оказания поддержки процессу разработки стандартов.
И наконец, Консультативный совет по стандартам финансового учета (FASAC),
в состав которого входят тридцать пять членов, проводит консультации FASB
по различным бухгалтерским проблемам и вопросам, по приоритетным
направлениям развития, оказывает FASB помощь в организации рабочих групп
для различных проектов, представляет отзывы на предлагаемые стандарты.
FASB разрабатывает и выпускает целый ряд документов, стандартизирующих
практику учета:
Положения о концепциях финансового учета (Statements of financial
accounting concepts);
Положения о стандартах финансового учета (Statements of financial
accounting standards);
Интерпретации (толкования) (Interpretations) ',
Технические бюллетени (Technical Bulletins),
Положения рабочей группы по возникающим проблемам (Emerging Issues Task
Force Statements).
l. Существует пять действующих Положении о концепциях финансового учета,
которые были выпущены FASB за период с 1978
* Однако член FASB может и нс иметь степени дипломированного общественного
бухгалтера (СРА).по 1985 гг. Они представляют собой концептуальные основы,
являющиеся базой для собственно стандартов финансового учета и отчетности,
или, другими словами, принципы, лежащие в основе финансового учета.
Положение № 1 Цели финансовой отчетности
коммерческих предприятий. Положение № 2
Качественные характеристики
бухгалтерской информации. Положение № 4 Цели
финансовой отчетности
некоммерческих организаций. Положение № 5 Принципы
отражения и оценки
информации в финансовой отчетности
коммерческих предприятий. Положение № 6 Элементы
финансовой отчетности
(заменило Положение №3).
Эти документы определяют иерархию общепринятых принципов учета* в
трехуровневой системе.
2. Положения о стандартах финансового учета — это основные документы,
выпускаемые FASB, которые представляют собой собственно стандарты учета и
являются основной составляющей системы GAAP. Иногда между понятиями
собственно стандартов и GAAP ставят знак равенства, однако это не совсем
правильно, поскольку GAAP шире, чем просто Положения о стандартах.
Положения о стандартах финансового учета определяют варианты отражения в
бухгалтерском учете различных хозяйственных средств и операций,
предусматривают решения бухгалтерских проблем. С 1973 года FASB было
выпущено более ста таких стандартов.
Поскольку стандарты учета должны учитывать интересы всех участников
экономического сообщества, в них заинтересованных, то процедура или процесс
одобрения и выпуска стандартов ("due process") достаточно сложна и
многошагова. Этот процесс состоит из девяти стадий:
(1) идентифицируется учетный вопрос и ставится в повестку дня FASB;
(2) формируется рабочая группа экспертов из различных областей, которая
определяет проблемы и альтернативы решения этого вопроса;
. Например, принципы уместности и надежности информации, принцип
начислений, принцип единицы учета и др.
(3) проводятся исследования и осуществляется анализ данного вопроса
техническим персоналом FASB и внешними экспертами;
(4) подготавливается Меморандум для обсуждения (Discussion Memorandum) и
рассылается всем заинтересованным сторонам;
(5) проводятся публичные слушания, как правило, по истечении 60 дней
после выпуска Меморандума;
(6) FASB анализирует и оценивает все полученные отклики;
(7) принимается решение о выпуске стандарта; если оно положительное, то
подготавливается и распространяется Предлагаемый проект (Exposure Draft) с
просьбой прислать комментарии всем заинтересованным сторонам;
(8) FASB анализирует все поступившие отклики (минимальный период для их
сбора — 30 дней) и при необходимости пересматривает и исправляет проект;
(9) пересмотренный проект выносится на обсуждение FASB, и для того чтобы
он был одобрен в качестве стандарта, "за" должны проголосовать четыре члена
комитета из семи.
Таким образом, в процессе принятия стандартов участвуют все
заинтересованные стороны (стадии 4, 5, 7): AICPA, SEC и другие
правительственные органы, бухгалтерские и аудиторские фирмы, финансовые
аналитики, банкиры, представители различных фирм, представители
академических кругов, юристы и т. д.
Такую процедуру утверждения должны пройти как Положения о стандартах
финансового учета, так и Положения о концепциях финансового учета.
3. Интерпретации представляют собой модификации или дополнения
существующих стандартов. Интерпретации могут относиться как к Положениям о
стандартах FASB, так и к Мнениям АРВ. Они имеют ту же силу, что и
стандарты, и их утверждение требует таких же результатов голосования
(четыре из семи), однако они не должны проходить всю процедуру, описанную
выше. В настоящее время существует около сорока интерпретаций.
4. Технические бюллетени уже упоминались выше. Они выпускаются в ответ на
запросы от различных организаций и фирм о применении существующих
стандартов; как руководства к использованию стандартов; при необходимости
своевременного быстрого реагирования на возникающие учетные проблемы.
Следует подчеркнуть, что технические бюллетени выпускаются только в том
случае, если а) не ожидается, что они повлекут за собой глобальные
изменения учетной практики для большого числа предприятий;
б) стоимость их исполнения (implementation) невелика; в) руководство,
рекомендуемое бюллетенем, не находится в конфликте ни с одним из широко
используемых принципов учета*. Например, в результате налоговой реформы
компании должны были элиминировать часть начисленного налога на прибыль.
Возникал вопрос, каким образом учитывать эту сумму: как снижение расходов
на выплату налога текущего периода, как корректировку предыдущих периодов
или как экстраординарное событие. Выпущенный Технический бюллетень по этому
вопросу предписывал использовать первый вариант **.
5. Положения по возникающим проблемам, выпускаемые рабочей группой,
касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций, которые
потенциально могут создать разнообразие практики финансовой отчетности
(например, вопрос о том, как учитывать необычные займы на строительство).
Рабочая группа по возникающим проблемам (Emerging Issues Task Force— EITF)
была создана FASB в 1984 году и состоит из семнадцати членов. В состав этой
рабочей группы входят представители бухгалтерских (аудиторских) фирм,
различных компаний, FASB, а также один наблюдатель от SEC. Для принятия
Положения (достижения консенсуса по возникшему вопросу) требуется согласие
пятнадцати из семнадцати членов. Положения носят рекомендательный характер,
однако SEC***, например, требует от компаний серьезных обоснований, если их
практика отличается от рекомендованной. EITF играет достаточно важную роль
в процессе стандартизации учета. Обозначая возникающие проблемы, она
привлекает к ним внимание общественности и при невозможности
самостоятельного решения дает направление для работы FASB, являясь
своеобразным "фильтром проблем".
Таким образом, мы рассмотрели основные официальные документы,
регулирующие учет и составляющие основу системы GAAP, которые
разрабатываются двумя лидирующими профессиональными бухгалтерскими
организациями — AICPA и FASB. К этим документам относятся:
Бюллетени бухгалтерских исследований (САР — AICPA);
Бюллетени бухгалтерских терминов (AICPA);
* "Purpose and Scope of FASB Technical Bulletins Procedures of Issuance"
FASB Technical Bulletins № 79-1 (Revised) (Stamford, Conn, FASB, June
1984).
** Kieso D.E., Wcygandt J.J. Intermediate Accounting, 7-th cd. 1992, p.
11.
*** Подробнее о деятельности SEC см. ниже.
Мнения, положения и интерпретации (АРВ — AICPA);
Положения о концепциях финансового учета (FASB);
Положения о стандартах финансового учета (FASB);
Интерпретации (FASB);
Технические бюллетени (FASB);
Положения рабочей группы по возникающим проблемам
(FASB);
Другие документы AICPA: Заявления о позиции, Доклады о проблемах,
Практические бюллетени, Отраслевые руководства по учету и аудиту и т. д.
Комитет по стандартам учета для государственных органов (Governmental
Accounting Standards Board GASB)
Этот Комитет был создан в 1984 году для разработки стандартов учета и
отчетности для государственных органов власти — руководящих органов штатов
и местных органов власти (State and local governments). Комитет работает
под наблюдением FAF и активно сотрудничает с Консультативным советом по
стандартам учета для государственных органов (Governmental Accounting
Standards Advisory Council — GASAC), т. е. порядок и правила его
деятельности аналогичны порядку и правилам деятельности FASB (см. рис.
ниже), а издаваемые документы выполняют те же функции и имеют те же
названия.
Организации, отвечающие за разработку стандартов учета
Вопрос о существовании в США органа, дублирующего функции FASB в
отношении системы учета для государственных органов власти, остается
спорным. Однако именно такая организационная структура для процесса
стандартизации учета существует в настоящее время.
Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange
Commission — SEC)
SEC была создана в 1934 году как независимая регулирующая организация
Правительства США, основной функцией которой является регулирование всех
аспектов выпуска и продажи ценных бумаг коммерческими организациями.
Комиссии предоставлено право определять требования, предъявляемые к внешней
финансовой отчетности, и используемые учетные стандарты и практику
компаний, попадающих под ее юрисдикцию, т. е. компаний, выпускающих акции в
открытую продажу и зарегистрированных на биржах. Такие компании обязаны
предоставлять (file) SEC годовые финансовые отчеты, заверенные аудитором,
по форме 10-К и квартальные финансовые отчеты без подтверждения аудитора по
форме 10-Q. Для получения разрешения на выпуск ценных бумаг компании должны
предоставить SEC программу (проспект) выпуска, содержащую информацию о
компании, ее представительствах и финансовом состоянии и заверенную
аудитором.
SEC выпускает собственные документы, касающиеся регулирования учета:
Правила S-X (Regulations S-X), содержащие требования к составлению и форме
финансовых отчетов, которые должны быть представлены SEC; Релизы (выпуски)
по финансовой отчетности (Financial Reporting Releases); Релизы (выпуски)
по обязательным правилам учета и аудирования (Accounting and Auditing
Enforcement Releases) и другие публикации.
SEC является одной из немногих* правительственных (государственных)
организаций, которая наиболее активно влияет на разработку стандартов учета
в США. Однако, несмотря на свое право регулировать ведение учета и
составление отчетности для зарегистрированных компаний. Комиссия тесно
сотрудничает с FASB и требует соблюдения стандартов, разработанных
"бухгалтерской
* Помимо SEC, можно отметить Налоговое управление США (Internal Revenue
Service), Федеральную энергетическую комиссию (Federal Power Service),
Комитет по мсжштатному транспорту и торговле (Interstate Commerce
Commission). профессией". В то же время SEC часто идентифицирует проблемы,
возникающие в сферах, где, с ее точки зрения, интересы инвесторов
ущемляются, и оказывает давление на FASB для их разрешения.
Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting
Association — ААА)
ААА — это ассоциация профессоров и преподавателей бухгалтерского учета и
практикующих бухгалтеров, основной целью которой является развитие теории
бухгалтерского учета, инициирование и финансирование научных исследований в
области бухгалтерского учета, улучшение преподавания учета и учетного
образования. Ассоциация осуществляет свою деятельность через комитеты,
публикует монографии, отчеты комитетов и периодические издания
("Бухгалтерское обозрение" (Accounting Review), "Бухгалтерские горизонты"
(Accounting Horizons) и др.). Публикации ААА, касающиеся теории и принципов
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|