банках" (субсчет 2), ж/о 3 (01).
Учет по счету 55 ведется в ведомости В-4.
При полной журнально-ордерной форме депонированные средства в
лимитированных чековых книжках учитываются в журнале-ордере № 3, а при
неполной — в журнале-ордере № 01.
3.6. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
Расчеты с разными дебиторами и кредиторами возникают по поводу претен-
зионных сумм, операций некоммерческого характера, расчетов с работниками
предприятия по депонированной заработной плате, по товарам, проданным
работникам в кредит, возмещению материального ущерба, предоставленным
работникам займам, расчетам со съемщиками квартир и общежитии,
исполнительным листам, с арендаторами нежилых помещений, родителями детей,
принятых в детские учреждения и т.п.
'•у 3.6.1. Учет расчетов по претензиям
В результате расчетных взаимоотношений предприятий, организаций и
учреждений друг с другом могут возникать претензии:
• к поставщикам и подрядчикам по выявленным при проверке их счетов (после
акцепта последних) несоответствиям цен ценам, предусмотренным в
прейскурантах или обусловленным договором, а также при выявлении
арифметических ошибок;
•к поставщикам материалов, товаров, к организациям, перерабатывающим
материалы предприятия, за обнаружение несоответствия качества стандартам,
техническим условиям, заказу и недостачи против отфактурованного
количества;
•к поставщикам, транспортным и другим организациям за недостачу груза в
пути сверх норм естественной убыли, за переборы тарифов (фрахта) при
перевозке груза;
• за брак и простои, возникшие по вине поставщиков и подрядчиков, в
суммах, признанных плательщиками или присужденных арбитражем;
•к учреждениям банков по суммам, ошибочно отраженным по расчетному,
текущему или специальному ссудному счету;
• по штрафам, пени, неустойкам,, взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков,
покупателей, заказчиков, потребителей транспортных и других услуг за
несоблюдение договорных обязательств, — в размерах, признанных
плательщиками или присужденных арбитражем (суммы предъявленных претензий,
не признанных плательщиками, на учет не принимаются).
Для обобщения информации по претензиям, предъявленным поставщикам,
подрядчикам, транспортным и другим организациям предназначен активный
синтетический счет 63 "Расчеты по претензиям". Учет указанной информации
ведется в ведомости В-5 (приложение 3.24), а при применении сокращенной
журнально-ордерной формы учета — в журнале-ордере 03 (приложение 5.3). При
ведении учета по полной журнально-ордерной форме синтетические расчеты по
претензиям отражаются в журнале-ордере № 8 (приложение 4.7), а
аналитические данные — в ведомости № 7 (приложение 4.8).
На суммы претензий, предъявленных к виновникам, составляются проводки:
Д-т сч. 63 "Расчеты по претензиям", В-5
К-т сч. 07 "Оборудование к установке", ж/о 16 (04), 08 "Капитальные
вложения", ж/о 16 (04), 10 "Материалы", ж/о 10/1 (05), 12 "Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы"
(субсчет 1), ж/о 10/1 (05), 15 "Заготовление и приобретение материалов" —
на сумму предъявленных претензий к поставщикам, подрядчикам и транспортным
организациям в связи с неправильным применением цен и тарифов,
арифметическими ошибками после оприходования полученных ценностей,
завышения объемов работ и т.п., ж/о 10/1 (03);
К-т сч. 20 "Основное производство" (23), 26 "Общехозяйственные расходы"
на суммы затрат и потерь от простоев по внешним причинам, ж/о 10/1 (05);
К-т сч. 28 "Брак в производстве" (29) — на сумму претензий за брак,
возникший по вине поставщиков, подрядчиков или транспортных организаций,
ж/о 10/1 (05);
К-т сч. 41 "Товары" — на суммы предъявленных претензий поставщикам,
подрядчикам или транспортным организациям по количеству, качеству
поступивших товаров и тары, а также за завышение цен после оприходования
ценностей, ж/о 11 (06);
К-т сч. 44 "Издержки обращения" — на суммы признанных претензий на
предприятиях, заготавливающих и перерабатывающих сельскохозяйственную
продукцию по завышению операционных, общезаготовительных расходов,
содержанию заготовительных и приемных пунктов, скота и птицы на базах и в
приемных пунктах по вине поставщиков, подрядчиков или транспортных
организаций, ж/о 11 (05);
К-т сч. 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" — на суммы недостач
материальных ценностей, выявленных при приемке грузов, завышения цен,
сортности, ошибок в счетах после акцепта платежных документов, ж/о 6 (03);
К-т сч. 78 Расчеты с дочерними предприятиями* — при предъявлении
претензий сторонним предприятиям по суммам, ранее отнесенным на дочерние
предприятия, ж/о 9 (03);
К-т сч. 80 "Прибыли и убытки" — на суммы признанных должником или
присужденных хозяйственным судом штрафов, пени, неустоек, ж/о 15 (07);
К-т сч. 51 "Расчетный счет", 52 "Валютный счет", 55 "Специальные счета в
банках" (90, 92)
• на суммы предъявленных претензий банкам, ошибочно списанные
(перечисленные) по счетам предприятия, ж/о 2, 2/1, 3 (4); (01).
Суммы удовлетворенных претензий в учете отражаются следующими записями:
К-т сч. 63 "Расчеты по претензиям", ж/о 8 (03)
Д-т сч. 10 "Материалы", 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы"
(07, 08, 15) — на сумму поступивших ценностей в счет удовлетворения
претензий (на суммы претензий при невозможности взыскания), В-2;
Д-т сч. 20 "Основное производство" (23, 25, 26, 29) — при списании ранее
предъявленных претензий, не подлежащих взысканию, В-3;
Д-т сч. 41 "Товары" — на сумму поступивших товаров в возмещение
претензий, В-2;
Д-т сч. 44 "Издержки обращения" — на списание ранее предъявленных сумм
претензий предприятиями, заготавливающими и перерабатывающими
сельскохозяйственную продукцию, не подлежащих взысканию, В-3;
Д-т сч. 51 "Расчетный счет" (50, 52, 55, 90, 92) — на суммы, поступившие
по претензиям, В-4 (В-5);
Д-т сч. 80 "Прибыли и убытки" — списание ранее предъявленных сумм
претензий по штрафам, пеням и неустойкам, не подлежащих взысканию, В-4;
Д-т сч. 84 "Недостачи и потери от порчи ценностей" — на суммы потерь,
ранее предъявленных ко взысканию поставщикам и транспортным организациям и
отнесенных на счет 63, по которым арбитражем отказано в иске, В-5.
Аналитический учет по счету 63 ведется по каждому дебитору и отдельным
претензиям.
[/ 3.6.2. Учет расчетов с бюджетом
Предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом по платежам в бюджет и
ассигнованиям из него. При этом основная часть расчетов с бюджетом — это
платежи. К ним относятся:
.• налог на прибыль (доходы);
• налог на добавленную стоимость;
• налог на топливо;
• налог за пользование природными ресурсами (экологический налог);
• налог на недвижимость;
Я4
• Чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС;
• акцизы;
• подоходный налог с граждан;
• платежи за землю;
• налог на экспорт и импорт и др.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетом по уплачиваемым налогам
предназначен активно-пассивный синтетический счет 68 "Расчеты с бюджетом".
На причитающиеся суммы в пользу бюджета этот счет кредитуется в
корреспонденции с разными счетами в зависимости от вида платежей и
источника их уплаты.
Учет расчетов с бюджетом ведется в ведомости № В-5 (приложение 3.26). При
полной журнально-ордерной форме синтетический и аналитический учет по счету
68 ведется в журнале-ордере № 8 (приложение 4.7), а при сокращенной форме
синтетический учет — в журнале-ордере № 03 (приложение 5.3), аналитический
— в ведомости № 02 (приложение 5.5).
На суммы налогов, причитающихся бюджету, составляются проводки:
Д-т сч. 81 "Использование прибыли" — на сумму налогов, уплачиваемых за
счет прибыли (налог на недвижимость, налог на прибыль и доходы, налог на
добавленную стоимость по внереализационным доходам и др.), В-шлаты по долевым паям и т.д.) и т.п.
На предприятиях должен осуществляться строгий контроль за использова-гем
фонда заработной платы и выплатами, не включаемыми в него. Необходимость
такого контроля обусловлена тем, что большая часть фонда заработной платы
включается в себестоимость продукции (работ, услуг) и влияет на размер
получаемой предприятием прибыли. Кроме того, фонд заработной платы является
базой для исчисления взносов в фонд социальной защиты, некоторых налогов в
бюджет, сборов и отчислений во внебюджетные фонды.
Выплаты включаемые и не включаемые в фонд заработной платы, возмещаются
за счет различных источников — себестоимости продукции (работ, услуг),
прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, целевых финансирования и
поступлений, средств фонда социальной защиты населения. Поэтому важно
прежде всего правильно разграничить фактические расходы по оплате труда,
начислению премий, пособий и других доходов работников между источниками их
возмещения. Здесь необходимо строго руководствоваться действующими
нормативными документами, регламентирующими источники возмещения расходов
на оплату труда, премий, вознаграждений, доплат, пособий, социальных льгот
и др. Так, перечень расходов по оплате труда, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг) установлен Основными положениями по составу
затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) от 26.01.1998
г. (с учетом последующих изменений и дополнений, внесенных Госэкономпланом,
Минфином и Госкомстатом). Расходы за счет Фонда социальной защиты населения
предусмотрены Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов в
Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной
правлением указанного Фонда 12 апреля 1994 г. Остальные расходы, включаемые
и не включаемые в фонд заработной платы (кроме относимых на себестоимость и
возмещаемых из средств фонда социальной защиты), должны предусматриваться
сметами использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, фонда
потребления, целевых средств и контролироваться бухгалтерией.
Расходы на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции (работ,
услуг), должны подвергаться особо тщательному контролю. В процессе такого
контроля важно обеспечить обоснованность норм выработки, нормативов
обслуживания, сдельных расценок, тарифных ставок, должностных окладов,
надбавок, премий и других видов оплат, достоверность отражения в первичных
документах фактического объема выполненных работ сдельщиками, отработанного
времени работниками с повременной формой оплаты труда. Одно из направлений
экономии фонда заработной платы — сокращение непроизводительных выплат и
доплат: за работу в сверхурочное время, выходные и праздничные дни, за
исправление брака, за время вынужденного простоя и т.п.
8.3. Порядок учета и включения в себестоимость продукции затрат на
производство
\ ( 8.3.1. Учет и контроль материальных затрат
^
Отпуск материальных ценностей со склада в производство осуществляется по
лимитно-заборным картам, разовым накладным-требованиям, комплектовочным
ведомостям, раскройным картам, актам на замену (дополнительный отпуск)
материалов, карточкам количественно-сортового учета и др. На основании
указанных первичных документов, как правило, можно отнести расход
материалов на соответствующие объекты учета или калькулирования прямым
путем. При этом материалы могут отпускаться в производство либо
непосредственно с заводского склада, либо через цеховые кладовые. Отпуск
материальных ценностей с заводского склада в кладовые цехов представляет
собой их внутреннее перемещение. Фактический же их расход на производство
определяется с учетом остатков неиспользованных ценностей на начало и конец
отчетного периода.
На основании данных о поступлении, возврате, использовании и с учетом
остатков ценностей на начало и конец месяца цехи ежемесячно составляют
отчеты о расходе материалов на производство по каждому их виду. При этом в
целях контроля за использованием материалов в производстве в этих отчетах
фактический их расход на отдельные изделия (заказы) целесообразно
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|