p align="left">1.Пейзаж. В путевых очерках пейзаж необходим для географического обозначения места действия; для обрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с природными условиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.; для динамичного описания сменяющихся картин путешествия; для запечатления различных явлений природы и т.д. В портретных очерках пейзаж применяется: в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой; как средство в раскрытии человеческого характера; в качестве фона для портрета героя; как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д. В проблемных очерках пейзаж может выступать: в качестве художественного ср-ва в постановке социально значимых проблем; для воссоздания социальной жизни людей и т.д. 2. Деталь в очерковом произведении является одним из средств художественной типизации. Посредством удачно найденной детали можно передать характерные черты внешности человека, его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, место действия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других - для создания символического образа, в третьих - для ассоциативных связок, в четвертых - для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений. 3. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция - помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств Основные виды очерков: 1.Портретный. Предметом такого очерка выступает личность. Суть публикации данного типа заключается в том, чтобы дать аудитории определенное представление о герое выступления. Важна типизация героя. В очерке возможны два способа типизации - собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором - в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. В очерке должен быть элемент движения. Описание - демонстрация характера героя. Отображение существенных моментов жизни (драматичная, неординарная). Политический портрет - жанр, в котором в основном отображается психологический портрет, действия и имидж реальных личностей. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику, прогнозировать возможные действия этой личности в будущем, предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии. 2.Путевой. Представляет собой описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия. Сюжет в очерке авантюрный (приключенческий) либо отражает последовательность событий (из всех событий автор выбирает наиболее показательные). Главное условие - динамичная форма, которая позволить читателю почувствовать все напряжение путешествия и сделает его тем самым «соучастником» журналистской командировки, поиска. Журналистское Я реализуется в комментарии.3.Проблемный. Предметом отображения является проблемная ситуация. Проблема выступает как преграда, которую пытаются преодолеть конкретные люди с их достоинствами и недостатками. Журналист должен осмыслить суть происходящего, для этого он приводит всевозможные ассоциации, параллели, отступления от темы. История становления: древний путевой. Россия - 1759, Сумароков «Трудолюбивая пчела». Начали появляться нравоописательные О. 1769 - Трутень Новикова. 1790 - Радищев «Путеш-е из петербурга в москву». 1831 - «Современник», Герцен - письма из Фр-ии и Италии, Пушкин, Некрасов - сб-к физиологич-х очерков + все натуральные школы демократичные писатели пуб-ы писали для братьев: М.-Сибиряк, Успенский, Тургенев, Некрасов, Чехов, Горький. Проявление Я - куприн. Стимулирует раз-е О русско-турецкая война. «Вестник Евр» много мат-в на военную тему и.т.д. Портр-й О Галич, Полевой, Тендряков. В 90-е мало место для О. Пр. Журнал «Банзай»: Александр Василевский. Творческие портреты (Дорога Ван Гога) Журнал «Компаньон magasin» Александр Стабровский. Исторический портрет. Юлия Баталина (Путевые заметки), Анастасия Сечина (бывш. гл. ред. «Эха Перми» - сейчас Олег Руских). Путевой очерк. Журнал «Огонек» Путевые зарисовки-эссе: Андрей Колесников. Газета «Известия» Рубрика «Общество» Проблемные очерки: Юрий Снегирев. Коммерсант»Полоса «Культура» Творческий портрет: Юлия Яковлева. Андрей Плахов. «Пермские новости» Портретные очерки: Владимир Гладышев Марина Сизова. Звезда Портретные очерки: Сергей Журавлев. (рубрика «Имя в науке» - портреты профессоров ПГУ) 21. Идейно-тематическое своеобразие и организация сатирических художественно-публицистических жанров Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка. (Алкей, фельтоны на злобу дня - политические) Задача журналиста - вызвать у читателя определенные чувства, мысли по отношению к отрицательным общественным явлениям. Опасность - не впадать в преувеличение, сгущение красок. Для фельетона подходит только особый факт, а именно - содержащий в гипертрофированном виде черты, типичные для явлений того класса, к которому он относится. Причем это должны быть черты, достойные осмеяния (нельзя, например, высмеивать трагические события). Разумеется, фельетон может строиться не на одном факте, а на их совокупности, что чаще всего и происходит. В этом случае типичное выступает как определенная закономерность, связывающая ряд отдельных фактов. Типизация - это отбор определенных общественно-значимых сторон жизненных явлений и их подчеркивание в художественном изображении. Журналист создает собирательный образ, отражающий основные черты распространенных отрицательных явлений, бытующих в нашем обществе. Для этого он использует авторский домысел: воображаемые диалоги, эпизоды, которые отражают возмутительные поступки героя, исходя из его качеств, и др. Основу фельетонного метода составляет комическое заострение - преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Подача автором реальных фактов через литературную аналогию - уникальное выразительное средство типизации. Благодаря им выявляется содержание комического парадокса - противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен, предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки Присутствие автора в тексте становится для читателя ценным, когда описываемые события оттеняются мудростью, окрашиваются своеобразием его взгляда. Модификация фельетона - малые сатирические жанры: авторские колонки. Типология жанровых разновидностей фельетона: адресный и безадресный, сатирический и юмористический. Авторами фельетонов явл НезавГ (Алкей, Архилох, тиртей, Антигон), Огонек (Письма счастья, рубрики сейчас нет, Дима Быков + он же в Известиях, рубрика Мнения и комментарии), в Известиях Бильжо (раньше писал) пермкие: Нектор Хроник (Хроники города Уксунь) - Звезда, Петухов «Сказки деловых людей», Звезда - Василий Бубнов, стихотв фельетоны - Харитон Моржов. Самые прикольные фельетоны Димули Быкова. Он пишет их в стихотв форме. Его ф. всегда написаны по поводу конкретного факта, т е явл адресными. Кроме того, явл сатирическими, а нередко обличающая сила вырастает до памфлетности. Он берет конкрет факты и домысливает возможное развитие событий, исп-я гротеск. Исп-т градацию: прием нагнетания ситуаций. Памфлет - жанр публицистики, сориентированный на бескомпромиссное обличение чуждых автору взглядов, действий и других факторов, характеризующих атмосферу общественного бытия. Объект насмешки в памфлете - концепция, система взглядов идейного оппонента. Этот жанр отличается убедительной иронией, едким сарказмом. Много памфлетов публиковалось в советской прессе в годы ВОВ, в них журналисты подвергали беспощадной критике фашизм и его главарей. Этим они возбуждали глубокую ненависть к врагам (ж-л Крокодил). П и Ф достаточно редкое явление в российской прессе. Новая газета. 22. Характеристика жанра эссе Важнейшими представителями явл Новая газета (Генис), Известия (Соколов-Митрич, Быков, Бильжо(раньше писал). Он пишет в основном о нравственных проблемах общества, об утрате ценностей и идеалов современным человеком, но не скучным, назидательным тоном, а с позиции обычного человека, который сам постоянно сталкивается с подобными трудностями. Отсюда возникает особый лиричный тон повествования, что отражается и в выборе тем. Журналист рассказывает и о серьезных мировых проблемах, анализируя мировой финансовый кризис, военные действия и теракты, и о близких только ему темах - судьбе своего плюшевого мишки. При этом весь широкий спектр тем анализируется в одном и том же русле: Бильжо обытовляет любую ситуацию, смотрит на нее со стороны частного человека. Ключевая черта материалов - обращение в совет прошлое. Журналист создает своеобразный мыслеобраз, который совершенно точно передает его опыт общения с предметом. Автор не просто описывает текущую ситуацию, а показывает опыт ее осмысления предыдущими поколениями или связывает ее с фактами своей частной жизни. Он выстраивает ассоциативный ряд. Прямая постановка темы отсутствует, в основе текста лежит нагнетание ситуаций. В результате использования повторов, диалогичности, доверительного тона повествования возникает легкость и простота стиля, что характерно для эссе. Обращается к читателю на «ты». Эссе в рубрике Стиль жизни с Адой Горбачевой(в основе лежат собственные наблюдения, лиричность, личный опыт переживания проблемы;) с Натальей Савицкой, Олегом Никофоровым и т д. Редко бывает, чтобы произведение одного автора создало целый жанр, поступательно развивающийся на протяжении веков. В том, что у эссе оказался индивидуальный творец, Монтень, выразилось существенное свойство данного жанра, направленного на самораскрытие и самоопределение индивидуальности. В основе эссе лежит постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом эссе является процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Сущность эссе - в динамичном чередовании и парадоксальном совмещении разных способов миропостижения. Если какой-то из них: образный или понятийный, сюжетный или аналитический, исповедальный или нравоописательный-- начнет резко преобладать, то эссе сразу разрушится как жанр, превратится в одну из своих составляющих: в беллетристическое повествование или философское рассуждение, в интимный дневник или исторический очерк. Эссе держится как целое именно энергией взаимных переходов, мгновенных переключении из образного ряда в понятийный, из отвлеченного -- в бытовой. (например у Соколова-Митрича в Известиях, эссе «Несильно умные», образный: образ Запада противопоставляется образу России. «Запад - цивилизация торжествующей посредственности». В России каждому хочется быть выдающимся и видеть вокруг себя нестандартных людей. При этом он приводит реальные факты(самые посредственные идеи лежат в основе известных проектов). Отвлеченный: рассуждение о тупых и умных, подкрепляет бытовыми примерами из личного опыта. Эссе соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас -- это одновременно и наш внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста -- это отражение чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится сам субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью -- предметная основа текста. С помощью системы разнообразных ассоциаций -- логических, эмоциональных и др. -- автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самого себя. Так субъект исследования становится его объектом. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния -- важнейшее качество эссеистского текста. Раздвигаются границы повествования: конкретная узкая тема развертывается в широкий план параллелей и аналогий, усложняя, обогащая тем самым контекст разговора автора с аудиторией. Отсюда и свободная форма эссе, допускающая перетекание друг в друга элементов репортажа, очерка, статьи, комментария, письма, дневника, новеллы. Отсюда и возникновение образа повествователя, дистанционно близкого биографическому автору. Если в фельетоне автор, принимая огонь на себя, демонстрируя свое «я», в то же время дает понять читателю, что «я» - это всего лишь маска, образ, создаваемый для активизации работы мысли аудитории, то эссе - жанр, в котором самораскрытие и самоопределение индивидуальности служит принципиальной основой повествования. Эссеистическое стремление к целостности, к объединению и соположению разных культурных рядов, возникло на месте той централизующей тенденции, которая раньше принадлежала мифологическому сознанию. Синтетизм эссе -- это возрождение на гуманистической и личностной основе того синкретизма, который в древности опирался на нерасчлененность первобытного коллектива и имел внеличностную, космическую или теистическую ориентацию. Парадокс эссе в том, что оно своей рефлектирующей и индивидуалистической природой противостоит мифу и всяческому мифологизму, но не так, как обособившаяся часть противостоит целому, а как новообразованное целое противостоит первоначальному.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|