реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Реферат: Эволюционисты

реферат

переразвитий »).

«Второй основной генетический закон» — закон сближения однородных

элементов. Здесь рассматриваются такие вопросы, как симметрия, образование

полостей, центростремительная закладка ор­ганов.

В «Третьем основном генетическом законе» подробно разбирается на

эмбриологическом, анатомическом и физиоло­гическом материале «закон

уравновешивания органов». Это – старое положение о соотношении и корреляции

органов.

Очень интересны «приложения». В одном из них Рулье демонстрирует как,

опираясь на закон уравновешивания органов, можно воссоздать по одному

зубу и одному позвонку облик такого ископаемого животного как ихтиозавр.

Другое приложение посвящено удивительно и изящной характеристике строения

класса птиц в связи с образом жизни и - особенностями среды. Если исключить

некоторые, очень небольшие детали, неверные или устаревшие, эта

характеристика по полноте, стройности и сжатости может и сейчас служить

образ­цом прекрасного монографического описания.

Рулье также рассматривает буквально все проблемы эволюции. Посмотрим теперь,

как он изображает фактический ход эволюции:

Первые животные все без исключения жили в воде, на что ясно ука­зывают

особенности их строения. Очень серьезное доказательство зарож­дения и

первоначального развития жизни в водной среде Рулье видит в том, что

«...главным законом населения нашей планеты растениями и животными есть та же

последовательность в постепенном изменении форм и перехождении из одной среды

в другую, которому следуют живот­ные и ныне в отдельном своем развитии».

Подобно тому, говорит Рулье, как многие насекомые и лягушки проходят первые

стадии разви­тия в воде, так и первые животные первоначально жили в воде,

сменив­шись потом земноводными и сухопутными. «Здесь два ясные параллель­ные

ряда — один доисторических животных, другой — представленный развитием

нынешних животных. Это — генетический ряд. К ним должно прибавить еще и

третий, представляемый вполне развитыми нынешними животными, как существами,

окончившими превращение, и которые ясно морские, и притом формы относительно

низшей, нежели нынешние».

После окончания космической, безжизненной эпохи Земли, когда тем­пература на

ее поверхности стала ниже 60° Реомюра, началась эпоха «доисторической жизни»,

которую можно разделить на три периода.

В первом из них появились древнейшие животные «...исключительно морские, и

притом формы относительно низшей, нежели нынешние». На последнее

обстоятельство указывает и широкое распространение сре­ди них сидячего образа

жизни. Эти животные отличались малым разно­образием, «...как ныне в полярных

странах».

Животные первого периода были относительно однообразны, что вызывалось

однообразием внешних условий. «Сходные же условия вызывали и сходные

органические существа». К концу периода наб­людалось изменение и диференцировка

физических условий, что создавало предпосылку для увеличения разнообразия

животных. В это время, на­пример, рыбы, наряду с признаками своего класса,

обнаруживают приз­наки класса более высоко организованного—класса «гад».

«Некогда исто­рическое появление органических существ на земле шло тем же путем

постепенно нарастающего разнообразия, который мы замечаем ныне в развитии

растения или животного: чем ближе к первоначальному времени появления существ,

чем ближе к первому началу бытия отдельного суще­ства нашего времени — там

менее разнообразия, тем все возможные су­щества сходнее между собой, и очевидно

потому, что все они, и расте­ния и животные, образуются из одной, первоначально

безразличной фор­мы — клеточки. Развитие есть постепенное выделение

разнообразий и противоположностей. Во внешних явлениях постепенное развитие

пред­мета и нарастающее разнообразие его тождественны».

Начался второй период в истории жизни на Земле. Однообразие внешних

условий сменилось многочисленными местными различиями. Появилось больше суши,

возникло разнообразие климатов. «Вместе с тем являлись новые отделы растений и

животных, постепенно более и более разнообразящихся как по географическому

положению, так и по тече­нию времен года».

Во втором периоде впервые обнаруживаются остатки однодольных растений. «В

животных же не явилось ни одной новой основной формы, продолжали только

существовать предшествовавшие, изменяясь конечно, в видах и часто в родах, и

явился новый класс позвоночных — гады, предуготовленный первым периодом. Гады

же, в свою очередь, распались на новые формы, служившие предвестниками

последовавших за ними различных порядков нынешних гад (голокожих, или

лягушек, ящериц, змей и черепах), птиц и зверей».

В течение всего второго периода наблюдалось «выделение» новых ви­дов и новых

групп из класса гадов. Эволюция этого класса прослежена Рулье по тем временам

удивительно подробно. Конечно, есть у него здесь и ошибки, вроде

безоговорочного признания «крылоящериц» (Pterodactyli) предками птиц. Но в

целом нарисованная картина очень точна.

Заключая описание второго периода, Рулье дает ему общую характе-ристику:

«Каждый геологический период обнимает время переворотов и преобразования

форм, но это особенно справедливо отно­сительно второго, который перенес

морскую организацию животных на сушу: это преимущественно период переходных

форм, напоминающий нам феодальное время истории человека, когда одни формы

отживали и преду­готовляли новые, и когда потому явления имели чудное

сочетание отжив­шего и начинающего жить».

Третий период, или «третичный» ознаменовался большим со­бытием — в это

время «...показывались впервые звери, дотоле неизвест­ные и ныне уже не

существующие...», которые «... постепенно пере­ходили в формы, ныне живущие».

Наряду с возникновением новых родов, многие роды исчезли совершенно. Вообще

«третичное» время ха­рактерно в истории животных рядом особенностей. Вымерли,

исчезли с лица Земли виды, имевшие очень узкое распространение. Виды ныне

су­ществующие принадлежат к родам, ранее широко распространенным. Сов­ременные

роды были распространены далее к северу, чем в наше время. «Под конец третичной

эпохи, когда климаты распались...», наступил лед­никовый период, который привел

к массовому вымиранию целого ряда животных.

Рулье прекрасно понимал, что представление об эволюции животного царства было

бы не полным без указания места, занимаемого в ней че­ловеком. В 1850 году с

кафедры императорского Московского университета говорить на такую тему было,

конечно, более, чем рисковано. Тем не ме­нее, Рулье нашел в себе мужество

упомянуть и об этом. В своих лекциях он неоднократно замечает: «...если бы

тогда жил человек...», подчер­кивая тем самым возникновение его в более

поздние времена. После опи­сания «третичного» периода и упоминания о

наступившем оледенении, Рулье прямо указывает, что человек появился, когда

условия жизни ста­ли тождественными, или, во всяком случае, близкими

современным. Бо­лее детального рассмотрения вопроса трудно было бы от Рулье

требовать, тем более, что даже за такие глухие намеки он подвергся серьезным

го­нениям со стороны официальных чиновников науки.

Такова общая картина развития животного царства, нарисованная Рулье на

примере позвоночных.

Северцов Николай Алексеевич

(1827-1885 гг.)

Северцов Николай Алексеевич родился 27 октября 1827 года в Воронежской

губернии в семье помещика. С десяти лет мальчик самостоятельно наблюдал за

жизнью животных в лесу и в поле. В 1843 году шестнадцатилетним юношей

Северцов приехал в Москву и поступил в университет на естественное отделение.

Важнейшим событием в университетской жизни Северцова была его встреча с

профессором Рулье, который читал студентам лекции по зоологии. Это

обстоятельство определило круг дальнейших занятий и интересов Северцова. В

1846 году Северцов окончил университет и начал работать над диссертацией.

Десять лет продолжалась эта работа, и результаты ее составили труд (около 500

страниц) под названием «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад

Воронежской губернии» (1855 год). Работа Северцова получила высокую оценку у

современников. Академия Наук присудила автору Демидовскую премию, причем в

отзыве о работе указала, что это сочинение «как бы открывает собой новую

колею, по которой можно дойти до важных открытий». Это было первое

капитальное исследование, посвященное вопросам экологии, на русском языке.

5 ноября 1855 года Северцов успешно защитил диссертацию, однако

университетским преподавателем он не стал. Молодой ученый решил

отказаться от педагогической деятельности в высшей школе и всецело посвятил

себя научным исследованиям. Он предпринял ряд путешествий в Среднюю Азию,

которые продолжались 20 лет и оказались весьма плодотворными для науки.

Первое путешествие Северцова началось летом 1857 года и было

посвящено изучению Арало-каспийской низменности.

В 1860-1862 годы Северцов совершил несколько поездок в Уральскую

область, обследуя течение реки Урал и некоторых ее притоков и северные берега

Каспийского моря. В 1864 году он предпринял новую экспедицию – на этот раз в

Тянь-Шань.

Уже в следующем году Северцов уехал в Туркестанскую научную экспедицию,

которая продолжалась с перерывами три года (1866-1868 гг.). Северцову было

поручено изучение физической географии и геологии нового края, а также его

флоры и фауны. Эта большая экспедиция дала богатейшие

научные результаты – была изучена верхняя часть речной системы Сырдарьи, а

ученый был первым европейцем, побывавшим в центральном Тянь-Шане и у озера

Иссык-Куль. Вернувшись в конце 1868 г.

в Петербург, Северцов приступил к научной обработке собранных им во время

путешествий богатейших материалов, на что ему понадобился

ряд лет усиленной работы.

Свои наблюдения и открытия Северцов описал в нескольких больших сочинениях.

Важнейшим из них является зоогеографический труд под заглавием «Вертикальное

и горизонтальное распределение туркестанских животных» (1873 год). Это

сочинение украшено мастерскими рисунками Северцова с изображением

туркестанских животных, сделанными с

натуры и в красках. В том же году вышло второе сочинение Северцова под

названием «Путешествия по Туркестанскому краю и исследования

горной страны Тянь-Шаня».

Закончив обработку своих материалов, в 1874 году путешественник отправился в

экспедицию на восточный берег Аральского моря в район Амударьи.В 1877 и 1878

гг. он дважды ездил на Памир, наконец в 1879 году побывал в Семиреченской

области и в Западной Сибири. Все эти поездки дали новый громадный материал

для его научных работ. В одну из своих заграничных поездок в 1875 году

Северцов побывал у Дарвина, который знал о его работах и отнесся к русскому

ученому с большим вниманием и интересом.

Северцов, к сожалению, не успел подвести окончательных итогов по

выдвинутым им научным проблемам и в полной мере использовать свои труды. 27

января 1885 года трагически окончилась его жизнь. Переправляясь на лошадях по

льду через реку Дон, он провалился в ледяную воду. Хотя

Северцова и удалось вытащить, но он тут же умер от удара, вызванного

внезапным потрясением. Замечательный ученый погиб на 58-м

году жизни и часть его крупных работ осталась незаконченной.

Сильный ум, выдающаяся способность подмечать природные явления, уменье не

только наблюдать, но и обобщать факты – все эти качества первоклассного

ученого помогли Северцову прийти к эволюционному взгляду на природу.

Северцов является одним из самых крупных самобытных русских эволюционистов до

дарвиновского времени. Его эволюционное мировоззрение проявилось уже в первых

работах, написанных в середине 50-х гг. XIX века. Северцов сделал эти выводы

не на основании изучения литературных источников, а в результате личных

продолжительных

наблюдений природы во время своих экскурсий и экспедиций.

Северцов пришел к убеждению, что виды животных изменчивы и текучи; они живут

и развиваются подобно организмам и способны выделять новые

виды, отличные от прежних.

Главным фактором видообразования, по мнению Северцова, является

влияние на животных внешней среды – климата, рельефа местности, пищи,

состава воздуха и т.д.

Процесс эволюции Северцов понимал широко и допускал филогенетические связи не

только в пределах рода или семейства, но и между большими отделами животного

мира. Эти связи укладываются, по его мнению, в древовидную схему.

Северцов принял учение Дарвина и сделался его горячим поборником.

Однако он не следовал ему буквально, а дополнял указаниями на

непосредственное влияние внешней природы на организмы.

Иустин Евдокимович Дядьковский родился 1 июня 1784 года в селе Дядькове,

недалеко от Рязани. Родители Дядьковского жили в нужде. Его отец был

служителем при церкви. Пытливость и ум с детства выделяли Дядьковского.

Учился он сначала в Рязанском духовном училище, а затем в Рязанской духовной

семинарии. В то время в России было мало школ. Детям простых людей поступить

в них было нелегко. Рязанская семинария оказалась единственным учебным

заведением, доступным для юноши. Не без труда он поступает в нее. Он учился

блестяще; был чужд интересов большинства своих сверстников, тянувших лямку по

необходимости или ра­ди предстоящих выгод. Изучая предметы семинарского

курса, он усваивал их критически, одновременно вырабатывая собственную точку

зрения. С 1802 года Александр I приказал во всех духовных школах преподавать

начатки медицинских знаний. Таким образом, с 1803 года в Рязанской

семинарии был открыт класс медицины. Знакомство с медициной, несомненно,

имело для Дядьковского большое значение. Здравый смысл подсказывал, что

дальнейшее пребывание в семинарии будет потерей времени; Дядьковский стал

помышлять об уходе.

В 1809 году И.Е. Дядьковский приезжает в Москву, где по­ступает в число

казеннокоштных студентов Медико-хирурги­ческой академии. В число

казеннокоштных студентов по­ступали главным образом воспитанники духовных

семинарий, а также Московского воспитательного дома и Конюшенного ведомства.

Наступили годы еще более упорного труда. И.Е. Дядьковский учился в академии с

1809 по 1812 г. и окончил ее с серебряной медалью в первом выпуске. По

предложению профессора Е.О. Мухина, он в числе несколь­ких других талантливых

студентов был оставлен при академии для подготовки к преподавательской

деятельности.

В связи с началом Отечественной войны 1812 года многие профессора и все

молодые врачи первого выпуска академии ушли в армию. Одним из первых ушел в

ополчение и И.Е. Дядьковский. В прошении своем он писал: «Движимый любовью к

России, хочу послужить, как истинный сын ее». Молодой врач был направлен в

Головинский госпиталь. В Москве Дядьковский оставался недолго. Отступавшая и

разбитая армия оставила стране тяжелое наследие – эпидемию тифа. Дядьковский

был направлен в г. Верею на борьбу с эпидемией. По приезде из Вереи

Дядьковский ряд лет много и упорно работал над собой. Он самостоятельно снова

прошел весь курс медицинского факультета, изучил основные европейские языки

(английский, французский, немецкий и итальянский). В эти годы (с 1813 по

1820) он писал свои первые научные работы, успевал прочитывать нужную ему

литературу, вел исследовательские занятия в лабораториях академии и в

терапевтической клинике, открытой в 1818 году.

Профессорско-педагогическая деятельность Иустина Евдокимовича началась в

Медико-хирургической академии вскоре после защиты им докторской диссертации в

1816 году и продолжалась до конца 1835 года. В первое время, несколько

семестров, он читал ботанику и фармакологию, а затем внутренние болезни.

Терапевтический курс был в то время весьма обширным: в него входили общая

патология с этиологией и симптома-тологией, общая и частная терапия с

детскими, кожными и нервными болезнями. До 1831 года Дядьковский вел

преподавание только в Медико-хирургической академии.

Огромная популярность Дядьковского как профессора объяснялась тем, что у него

на лекциях студенты получали глубокие знания. Кроме того, они слышали здесь

то, чего и в помине не было на других кафедрах: острую критику метафизических

теорий и изложение медицины в единственно правильном — научно-

материалистическом освещении. Все сведения сообщались просто, логично и

красноречиво.

В 1830 году профессорская деятельность Дядьковского временно прекращается, и

он принимает участие в борьбе с хо­лерной эпидемией. 28 августа 1830 года

была организована Центральная ко­миссия для борьбы с холерой; в нее

назначили виднейших врачей того времени. Дядьковский был одним из ее членов.

Он изучал болезнь. Итоги его деятельности были весьма значительны. С одной

стороны, он сумел доказать практическую ценность предложенных им лечебных

мероприятий, с другой стороны, на основе опыта борьбы с холерной эпидемией он

пришел к ряду важных теоретических обобщений. Вскоре членами Цен­тральной

комиссии по борьбе с эпидемией был написан «Трак­тат о холере», изданный

Медицинским советом в 1831 году.

Личность Иустина Евдокимовича, его многосторонняя яркая деятель-ность,

пропаганда естественных наук, демократизм, философские взгляды,

противоположные взглядам реакционной правящей верхушки, — все это не могло

пройти незамеченным для царского правительства. Слишком велико было влияние

ученого на общество и особенно на молодежь. С другой стороны, с ним как с

видным специалистом не могли не считаться даже и недоброжелатели. В начале

30-х годов, несмотря на все усиливавшееся дав­ление реакции, зависть и вражду

со стороны консервативной, - особенно немецкой, профессуры, слежку за каждым

его ша­гом, Дядьковский был особенно деятелен. Именно в 1833 году Иустин

Евдокимович закончил и подготовил к печати свой замечательный курс «Общей

патологии». В том же году он выпускает свою оригинальную классификацию

болезней. На тот период падает и ряд его важных экспериментальных работ по

физиологии центральной нервной системы. Но, кроме напряженной научной

деятельности, он проявил и высокое гражданское мужество, выступив в 1833 году

с речью, обличавшей уродливое воспитание молодежи и направленной в защиту

естественных наук.

Однако его враги не дремали. В 1834 году Дядьковского уволили из академии, а

через год и из уни­верситета. Поводом к тому послужило следующее

обстоя­тельство: раз на лекции он коснулся вопроса о гниении трупов, причем

объяснил, в каких слоях земли и в каких местностях труп не подвергается

разложению, а в каких превращается в мумию. Указав на Березов, он добавил,

что там, найдя труп в целости, иной может принять его за нетленные мощи,

при­надлежащие какому-нибудь угоднику. Вот об этом-то доба­влении и доложено

было его врагами попечителю графу С.Г. Строганову как доказательство его

кощунства над пра­вославной религией. Вследствие этого ему предложено было

подать в отставку. Из университета Иустин Евдокимович был уволен позже – с 1

января 1836 года, «вследствие преобразования университета по высочайше

утвержденному 26 июля 1835 года уставу».

Вынужденный оставить университет, Дядьковский почти прекратил и врачебную

деятельность, лишь изредка принимая больных. Вскоре Иустин Евдокимович тяжело

заболел. В 22 июля 1841 года состояние его здоровья резко ухудшилось. Он

понял безнадежность борьбы за продление жизни. Оценивая прожитые годы, он

сознался в разговоре с окружающими, что был слишком строг к своим трудам и

слишком мало печатал.

Идеи о единстве, материальности и развитии

природы в трудах И. Е. Дядьковского.

Значительное место в творчестве И. Е. Дядьковского за­нимает выяснение

вопроса о единстве и многообразии в при­роде и их причинах и в связи с этим

выяснение вопроса о соответствии организации живых тел условиям окружающей их

среды.

Иустин Евдокимович задолго до того, как в науке утвердилась теория об

историческом развитии органического мира, был убежденным глашатаем

эволюционных идей. Несколько позднее в большим неопубликованной работе «Общая

патология», как и в ряде своих лекций, о чем свидетельствуют сохранившиеся

записи их, он развертывает широкую картину становления органического мира из

неорганического. Вместе с тем он верно указал на климат, пищу и образ жизни,

как на главные причины изменчивости. Очень важно, что вопрос об эволюции

ставится им в связи с проблемой о так называемой целесообразности, т. е.

связывается с борьбой против телеологии.

Привлекает внимание и другая особенность эволюционных воззрений Дядьковского,

имеющая большое значение для по­нимания путей развития учения об историческом

развитии живой природы. Вопрос об эволюции живых форм по сущест­ву не входил

в круг центральных проблем, над разрешением которых работал Дядьковский. Его

эволюционные идеи яв­ляются результатом и органически вытекают из

материалисти­ческого взгляда на природу.

Признавая единство природы, Дядьков­ский считал материю единым началом все­го

существующего. Отсюда, последовательно развивая свои доказательства, он

писал: «...первый источник, из которого должно почерпать объясне­ния всех

тайн природы, должно искать не в силе или в каком-либо особенном начале,

которое доселе старались отыскать и которое теперь можно отвергнуть как

бесполезное произведение вымысла; но только в материи, как безусловной

причине явлений».

Источником развития, по Дядьковскому, является сама материя. Этот вывод он

прямо направляет против деизма известного тогда естество-испытателя, деда Ч.

Дарвина, Эраз­ма Дарвина (1731—1802), против идеалистической философии

Шеллинга и его русских последователей. «Нет никакой нужды, согласно с

Дарвином, воодушевлять материю, — писал он, – каким-нибудь жизненным духом,

или, последуя трансценден­тальным философам, оживотворять ее идею всеобщей

жизни, или разделять на часть объективную и субъективную. Сама материя, как

материя, по нашему мнению, жива; сама ма­терия содержит в себе начало или

основа­ние всех своих действий, т. е. в самой ма­терии заключается

способность произво­дить все те действия, которые мы замеча­ем в ней...»

Исследования Дядьковского о развитии человеческого зародыша имеют огромное

значение по двум обстоятельствам: с одной стороны, они доказывают единство

природы и челове­ка, доказывают полную зависимость происхождения человека от

материальных процессов развития неоргани-ческого и орга­нического мира; с

другой, предвосхищая на пятьдесят лет выво­ды западноевропейской науки, дают

в первоначальной общей формулировке закон биогенетического развития,

подтверждая правильность научно-философских концепций ученого.

Во всех работах по изучению развития различных царств природы руководящей

мыслью Дядьковского является стремление показать историческую эволюционную

постепенность, с которой возникали как самые эти царства природы, так и их

отдельные формы и представители. Он доказывает, что мате­рия в своем смешении

произвела сначала наиболее простые формы предметов, растений и животных. По

мере усложнения этого смешения возникали по тем же законам, проходя те же

фазы развития, и новые, более высшие формы. Таким образом, эволюционный

принцип и идеи трансформизма являются характерными особенностями научно-

философской системы Дядьковского.

Список литературы.

1. Варламов В.Ф., Карл Бэр – испытатель природы. Знание. М., 1988.

2. Бэр К.М. Автобиография. Ред. акад. Е.Н. Павловского. М., 1950.

3. Петров В.С., К.Ф. Рулье, Московское общество испытателей природы, М.,

1949.

4. Богданов А.П., К.Ф. Рулье, том 2, М., 1889.

5. Яблоков А.В., Выдающийся отечественный эволюционист Северцов Н.А., М.

1966.

6. Микулинский С.Р., И.Е. Дядьковский, Московское общество испытателей

природы, М., 1951.

7. Лушников А.Г., И.Е. Дядьковский и клиника внутренних болезней первой

половины XIX века, Медгиз, М., 1953.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.