с управлением пр-вом, содержание работников аппарата управления
орг-ции и его структурных подразделений, мат.-техн. и транспортное
обслуживание их деят-ти, вкл. затраты на содержание служебного
автотранспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных
авто.
- затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; - затраты,
связанные со сбытом ТП; - плата за аренду отдельных объектов ОФ, а также
лизинговые платежи по операциям фин. лизинга;
На орг-цию учета затрат на пр-ии оказывает влияние класс-ция затрат по опр.
признакам. В зав-ти от V пр-ва различают переменные, постоянные и условно-
постоянные затраты, а от способа включения в себ-ть ТП: прямые (20,23,29) и
косвенные (25,26). Затраты для целей н/о прибыли класс-ют на
нелимитнрованиые и лимитированные (командировочные …). В завис-ти от
состава затрат различают сл. виды себ-ти ТП, цеховая, произв. и полная.
Затраты группируют по эконом. элементам и статьям калькуляций. Для
учета затрат применяют ж-о №10 и аналит. ведомости к нему №12 (для учета
обшепроизв. расходов) и №15 (для учета общехоз. расходов, РБП, ком.
расходы). Также пр-ия ведут разработочные таблицы, ведомости распр-ия
затрат и листки расшифровки.
Учет затрат на пр-во необходимо вести по направлениям затрат, местам их
возникновения, центрам ответственности объектам калькулирования. Для учета
затрат на ир-во типовым ПС предусмотрены счета: 20,21,23,25,26,28,29
31(97),37(40),89(96). Организуя учет процесса пр-ва. пр-ие в завис-ти от
специфики произв. деят-ти, принятой структуры управления (цеховая,
бесцеховая) и др. факторов само опр-ет, какие счета вкл. в рабочий ПС. Так
сч. 21 пользуются пр-ия, к-рые практикуют полуфабрикатный вариант учета
затрат. Сч. 23 применяют пр-ия, имеющие вспом. пр-ва (транспортный,
ремонтный цех, котельная и т.д.);
Сч. 25 ведут пр-ия с цеховой структурой управления; сч. 29 необходим пр-ям,
на балансе к-рых числятся дошкольные учр-ия, столовые, дома отдыха…, сч.
37(97) ипользуются пр-ями, практикующими нормативный метод учета затрат.
Все мат. затраты на основании первичных док-тов группируют по направлениям
расходов (цехам, службам), а в разрезе направлении - по центрам затрат на
произв. цели (Дт 20,23,25,26,28,29…) и непроизводств. цели (Дт 08,29…).
Аналит. учет затрат организуют по видам выпускаемой ТП. Синт. учет ведут на
сч. 20, по данным к-рого опр-ют. факт. произв. себ-ть ТП. На Дт - прямые
мат., труд. и фин. затраты (К-т 02,05,10,60,69,70,71,76,89(96)), так и
расходы по обслуживанию пр-ва и управл. (К-т 25,26). Потери от брака (Кт
28). РБП (К-т 31(97)), к-рый предварительно учитывают на соотв-их счетах.
Пр-ие может предусмотреть в УП иной порядок списания обшехоз. расходов -
минуя сч. 20. непосредственно на сч. 46(90)
На сч. 20 затраты учитывают по видам ТП в разрезе кальк. статей. Факт.
произв. себ-ть ТП = затраты за месяц (Д-т 20) + НЗПнач, - возвраты (К-т 20)
- НЗПкон.
Т.о. только после инвентаризации НЗП и его оценки исходя из установленных
норм расхода можно определить факт. произв. затраты, приходящиеся на
изготовленную ТП, и оприходовать её (Д40(43) К20). К НЗП относятся ТП, не
прошедшие все стадии, предусмотренных технологией. НЗП может отражаться я
балансе по нормативной (плановой) себ-ти или по прямым статьям расходов, а
также по ст-ти сырья мат. и п/ф.
При полуфабрикатом варианте учет затрат изготовленные в цехах пр-ия п/ф
приходуют (Д21 К20) на склад и по мере их отпуска для дальнейшей
переработки (Д20 К21). В порядке отгрузки или реал-ции (Д45,46(90) К21)
списывают в завис-ти от направления расхода.
Если на пр-ии есть всп. пр-ва к-рые обслуживают подразделения осн. пр-ва.
затраты этих пр-в учит-ют на сч. 23 по Дт - прямые затраты, обусловленные
непосредственным выполнением работ (К02,05,10,23,28,60,69,70,71,76,89(96))
и соотв-ую часть косв. расходов по обслуж-ю пр-ва и управлению (К 25).
Расходы всп. пр-в списывают с Кт сч. 23 в Дт 20,23,25,26,29,43(44)…) в
завис-ти от направления потребленных услуг.
Исчисление себ-ти единицы отдельных видов ТП и всей ТП наз. калькуляцией.
Различают плановую, сметную нормативную и отчетную калькуляцию. Методы
учёта затрат: позаказный (затраты собираются в начале по цехам, затем
суммируют по пр-ию в целом и производят расчет себ-ти единицы ТП по сумме
затрат всех цехов); попередельный (бесп/ф, п/ф-тный с исп.сч. 21 и без исп.
этого сч.); - нормативный. Учет накладных расходов (общепроизв.,
общехоз.) порядок их распределения между видами ТП пропорц. выбранной базе
(о/т осн. произв. рабочих, прямым затратам и т.д.)
1.6. ХАРАКТЕРИСТИКА КАЛЬКУЛЯЦИОННЫХ СЧЕТОВ
Калькуляционные счета (08,20,21,23,29,44,46«Выполненные этапы по
незавершенным работам») используются для обобщения издержек, понесенных
эконом. субъектом в течение отч. периода, и формирования показателей,
предназначенных для калькулирования себ-ти ТП.
По Дт (с Кт счетов ресурсов, аморт-ии, КЗ или косвенно-распределяемых
накладных издержек) накапливаются затраты по калькуляц. объектам или
статьям себ-ти, а с Кт калькуляц. счета осущ-ся перенос показателей себ-ти
по завершенным производственным объектам. Дебетовое конечное сальдо
(показатели себ-ти незавершенного пр-ва по производственным калькуляционным
счетам) переносится в баланс как сводная статья (агрегированная) 214
«НЗП», в к-рую входят показатели счетов 20,21,23,29,44,46. В новом учетном
периоде эти показатели заносятся на калькуляционные счета в виде дебетового
начального сальдо, равного ст-ти НЗП на нач. периода.
Схема учета на калькуляционных счетах:
КУТЕР, стр. 320.
1.7. Оценка – основной прием бу. Виды стоимостей.
Оценка – процесс определения ден. сумм, по которым элементы финансовой
отчетности должны признаваться и вноситься в баланс и в отчет о прибылях и
убытках. Стоимостная оценка распространяется на все стадии жизненного
цикла продукта: затраты по заготовлению запасов и приобретение средств
труда, издержки пр-ва ТП и оказания услуг, себ-ть созданной ТП, доходы
полученные от реализации ТП, и понесенные при этом расходы. ДС учитываются
по своему номиналу независимо от того, имеются ли они в наличии (в кассе)
или вложены в банки. ДЗ (векселя покупателей к получения и счета)
оцениваются в реальной ст-ти имевшей место реализации ГП. В момент
постановки им-ва пр-ия на учет известна только их первонач. ст-ть.
ОС оценивают по первоначальной, восст. и остат. ст-ти.
Первоначальная ст-ть ОС:
- для ОС, приобретенных за плату – сумма факт. затрат на приобретение,
сооружение, изготовление; - для ОС, внесенных в счет вклада в УК – ден.
оценка, согласованная учредителями; - для безвозмездно полученных ОС –
рын. ст-ть на дату оприходования; - для ОС, приобретенных в обмен на др.
имущество – ст-ть передаваемого им-тва.
Восстановительная ст-ть ОС – ст-ть воспр-ва ОФ (стр-ва или приобретения) по
ценам, приближенным к действующим на рынке на дату составления БО.
С 1.01.98 орг-ции имеют право не чаще 1 раза в год (на нач. отч. года)
переоценивать ОС по восст. ст-ти путем прямого пересчета по документально
подтвержденным рын. ценам или посредством пересчета. Первонач. и восст. ст-
ть ОС, по которой они отражаются в учете, называют учетной ст-тью.
Первонач. – ст-ть в момент приобретения (при отсутствии инфляции в течение
всего срока экспл-ии не меняется).
Восст. – результат пересчета до уровня, приближенного к рын. ст-ти
(=учетная ст-ть * коэфф. пересчета, или экспертным путем).
Тек. рын. – ст-ть объектов учета в данный момент (действует на рынке, в
учете не отражается).
Остаточная – величина, подлежащая дораспределению на оставшийся период
экспл-ии (учетная ст-ть – накопленная аморт-ия)
Эксплуатац. – ст-ть объектов учета на период экспл-ии при условии
планирования досрочного выбытия объекта (применяется в западном учете).
Ликвидац. – ст-ть объектов при ликвидации по цене возможного использования
(определяется по результатам реализации объектов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|