Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)
71 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ им. А.М. Горького Факультет журналистики Дипломная работа Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий) Екатеринбург Оглавление Введение Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации 1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти 1.1.1 Федеральное Собрание - представительный орган 1.1.2 Федеральное Собрание - законодательный орган 1.1.3 Федеральное Собрание в системе органов государственной власти 1.2 Компетенция Федерального Собрания Российской Федерации 1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства 2.1 Общественные функции СМИ 2.2 Роль и место СМИ в жизни государства 2.2.1 Роль СМИ в политических процессах 2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества 2.3 Взаимодействие журналистики и власти Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ 3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян 3.2 Исследуемые печатные СМИ 3.3 Подведение итогов контент-анализа Заключение Источники и литература Введение В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ. Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами. Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. «Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ». Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 - С.180. Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А «независимым» СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса. Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. «Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения». Ю.В. Чемякин. Политический диалог в региональной прессе.//Журналистика и политика. Сборник статей . - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С. 40. Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации. Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти. Степень научной разработанности проблемы. В современной России вопрос о значении и месте СМИ в политических процессах уже нашел отражение в ряде серьезных исследований. Свой вклад в исследование роли, функций законодательной власти и особенностей ее развития в России внесли такие известные политологи как Панарин, Соловьев, Гаджиев, Медушевский. Я.Н. Засурский изучает «общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы, в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу» Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995, № 2. - С. 3-7; Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1. - С. 3-10.. А.А. Грабельников также исследует проблемы взаимоотношений российской прессы с властью и обществом, «придерживаясь при этом иных идейных позиций и приходя к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ» Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы.- М., 2000.. О необходимости эффективной информационной политики государства ведет речь и М.М. Ковалева, которая в своих работах исследует особенности взаимоотношения власти, общества и СМИ в России в XVIII и XIX веках, проводя параллели с современностью Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000; Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. - 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др.. Д.Л. Стровский рассматривает отечественную журналистику «в контексте политических традиций и политической культуры, исследует проблему ангажированности современной прессы и зависимости средств массовой информации от властных структур» Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. - Екатеринбург, 2001 и др. . Эту проблему затрагивает и А.М. Воробьев, изучающий «роль прессы в формировании гражданского общества и культуры демократии» Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998; Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры. Дисс… доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999.. Г.С. Мельник, исследуя массовую коммуникацию как «фактор политического влияния, анализирует объективные и субъективные причины, приведшие к кризису российской прессы» Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. Дисс. доктора политич. наук. - СПб, 1998.. В.Ф. Олешко в своих работах изучает «принципы и технологии диалогового взаимодействия СМИ и аудитории» См.: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002; Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000.. А.Д. Кириллов, в соавторстве с другими исследователями, анализируя общественно-политические процессы в Уральском регионе, уделяет значительное внимание «роли СМИ в развитии этих процессов и, в частности, влиянию прессы на ход избирательных кампаний» Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995; Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999.. Проблемы взаимоотношений прессы и законодательной власти рассматривала Е.П. Соколова Соколова Е.П. Пресса и парламентаризм. Дисс… канд. полит. н. Екатеринбург, 2005. . Однако, на наш взгляд, проблема освещения деятельности законодательной власти в российских СМИ изучена еще недостаточно подробно. К тому же, в связи с постепенной трансформацией нашего общества, государства и СМИ, меняется и характер освещения в средствах массовой информации деятельности органов власти. Цель нашей дипломной работы - проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты. Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи: 1. Проанализировать сущность, структуру и функции законодательной власти в РФ; рассмотреть основные этапы ее становления 2. изучить отношение россиян к структурам и представителям законодательной власти; 3. Изучить функции СМИ в современном демократическом обществе, роль и место СМИ в политической жизни государства; 4. изучить особенности освещения деятельности представителей и органов законодательной власти в ведущих печатных изданиях России, определить, в какой мере российская пресса справляется со своими важнейшими функциями; 5. на основе проведенного анализа предложить ряд рекомендаций средствам массовой информации и органам власти. Согласно нашей гипотезе, которую мы выдвинули в данной исследовательской работе, российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о работе и результатах работы Федерального Собрания РФ. Так это или нет - нам предстоит проверить в ходе исследования. Объект исследования носит двусоставный характер. Во-первых, объектом исследования можно назвать законодательную власть России. Во-вторых, объектом исследования является российская пресса. Предмет исследования - освещение работы Федерального Собрания и его представителей в ведущих российских изданиях: в «Российской газете» (официальная пресса), «Ведомостях» (неофициальная «качественная» пресса), и «Комсомольской правде» (неофициальная «массовая» пресса). Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ. Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст. Эмпирическую базу работы составляет анализ ведущих российских периодических изданий. В ходе исследования было проанализировано 5 116 публикаций, из которых 3567 публикации «Российской газеты», 1282 публикации «Известий» и 267 публикаций «Комсомольской правды». Временной охват контент-анализа составляет период с августа 2006 года по май 2007 года. Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Во введении мы обозначили актуальность темы, определили цель и задачи нашего исследования, а также выдвинули гипотезу, которую доказываем на протяжении всей исследовательской работы. Первая глава состоит из трех параграфов, в которых мы рассматриваем сущность, признаки, функции законодательной власти, исследуем исторический путь развития законодательной власти в России со времен царствования Александра II до наших дней. Вторая глава состоит из четырех подразделов, в которых мы определяем место СМИ в современном обществе, в политической жизни страны, рассматриваем взаимодействие журналистики и законодательной власти. Третья глава, собственно исследовательская, содержит в себе рассмотрение особенностей освещения деятельности законодательной власти в конкретных периодических изданиях. В заключении мы подводим итоги нашему исследованию, определяем задачи и функции СМИ в освещении законотворческой деятельности народных избранников, а также даем практические рекомендации средствам массовой информации по сотрудничеству с государственной властью. Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации 1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти 1.1.1 Федеральное Собрание - представительный орган «Парламент (англ. Parliament) в буржуазных государствах - высший представительный орган власти. Впервые был образован в 18 веке в Англии как орган сословного представительства. В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906г. и просуществовало до 1917г., имея весьма ограниченные полномочия. В 1993г. Конституция Российской Федерации впервые в отечественной истории назвала высший законодательный орган государства парламентом. Наделили его следующими полномочиями: законодательствовать, принимая законы страны; представительствовать, выражая общественные интересы; контролировать правительство, исполняющего законы» Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России// Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.50..
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|