реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати

реферат

Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати

Курсовая работа

На тему:

«Теракт в Беслане: версии и оценки периодической печати»

План

Введение

I Глава. Причины, содержание и последствия теракта в Беслане

II Глава. Анализ версий и оценок периодической печати теракта в Беслане 2004г.

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Проблема терроризма - одна из самых острых проблем современного мира. Борьба с террором, международное сотрудничество в этой области являются ключевыми вопросами на всех переговорах и встречах высшего уровня. Для России, занимающей особое геополитическое положение, проблема борьбы с терроризмом играет ключевую роль в жизни страны, так как за последние годы именно в России произошло большое количество терактов, дестабилизировавших положение в государстве. И, пожалуй, самым ужасным терактом стал захват школы №1 в Беслане (Северная Осетия) 1 сентября 2004 года.

Отсутствие крупных работ затрудняет изучение этой темы. Однако теракт широко освещался в СМИ, оценки которых по этой трагедии сильно разнятся. Понять и проанализировать то, что произошло в Беслане в сентябре 2004 года, можно только изучив все версии беслановской трагедии и комментарии к ним.

Цель курсовой работы - осветить теракт в Беслане; проанализировать версии периодической печати о теракте в Беслане; оценить влияние СМИ на массовое сознание.

При написании курсовой работы я руководствуюсь понятиями терроризма, теракта или террористической акции и заложника.

Определение понятия терроризма во всех источниках разное.

В своей же работе я буду опираться на более полное определение этого понятия, данного в ст.3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 25июля 1998года №130-ФЗ. // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 13. 2003. С. 11..

В том же законе даны определения понятия заложника и террористической акции.

Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 25июля 1998года №130-ФЗ. // Библиотечка Российской газеты. Выпуск № 13. 2003. С. 13..

Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера в форме взрыва, поджога, применения или угрозы применения ядерных взрывных устройств, радиоактивных, химических, биологических, взрывчатых, токсических, отравляющих, сильнодействующих, ядовитых веществ; уничтожения, повреждения или захвата транспортных средств или других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения человека; создания опасности причинения вреда жизни, здоровью или имуществу неопределенного круга лиц путем создания условий для аварий и катастроф техногенного характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространения угроз в любой форме и любыми средствами; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий Там же. С. 12..

В курсовой работе я использую следующие исторические источники:

I. Документы государственных и управленческих структур

К этой группе относится Конституция РФ, по которой Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5), обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст.4), а материнство, детство и семья находятся под защитой государства (ст.38);

Федеральный закон РФ «О борьбе с терроризмом», принятый Государственной Думой 3 июля 1998года и подписанный президентом РФ 25июля 1998года - №130-ФЗ.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом .Там же. С. 6.

.

Указ президента РФ № 1143 от 4 сентября 2004 года, в котором президент выражает соболезнования семьям погибших и постановляет объявить 6-7 сентября 2004 года днями траура в Российской Федерации.

II. Труды политических лидеров

К этой группе относится Обращение Президента России Владимира Путина 4 сентября 2004 года в связи с трагическими событиями в Беслане, в котором он предложил комплекс мер, необходимых для стабилизации обстановки в стране, особенно на Северном Кавказе, после беслановской трагедии;

Выступление президента РФ Владимира Путина на расширенном заседании Правительства 13 сентября, которое посвящено тому, что необходимо сделать для эффективного противостояния терроризму. В своем выступлении президент доказывал, что борьба с терроризмом - это наша общая и главная цель, а достижение ее зависит от того, насколько мобилизованы все ресурсы государства и общества;

Обращение Президента Республики Северная Осетия-Алания Александра Дзасохова к жителям республики по Северо-осетинскому телевидению ночью 3 сентября 2004 года, в котором он оценивает ситуацию в Беслане и те меры, которые были предприняты, чтобы спасти людей.

III. Периодическая печать

К этой группе относятся материалы газет («Российская газета», «Московский комсомолец», «Известия», «Аргументы и Факты», «Северный Кавказ», «Новые известия»), журнала «Российская Федерация сегодня», в которых широко освещался теракт в Беслане, а именно развитие событий в захваченной школе, причины и последствия теракта, работа спецслужб и деятельность власти в дни теракта.

IV. Ресурсы Интернет

К этой группе относятся материалы сайта, посвященного теракту в Беслане; а также статья Сулиеты Кусовой-Чухо «Альтернативная действительность. Как федеральные СМИ освещали трагедию в Беслане» и «Доклад об освещении российскими СМИ трагедии в Беслане: доступ к информации и условия работы журналистов», в которых даётся оценка работы журналистов в Беслане.

На основе анализа этих источников можно раскрыть цели курсовой работы.

I Глава Причины, содержание и последствия теракта в Беслане

Для России Беслан - то же, что для США 11 сентября 2001 года. Жизнь до Беслана и после Беслана - это своего рода афоризм, но он отражает реальное положение вещей. «После этой трагедии были приняты такие общегосударственные решения и в таком быстром режиме, что в условиях спокойного времени понадобилось бы много лет для их принятия» Борисов Т. Послесловие к Беслану.// «Российская газета». 2005. 16 марта., - так говорит президент Северной Осетии Александр Дзасохов в интервью «Российской газете» спустя полгода после беслановской трагедии. Что же произошло в сентябре 2004 года в Беслане?

Сегодня существует несколько версий развития событий, остановимся на наиболее официальных из них, содержащихся в обращениях президента России Владимира Путина и президента Северной Осетии Александра Дзасохова; на сайте, посвященном трагедии в Беслане; а также в хрониках «Российской газеты».

Теракт в школе североосетинского города Беслан стал самым ужасным событием в 2004 году. Эта трагедия потрясла без преувеличения всю страну, пережившую настоящий шок. Захват школы длился 52 часа и завершился жестокой драмой, унесшей жизни 330 человек, среди которых 172 ребенка.

Школу № 1 города Беслан захватили 1 сентября, в День знаний. Боевики ворвались на школьный двор во время торжественной линейки, около 9 утра. Стрельбой и криками "Аллах акбар" загнали всех - детей и взрослых - внутрь школы, в спортзал. Некоторым бесланцам в суматохе удалось убежать. Охранявших школу милиционеров застрелили. Всего жертвами первого дня теракта стал 21 человек.

О том, сколько заложников находилось в руках террористов стало известно только 4 сентября. В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии Хронология происшествий. www.beslan0109.narod.ru/info.html. Боевики категорически отказались от переговоров с властями и угрожали взорвать здание школы в случае начала штурма.

По сообщениям «Российской газеты» в 11:25 1 сентября террористы выдвигают первые требования. Они требуют выпустить боевиков, арестованных за нападение на Ингушетию. Также они требуют вызвать на переговоры президента Северной Осетии Александра Дзасохова, главу Ингушетии Мурата Зязикова и врача Леонида Рошаля, а в 13:20 террористы выдвигают новые требования: вывод всех российских войск из Чечни. В то же время бандиты отказываются обменивать заложников на руководителей республики и представителей федеральной власти Беслан: поминутная хроника террора.// «Российская газета». 2004. 4 сентября..

И уже первого сентября стали известны подробности захвата школы боевиками: террористам удалось захватить милицейскую машину с майором ГАИ, которая вместе с машиной ГАЗ-66, в которой был весь арсенал боевиков, затем проехала на территорию школы и захватила ее. Боевики заминировали спортзал, где находились заложники.

Школу в Беслане захватили боевики Басаева из террористической организации "Исламский батальон шахидов Риядус-Салихьийн". Об этом газете The New York Times сообщил по телефону один из захвативших школу террористов. Боевик заявил корреспонденту New York Times, что они хотят поговорить с властями Северной Осетии и Ингушетии, а также с доктором Рошалем. "Утрите ваши сопли", - сказал боевик в ответ на вопрос корреспондента газеты, что они намерены обсудить с властями. После этого он повесил трубку Хронология происшествий. www.beslan0109.narod.ru/info.html.

Переговоры с террористами вел Леонид Рошаль, однако боевики отказались даже принять еду, воду и медикаменты, хотя среди заложников были грудные дети.

Через сутки после захвата при посредничестве экс-президента Ингушетии Руслана Аушева удалось освободить 26 человек - 13 женщин и столько же детей. Обстановка вокруг школы накалилась до предела. Местные жители, чьи дети находились внутри, уже готовы были самостоятельно штурмовать здание.

Драма с захватом заложников завершилась на третий день. Около часа дня в спортзале прогремели два взрыва. После этого бойцы спецподразделений пошли на штурм. Часть детей погибла от взрывов, часть оказалась погребена под обломками рухнувшей крыши. Остальные заложники бросились к окнам и побежали в разные стороны, попадая под перекрестный огонь.

Около десяти террористов воспользовались суматохой и прорвались из здания школы. Они заняли оборону в одном из близлежащих домов. Оттуда их не могли выбить до 5 вечера. До позднего вечера в Беслане не стихала стрельба. Бойцы спецподразделений выбивали из подвала последних боевиков, которые прикрывались заложниками.

В школе погибли 330 человек, из них 172 ребенка. Из 32 террористов живыми были захвачены двое. Однако одного из них растерзала разъяренная толпа. Подразделения спецназа понесли самые ощутимые потери за последние годы - погибли 10 спецназовцев. Сегодня о них уже можно рассказывать, но по-прежнему нельзя называть фамилий.В интервью «Российской газете» офицер «Альфы» рассказывает об обстоятельствах гибели своих боевых товарищей: «Для нас потеря каждого бойца невосполнима. В Беслане потери оказались столь велики потому, что бойцы не могли использовать тот набор средств, который существует для уничтожения террористов в подобных ситуациях: в здании были заложники. Работали точечно. А террористы использовали все, что имели, в том числе очень много гранат. Бандиты стреляли детям в спины, мы рвались в школу, чтобы их нейтрализовать. Но ведь эти отморозки, стреляя, прикрывались детьми. Сами понимаете, гранату не бросишь. Шли грудью» Добромыслова О. Нам не стыдно глядеть в глаза матерей Беслана.// «Российская газета». 2004. 17 сентября.. Все спецназовцы погибли, спасая детей. Указом президента РФ за мужество и героизм, проявленные при освобождении заложников, четырем офицерам присвоено звание Героя России, шестеро за мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении специального задания, награждены орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (с изображением мечей) - посмертно.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.