Характеристика аналитических жанров журналистики
1. Основные понятия теории журналистики: массовая информация, массовое сознание (МС). Мотивы обращения аудитории к СМИ По мнению Е.П. Прохорова, понятие МИ является базисным по нескольким причинам: 1.оно раскрывает специфичность, фундаментальную особенность изучаемого предмета (журналистики). Именно через характеристику деятельности журналистики по сбору, обработке, компоновке, распространению МИ проявляется сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности; 2.жур-ка не располагает никакими другими ср-вами для выполнения своей социальной роли, кроме инфы. Становясь посредником между журналистикой и аудиторией, инфа является тем рабочим инструментом, с помощью которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как специфическим социальным институтом. Необходимо всегда помнить, что когда говорят об информационной природе журналистики, то имеют ввиду не информацию вообще, а именно МИ. В данном определении прилагательное «массовая» приобретает следующий смысл: направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта независимо от величины пространственной рассредоточенности аудитории; релевантность, т.е. соответствие нуждам аудитории в инфы; доступность инфы для массы (бесплатное поступление инфы или за небольшую плату; удобный режим потребления; простота формы, способствующая легкому усвоению); актуальность для данной аудитории; стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим нормам; контакт с аудиторией; обращенность к массовому сознанию, где МС - это совокупность представлений различных социальных групп о мире явлений окружающей жизни, которые затрагивают их социальные интересы и сказываются на характере их жизнедеятельности как членов общества. От знания особенностей строения МС в решающей степени зависти характер творческой деятельности журналиста, направленной на успешное взаимодействие с каждым из них. В структуре МС фундаментальную роль играет мировоззрение - это картина мира в МС. Мировоззрение включает в себя представление о концепции жизни, о сущностных основах жизни общества и мира явлений природы, о человеке, о роли отдельных социальных групп и институтов. Таким образом, мировоззрение - это призма, сквозь которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Миросозерцание - также обобщенная модель действительности, но она построена не на рационально-понятийной основе, а с помощью эмоционально-образных средств. Эмоционально-образная картина мира объективно существует рядом и вместе с рационально-понятийной. С помощью художественных средств она ориентирует людей в характерных личностных воплощениях и проявлениях социальных закономерностей, раскрывает типы соц. поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Историческое сознание - представления об историч. процессе возникновения, становления и развития самых различных явлений жизни прошлого в его связях с настоящим и будущим. Ист. сознание включает научно-истор. знания и эмоц.-образные представления, почерпнутые из худ. лит-ры и искусства. Ист. сознание живет в традициях, нравах, обычаях, унаследованных от прошлых поколений, и в личном опыте, накопленном в общении с материальными, духовными, психологическими «носителями» прошлого. Общественное мнение - реакция МС на все то, что составляет живую ткань текущей жизни. При этом если «ядро» относительно устойчиво, то «оболочка» значительно более подвижна. Сталкиваясь с разного рода явлениями в различных областях жизни, каждый субъект общественной жизни использует для понимания их характера компоненты МС - мировоззрение, миросозерцание, истор. сознание - и на этой базе складывается общественное мнение, которое является результатом столкновения актуальной для людей текущей действительности с глубинными структурами МС. В целом общественное мнение можно охарактеризовать следующими категориями: 1.синкретичность (переплетение рационально-понятийных и образно-эмоц. средств); 2.плюрализм; 3.изменчивость (в обществ. мнение часто входят различные суждения, изменяются ранее сформированные, уходят на периферию сознания и вытесняются устаревшие); 4.подвижность элементов обществ. мнения (перемещение существенных, долгоживущих представлений из обществ. мнения в сферу истор. сознания, мировоззр. и миросоз.). Именно к обществ. мнению обращено главное внимание журн-ки. В этом и заключается специфика взаимоотношений журн-ки с МС. Материалы, обращенные к обществ. мнению, составляют основу номеров газет и программ радио и ТВ.А при создании материалов, апеллирующих к более глубоким сферам МС, необходимо обращаться к проблемам, волнующих обществ. мнение сегодня (иначе инф-ия не найдет своего адресата). в журн-ке типичных носителей МС принято называть аудиторией. В свою очередь, аудитория - неопределенно многочисленная и качественно неоднородная группа людей, вступающих во взаимодействие со СМИ. успех СМИ зависит именно от умения точно определять их. Знание об ауд. складывается из следующих сведений: социально-демогр.; характер состояния МС аудитории; информационное поведение (источники регулярно получаемой инф-ии; отношение к различным СМИ и т.д.). Сущ-ое значение этих знаний - в возможности на их основании выявить потребности аудитории. Однако, стоит помнить, что аудитория в своем инф. поведении руководствуется собственными интересами, кот. могут отличаться от потребностей или противоречить им. Поэтому законом деятельности журн-ки является такое удовлетвор. потребн, кот. протекает с учетом интересов, т.е. материалы журн-ки должны не только отвечать интересам аудитории, но через интересы удовлетворять потребности, связывать интересы и потребности. Наряду с интересами важную роль в инф. поведении аудитории играют мотивы обращения к СМИ. Если интерсы отвечают на вопросы что хочу получить?, то мотивы - почему хочу получить?. Важнейшими из мотивов являются: ориентационный мотив; мотив выработки и укрепления социальной позиции, подходов, взглядов; престижный мотив; утилитарный (получение практической инф-ии); рекреативный; культурное развитие; установление контактов с людьми. Интересы и мотивы формируют систему предпочтений. Знание их позволяет понять, что реально получает из СМИ аудитория. Таким образом, аудитория как потребитель товара сама определяет, что ей интересно. Но при этом журн-ке не следует идти на поводу у нее. И здесь уместно вспомнить три основных пути поведения ж-ста по отношению к аудитории: 1.«лобовой», когда удовлетворение потребностей в инф-ии никак не связывается с интересами аудитории; 2.различным СМИ и т.характер состояния МС аудитории; информационное поведение («хвостистский», когда вся инф.деятельность основана на интересах аудитории при невнимании к ее потребностям; 3.«реалистический», когда творчески соединяются потребности с интересами. 2. Три аспекта массово-информационной деятельности. Прагматическая, семантическая, синтаксическая стороны журналистского текста. Результативность СМИ Любой журн. текст не существует обособленно. Он как продукт труда ж-ста, как проводник массовой инф-ии включен в систему: действительность - журналист - текст - аудитория. В этой системе текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенциальной инфы, т.к. хотя он и рассчитан на аудиторию, но до встречи с ней неизвестно, будет ли он работать. Таким образом, собственно инф-ей в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Неслучайно в науке об инф-ии это положение является отправным моментом, а разделение сообщения и инф-ии принципиальным. Сообщение - это еще не инф-ия, только в соприкосновении его с потребителем появляется инф-ия. Т.е. инф-ей является сработавшее в сообщении, использованное аудиторией. Во взаимодействии текста с аудиторией объективно выделяются два акта: 1.отбор текста из номера газеты, и далее - отбор из этого текста того, что оказалось интересным, понятным, полезным, важным для аудитории. Часть текста, кот. взята аудиторией, - это принятая инф-ия, кот. составляет часть объема потенциальной инф-ии. 2.переработка принятой инф-ии, перестройка сознания и поведения аудитории под ее влиянием. «Перестроения» в сознании аудитории под воздействием принятой инф-ии есть реальная инф-ия. Т.о, становится очевидной проблема эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Применительно к концепции инф-ии, это, с одной стороны, проблема инф. насыщенности текста, т.е. наличия в нем большого объема потенц. инф-ии и соответственно высокой предполагаемой потенц. эффективности; а с другой - проблема высокой информативности текста, т.е. максимальной реализации ее потенций при столкновении с аудиторией, что соответственно означает его высокую реальную эффективность. От уровня инф. насыщенности текста зависит его действительная информативность - степень перехода потенц. инф-ии в принятую и далее переработка ее в реальную инф-ию. Теоретическое решение проблемы инф. насыщенности текста принято искать в трех аспектах журн. текста, кот. соответствуют трем сторонам массово-информационного процесса: семантический (характеристика отношений текста с действительностью), синтаксический (хар-ка внутренней структуры текста), прагматический (хар-ка отношений текста с аудиторией). При этом непременной чертой текстов в журн-ке должна быть семантическая, синтаксическая и прагматическая адекватность - правильность отображения действительности, точность организации, ценность для аудитории. Строгое следование этим требованиям выступает сущностным условием реализации важной задачи массово-информационной деятельности - достижение информированности аудитории. Информированность - это такое состояние сознания, при котором каждый его субъект-носитель располагает всей необходимой и достаточной инф-ей, позволяющей ему верно ориентироваться в действительности. Создание текста в расчете на повышение инф-сти аудитории - основная деят-ть ж-ста. В этой работе семант., синт., прагмат. проблемы решаются в комплексе. Однако прагматический аспект творчества является центральным. Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех условий информированности:1.небанальность, кот. проявляется в нескольких ипостасях: новизна инф-ии, наличие сведений, кот. еще никогда не располагал читатель; инф-ия, кот. призвана возродить в памяти сведения; инф-ия, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий; инф-ия, кот. полнее, четче и строже систематизирует ранее полученные сведения; инф-ия, кот. перестраивает ранее выработанные представления.2.декодируемость - доступность сообщения. Во-первых, ж-ст должен пользоваться доступным аудитории языком. Во-вторых, ж-сту должна быть свойственна ориентация на эмоц. опыт аудитории и соответствующий образный язык (символика цвета, значение образов животных, растений и т.д.). В-третьих, ж-ст должен ориентироваться на тот уровень знаний, каким располагает аудитория, должен знать «код культуры» (образы и сюжеты иск-ва, «крылатые» выражения и др.). Наконец, ж-ст должен ориентироваться в соц. позиции аудитории, знать ее менталитет.3.релевантность - ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Этим свойством обладают тексты, кот. соответствуют потребностям и интересам аудитории. Второй аспект адекватности инф-ии - семантический, кот. предполагает соответствие текста той реальности, кот. отражает ж-ст. С семантической точки зрения, любой поток инф-ии должен представлять собой систему следующих видов инф-ии:1.дескриптивная инф-ия (описание), кот. описывает и представляет аудитории все богатство окружающего. Так в тексте появляются описания, сведения, факты.2.прескриптивная инф-ия - это представление о желаемом будущем, разделяемом ж-том; это идеал, кот. является основой оценок и предложений.3.наложение прескр. инф-ии на дескр., сравнение имеющихся фактов с идеалом позволяет ж-сту дать свою оценку событию. Так возникает валюативная инф-ия.4.наконец, чтобы предложить путь к преобразованию действительной ситуации к желаемому будущему, необходимо дать конкретные представления о способах достижения этого будущего. Так возникает нормативная инф-ия, дающая ответы на вопрос что делать? Таким образом, текст (S) - это знаковая система, содержащая дескр(d), валюат. (v), нормат.(n) и прескр.(p) инф-ию. Этот общеинформационный подход сводит реальное многообразие журн. текстов к совокупности четырех исходных компонентов. Поэтому синтаксический аспект адекватности инф-ии можно представить как многообразие организации журн. текстов, собираемых из этих элементов. Жанровое многообразие текстов во многом определяется набором, интенсивностью представления элементов, порядком расположения в тексте. Набор элементов может быть как полным - S(d,v,n,p), так и предельно редуцированным - S(d). Интенсивность: от сбалансированного типа S(d,v,n,p) до акцентированного типа S(d,d,d,p). Порядок также может иметь множество вариантов:S(d-p-v-n), S(p-d-v), S(d-v). Таким образом, мы видим, что синт., семант., прагмат. аспекты адекватности тесно связаны друг с другом и с такими понятиями как инф-ая насыщенность, информативность, информированность, инф.поток. Раскрытие сущности этих понятий помогает определить и условия результативной работы любого журн-ого коллектива. Определить результативность можно следующим образом: это степень достижений журн-их целей, соответствующих потребностям общества в массовой инф-ии с учетом реальных возможностей как ее производителей, так и потребителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24
|