концептуальных основ, рекомендованных международными стандартами, и
существующих в США. Этот документ состоит из семи глав, в которых
рассмотрены следующие вопросы **:
1) цели финансовых отчетов;
2) качественные характеристики финансовой информации;
3) элементы финансовой отчетности;
4) отражение (recognition) статей в финансовой отчетности;
5) оценка статей в финансовой отчетности;
6) представление финансовой информации;
7) предприятия, которые должны представлять финансовую отчетность.
Помимо вышеназванных стандартов, которые являются обязательными, ASB
подтвердил действенность Положений о рекомендованной практике учета (SORP)
и учредил два специальных комитета, которые должны оказывать ему помощь в
разработке таких положений (там же, р.11).
Рабочая группа по новым возникающим проблемам (UITF) является
подкомитетом ASB, и ее основная задача состоит в разработке решений по
возникающим проблемам в применении существующих стандартов (стандарт
существует, однако интерпретируется неадекватно). Документы, выпускаемые
Рабочей группой, представлены в виде Выводов (Abstracts), которые могут
касаться либо достаточно специфичных вопросов, либо общих интерпретаций.
Компании, которые не следуют рекомендациям этих документов, должны
обязательно отразить этот факт в финансовой отчетности и представить
объяснения. За время существования Рабочей группой было выпущено более
десяти Выводов.
Комиссия по наблюдению за финансовой отчетностью (FRRP) не является
разработчиком стандартов. Ее основной функцией является выявление и
отслеживание существенных отклонений от имеющихся учетных стандартов. В
основном это касается крупных компаний. Согласно Акту о компаниях 1989,
предприятия обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с
учетными стандартами, которые разрабатываются вышеназванными организациями,
представляющими профессиональных бухгалтеров. На основании законодательства
Комиссия, выявив расхождения со стандартами учета, предлагает компании
переделать финансовую отчетность, а если соглашение не достигается, имеет
право подать на данную компанию в суд, который может обязать компанию
составить финансовую отчетность, соответствующую стандартам. Таким образом,
в Великобритании сложился достаточно интересный подход к регулированию
учета, когда стандарты учета разрабатываются профессиональными
бухгалтерскими организациями, а их применение требуется законодательством,
причем отслеживание отклонений также находится в компетенции бухгалтерской
профессии. Такой опыт мог бы найти свое применение и в России, где
традиционно учет регулировался законами, однако, с точки зрения автора,
существует необходимость активного участия профессиональных бухгалтеров в
разработке учетных стандартов.
3. Биржа ценных бумаг (Stock Exchange) фактически первой в Великобритании
начала процесс регулирования финансовой отчетности, представляемой
компаниями. Многие из ее требований были включены в законодательство и в
учетные стандарты. Однако до сих пор существуют отдельные требования,
которые не нашли отражения в данных документах и действуют только для
компаний, зарегистрированных на бирже и выпускающих акции в открытую
продажу. Для того чтобы быть зарегистрированной на бирже (quotation,
listing), компания подвергается тщательной проверке с целью обеспечения
безопасности потенциальных кредиторов, а затем обязана выполнять правила
или требования Биржи, которые изложены в таких документах, как Требования
Биржи ценных бумаг (регистрационные) (Stock Exchange (Listing) Regulations)
и Подача ценных бумаг на регистрацию (Admission of Securities to Listing).
Последний документ содержит раздел "Продолжающиеся обязательства"
(Continuing Obligations), в котором определены требования к раскрытию
информации в финансовой отчетности. Например, зарегистрированные компании
должны раскрывать информацию, касающуюся собственности директоров и их
других операций с компанией*.
Требования биржи касаются как собственно финансовой отчетности и порядка ее
представления, так и обязательной публикации промежуточных результатов
деятельности (interium accounts) и объявления информации, которая влияет на
цены акций (share-price-sensitive information).
4. В дополнение к вышеназванным документам, регулирующим учет и
являющимся, как правило, обязательными, существуют рекомендации отдельных
профессиональных бухгалтерских организаций (таких, как Институт
дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса и др.). Они не являются
обязательными и представляют собой рекомендации по отдельным
профессиональным вопросам для членов таких организаций. Например, АССА
выпускает руководства по техническим (методическим) вопросам представления
финансовой отчетности, раскрытия информации о распределении прибыли в
контексте Акта о компаниях и т. п. Совет по учетным стандартам (ASB)
выпустил документ под названием Операционный и финансовый обзор (Operating
and Financial Review) и т. д.
5. Все вышеназванные документы прямо регулируют ведение учета и
составление отчетности, представляя собой национальные законы и стандарты
учета Великобритании. Однако система регулирования учета подвержена и
опосредованному влиянию со стороны Европейского законодательства и
Международных стандартов учета. Мы уже говорили о том, что требования
европейских директив включены в Акты о компаниях (4-, 7-, 8-я директивы).
Международные стандарты оказывают большое влияние на разрабатываемые
стандарты учета Великобритании. ASB в предисловии к учетным стандартам
отмечает, что стандарты разрабатываются с учетом международных тенденций, в
соответствии с чем Стандарты финансовой отчетности (FRS) содержат ссылки на
международные стандарты по аналогичным вопросам или ссылки на прямое
применение международных стандартов*.
Таким образом, мы рассмотрели системы учета, существующие в США и
Великобритании, способы регулирования ведения учета и составления
отчетности и порядок такого регулирования.
Очевидно, что учетные системы различных стран существенно различаются.
Причинами таких различий являются как социально-экономические, так и
политические и даже географические факторы.
В качестве социально-экономических причин можно выделить характер
развития рынков капитала, количество инвесторов и кредиторов, участие в
международных рынках капитала, уровень инфляции, размеры и организационную
структуру предприятий, общий уровень образования, типы законодательных
систем.
* Elliot В., Elliot J. Financial Accounting and Reporting, 2-nd ed.
Prentice Hall, 1996, p.138.
Традиционно в США и Великобритании рынки ценных бумаг получили широкое
развитие, основными поставщиками капитала для компаний выступает большое
число мелких инвесторов, которым требуется постоянная и полная информация о
деятельности фирм и которую они получают с помощью финансовой отчетности.
Велико число транснациональных корпораций, играющих ведущую роль на мировых
рынках. В Германии и Японии потребности компаний в капитале удовлетворяются
в основном немногими крупными банками, которые имеют доступ к
дополнительной (помимо содержащейся в отчетности) информации о деятельности
предприятий. Во Франции и Швеции большую роль в экономике и соответственно
в финансировании компаний играет государство, что предполагает ориентацию
системы учета и отчетности на удовлетворение требований государственных
органов. Страны можно разделить на имеющие высокий уровень и низкий уровень
инфляции. К первым относятся прежде всего страны Южной Америки. Для того
чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была полезна для
пользователей, она должна быть скорректирована на индексы инфляции. Для
стран с низким уровнем инфляции такая проблема не актуальна. В силу
высокого уровня развития экономики в США, Великобритании, Нидерландах,
Германии и других развитых странах предприятия отличаются достаточно
крупными размерами и сложной организационной структурой, уровень
образования высок. Это приводит к сложности учетной информации, которая, с
одной стороны, адекватно отражает существующую экономическую реальность, а
с другой стороны адекватно воспринимается пользователями. В слаборазвитых
странах учетные системы достаточно просты по причине небольшого размера
предприятий и невысокого уровня общего образования. Историческое развитие
законодательных систем также оказало большое влияние на системы учета.
Страны обычно делят на две большие группы: страны-законодатели (code-law
countries; legalistic orientation) и страны-незаконодатели (common-law
countries; non-legalistic orientation). Первые отличаются
предписательностью законов по принципу: "разрешено то, что разрешено". В
силу этого, учетные правила жестко регламентированы и определяются
законодательством. К таким странам относятся, например, Германия, Франция,
Австрия и др. Для стран-незаконодателей характерен разрешительный подход по
принципу: "разрешено то, что не запрещено". Соответственно учетные системы
отличаются большей многовариантностью и гибкостью, как правило очерчены
рамки, в которых предприятиям предоставлена свобода выбора. Учетные правила
или стандарты определяются не законодательством, а разрабатываются
профессиональными организациями бухгалтеров. Такой подход используется в
США, Великобритании, Канаде и ряде других стран.
Учетные системы могут быть экспортированы так же, как и любые другие
товары. Влияние учетных правил одной страны на учетные правила другой может
быть обусловлено политической или экономической зависимостью,
географическим положением. Например, учетная система Индии близка к
английской в результате существовавшей коллониальной зависимости, система
учета Канады находится под сильным влиянием американской учетной практики в
силу географического положения.
Таким образом, учетные системы различных стран отличаются многообразием.
Однако можно выделить группы стран, придерживающихся однотипных подходов к
построению систем учета. Заметим, что не существует двух стран, где правила
учета были бы абсолютно тождественны.
Одной из самых распространенных является трехмодельная классификация
учетных систем*, согласно которой выделяются:
1) британо-американская модель (Великобритания, США, Нидерланды, Канада,
Австралия и др.);
2) континентальная модель (Германия, Австрия, Франция, Швейцария, Италия
и др.);
3) южноамериканская модель (Бразилия, Аргентина, Боливия и др.).
Основными характеристиками первой модели являются ориентация учета на
нужды широкого круга инвесторов, что обусловлено высокоразвитым рынком
ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета, который
регламентируется стандартами, разрабатываемыми профессиональными
организациями бухгалтеров; гибкость учетной системы; высокий
образовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой
информации.
Вторая модель отличается наличием законодательного регулирования учета;
тесными связями предприятий с банками, являющимися основными поставщиками
капитала; ориентацией учета на государственные нужды налогообложения и
макроэкономического регулирования; консерватизмом учетной практики.
И наконец, основной особенностью третьей модели считается ориентация
методики учета на высокий уровень инфляции и нужды государственного
регулирования.
Наличие столь разных подходов к формированию систем учета затрудняет
"общение" национальных предприятий на международном уровне, выход на
международные рынки капитала, совместную деятельность компаний разных
стран. Возникает вопрос: "Что делать?" На него существует несколько
ответов.
1) Не делать ничего, если предприятие функционирует только на внутреннем
рынке или если язык и валюта такой компании известны в мировом масштабе
(например, компании США).
2) Подготовка "удобного перевода" (convenience translation) отчетности на
язык пользователя без изменения валюты и принципов учета (такие отчеты
часто представлялись финскими компаниями для ведения переговоров с
российскими контрагентами).
3) Подготовка "удобного отчета" (convenience statement), когда отчетность
не только переводится на язык пользователя, но и пересчитывается в валюту
пользователя, хотя учетные принципы остаются теми же (этот подход
характерен для японских компаний).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|