p align="left">СМИ в демократическом обществе должны быть, образно говоря, диалектически противоположным власти полюсом, а не только инструментом пропаганды. Следовать данному принципу далеко не просто. К нему должны привыкнуть не только журналисты, но и само общество. А это, как показывает опыт, трудный и болезненный процесс. Достаточно вспомнить столь частые нарекания власть имущих на "распоясавшуюся печать", на то, что она нагнетает, искажает, сеет вражду и т.д. Специфические свойства журналистики как деятельности и СМИ как института предопределяют необходимость особого статуса журналистики и СМИ внутри политического процесса и его отдельных направлений. Очевидно также, что эффективность действий отдельного журналиста, редакционного коллектива в политическом процессе связано не только с творческим исполнением функции "подручного", но и с участием в качестве субъекта политической деятельности. СМИ в любом обществе выполняют важную информационную роль, т.е. становятся своеобразным посредником между журналистом и аудиторией. Причём в процессе функционирования СМИ осуществляется двусторонняя связь между коммуникатором и реципиентом. Другими словами, осуществляется коммуникация - своеобразное общение, но не личностное, как в повседневной практике, а с помощью массовых форм связи. «Между журналистом - коммуникатором и аудиторией - реципиентом существует технический канал связи, посредством которого СМИ должны удовлетворять информационные запросы общества». Человек имеет право на правду, и это право обеспечивают наряду с наукой, искусством, научной информацией печать, телевидение и радио, различные информационные службы. Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ 3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян Из материалов социологических исследований По материалам социологических исследований: «Условия жизни, образ жизни и здоровье». Исследования проводились Центром социологических исследований МГУ им. М.В.Ломоносова осенью 2001г. (объем выработки - 4006 человек) и весной 2007г. (объем выработки - 5000 человек). // Адрес доступа: http//www.wciom.com. известно, что уровень доверия населения страны государственным (помимо института президентства) и общественным институтам, в частности обеим палатам парламента во временной промежуток с 2001г. по 2007г. подрос незначительно. При этом недоверие россиян Государственной Думе весьма устойчиво во времени, и охватывает как период думской оппозиции президенту, так и современный этап конструктивного сотрудничества с исполнительной властью. Степень доверия властным структурам напрямую зависит от удовлетворенности деятельности власти, такой тезис в полной мере относится и к деятельности Государственной Думы РФ. Оценивают деятельность нижней палаты парламента как, в конечном счете, полезную 37% опрошенных (в 2001г. - 23%). Примечательно, что почти такое же количество респондентов (35%) считают такую деятельность бесполезной (в 2001г. было вдвое больше респондентов - 46%), а 7% вредной (2001г. - 12%). Значительная часть россиян так и не смогла сформулировать четкой позиции по рассматриваемому вопросу (21%, в 2001г. - 19%). Рассмотрим вопрос доверия народа к власти. Процент доверия россиян к власти различен в зависимости от социальных групп: старшая возрастная группа (64%), руководители высшего уровня (64%) и «богатые» (74%). Причина повышенного уровня доверия СМИ у представителей старших возрастов объясняется сложившимися мировоззренческими стереотипами, привычкой верить всему, что сообщается СМИ. См.: Е.Тавокин. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба, 2006, №6. - С. 59. В целом, чем выше уровень материального благосостояния респондентов, тем позитивней их оценки. Если среди респондентов с высоким уровнем личных доходов о пользе говорят 72%, то в группе малообеспеченных опрошенных только 20%. Соответственно, как вредную деятельность нижней палаты парламента расценивают 8% и 16% россиян, как бесполезную 42% и 47%. При слабых колебаниях в различных социально-демократических группах выделяются те из них, где он довольно высок: возрастная группа старше 55 лет (65%), имеющие высшее образование (64%), высший (72%) и средний (65%) руководящий состав. Легко видеть, что этим категориям по разным причинам приходится чаще остальных контактировать с представителями областной власти. Доверие местной власти во всех социально-демографических группах примерно одинаковое. Значение уровня доверия федеральным органам власти весьма стабильны и имеют еще меньшие колебания во всех социально-демографических и профессиональных группах населения. По достаточно очевидной причине выделяется лишь одна категория - представители высшего руководящего состава - 68%. Е.Тавокин. СМИ в системе взаимоотношений населения и органов власти // Государственная служба, 2006, №6. - С. 60. В основе негативной оценки находится комплекс взаимосвязанных причин. Очевидно, что доверие напрямую связано со способностью органа власти решать проблемы населения страны. Наибольшую тревогу у населения вызывают: состояние медицинского обслуживания - 38%; опасения потерять работу - 26%; отсутствие порядка, бездействие властей, невыполнение законов - 25%; коррупция, произвол чиновников - 24%; преступность, неуверенность в собственной безопасности - 20%; неуверенность в завтрашнем дне чувствуют 20% россиян. В зависимости от того, насколько эффективна власть, в том числе и законодательная в лице парламента решает эти проблемы во многом определяется и отношение людей к ней. На уровне общественного сознания достаточно широко распространенно предубеждение в том, что от принимаемых Государственной Думой законов в реальной жизни мало что зависит, а стало быть, и возможности Госдумы решать злободневные проблемы, весьма ограничены. Невысокие показатели заинтересованности можно отчасти объяснить сравнительно небольшим влиянием Госдумы на реальную политическую и социально-экономическую жизнь страны, что способствует закреплению в общественном сознании стереотипа «парламент ничего не решает». По данным опроса лишь каждый пятый россиянин (20%) ожидал реальных перемен в своей жизни от последних думских выборов. В условиях современной России к вышесказанному добавляется восприятие Государственной Думы частью населения как некоторого органа, слепо воплощающего в жизнь волю Президента и, стало быть, не способного эффективно действовать самостоятельно. Мы рассмотрели вопрос доверия россиян к деятельности законодательных органов власти, однако современная ситуация в России характеризуется существенным подрывом общественного доверия к журналистике. «Многие социологические опросы последних лет подтверждают, что основные упреки в отношении СМИ сводятся к недостоверности появляющейся информации, нарушении журналистами норм профессиональной этики, односторонности в освещении фактов и явлений окружающей жизни, излишней сенсационности. Общая неудовлетворенность массовой аудитории содержанием СМИ свидетельствует о том, что они не в полной мере соответствуют ее прагматическим ожиданиям, недостаточно учитывают ее психологию. Для решения проблемы массового доверия к СМИ необходимо строить их содержание с учетом запросов аудитории. Между тем, сама аудитория не однородна, в ней присутствуют многообразные, подчас противоположные суждения по самым различным вопросам окружающей жизни. Ключевая задача СМИ заключается в том, чтобы по возможности учесть весь спектр общественных интересов, предоставив всем социальным группам право высказаться по тому или иному поводу. Важным в связи с этим видится умение любой редакции аккумулировать различные точки зрения по тому или иному поводу и удовлетворять запросы аудитории в обратной связи. Тем самым реализуются потребность самой аудитории в получении необходимой информации» Стровский Д.Л. Политическая традиция как основа профессиональной деятельности журналиста // Журналистика и политики. Сборник статей. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С.9.. 3.2 Исследуемые печатные СМИ Основной задачей данной исследовательской работы является анализ ведущих российских изданий с целью определения объективности и полноты освещения деятельности законодательной власти Российской Федерации. Для анализа мы взяли три ведущих российских печатных издания разного формата, а именно: «Российскую газету» как представителя «официальной» прессы, «Известия» - «качественной», и «Комсомольскую правду» - представителя «массовой» прессы. Дадим краткую характеристику этих изданий. «Российская газета» - ежедневная общественно-политическая общенациональная газета новой России. Учредитель - Правительство Российской Федерации. Газета издается с 11 ноября 1990 года, выходит на 8-16 полосах формата А2. Тираж 431569 экземпляров. «Российская газета» имеет статус официального публикатора государственных документов. Законодательные акты РФ вступают в силу после публикации в «Российской газете» (Официальным опубликованием Федерального Конституционного закона, Федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Российской газете". Статья 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"). «Российская газета» публикует качественную разностороннюю информацию для широкого круга читателей, профессиональные аналитические материалы и комментарии, тематические обзоры, текущие события в стране и за рубежом, новости политики, экономики, общественной жизни, науки, культуры, спорта. « Успешно справляясь с задачами рупора правительства, газета остается востребованной у всех политически активных и неравнодушных» Е.Баханов. Ростовчане ставят оценку «Российской газете» // Журналист, 2006, №8. - С.18.. Газета распространяется на всей территории Российской Федерации. У «Российской газеты» - 14 региональных представительств, газета печатается в 32 городах России и СНГ и имеет 38 корпунктов в стране и за рубежом. Генеральный директор: Горбенко Александр Николаевич Главный редактор: Фронин Владислав Александрович Адрес редакции: 125881, Москва, ул. Правды, 24 URL: www.rg.ru Вообще, роль «Российской газеты» особая: на нее, как на официальное издание, ложится особая ответственность за то, чтобы доносить до населения, причем последовательно, ясно, и всесторонне позицию государства. С помощью «Российской газеты» государство должно объяснять суть и необходимость новых законопроектов, возможные последствия их реализации для разных групп населения. Это как бы дополнительная, особая функция официального издания. И если «Российская газета» претендует на роль серьезного качественного издания, то в ней, конечно же, должны быть разные точки зрения, серьезный объективный анализ, мнения экспертов. Посмотрим, так ли это на самом деле? «Известия» - Ежедневная общественно-политическая газета. Выходит с марта 1917 года. Периодичность - 6 раз в неделю, кроме воскресенья, тираж 263.650 экз. Ежемесячное приложение «Закон», и выходящие с разной периодичностью тематические вкладки: «Туризм», «Страхование», «Недвижимость», «Банки» и др. Адрес редакции: 127994, г.Москва, ул.Тверская, д.18, корп.1. Главный редактор: Владимир Мамонтов. URL: www.izvestia.ru «Комсомольская правда» - общенациональная ежедневная газета. Выходит с мая 1925 г. Самый большой тираж в России и СНГ 27 млн. экз. 2 000 000 читателей ежедневно. Главный редактор, генеральный директор: Сунгоркин В.Н. Адрес редакции: 125866, Москва, улица Правды, 24 URL: www.kp.ru Газета «Известия» в освещении проблем во многом сходна с «Российской газетой», но между этими изданиями имеется и ряд различий. Так, например, одно из них связано с объемом и периодичностью информации. Также разница заключается, в частности, в тематике публикаций. Различие же между «Комсомольской правдой» далее читать сокращение «КП» как «Комсомольская правда» - прим. автора. и «Российской газетой» с «Известями» кроется в читательской аудитории. Читатель «Известий» и «Российской газеты» - это чаще всего интеллигент, который стремится познать действительность во всей ее полноте и независимости. Если «Российская газета» и «Известия» руководствуются при отборе материалов принципами общественной значимости и типичности событий, то «КП» и другие «массовые» СМИ ориентируются, прежде всего, на те материалы, которые содержат в себе «изюминку» и интересны читателю не с практической, а с «бытовой», «потребительской» точки зрения. Газета часто гонится за «разоблачениями». Но надо отдать «КП» должное: в таких случаях ее материалы приобретают определенную социальную значимость. На наш взгляд, определить, насколько полно и объективно газета справляется с информативно-аналитической функцией при освещении деятельности органов законодательной власти Российской Федерации можно, ответив на следующие вопросы: 1) Как освещается в СМИ деятельность данных структур, какой имидж власти создается? Каков характер публикаций? (документы, разъяснения, комментарии, мнения, дебаты) 2) Как часто и в каких формах мнения, позиции, вопросы читателей, связанные с деятельностью депутатов попадают на страницы газеты? 3) Отслеживает ли газета реакцию властей на проблемы, затронутые читателями, следит ли за развитием событий? 4) Однобоко или взвешенно, объективно подходит издание к освещению законотворческой деятельности, дает ли возможность высказаться представителям разных точек зрения?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|