реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Создание информационно-аналитической радиопрограммы

реферат
p align="left">Пример итогового информационного выпуска представлен в приложении 2. Он соответствует основным требованиям к информационной радиопрограмме.

Во-первых, он актуален для области. Несомненно, слушателям будет интересно узнать о достижениях промышленности региона, о работе предновогодней ярмарки и новых акциях сотрудников силовых структур.

Во-вторых, информации - ясные и краткие в изложении.

В-третьих, новости написаны и сверстаны грамотно. При верстке учтена их значимость для слушателя.

В-четвертых, новости профессионально начитаны. Не слышно вздох ведущего. Голос ровный, однако не монотонный.

В-пятых, у ведущего грамотное произношение. Этого можно добиться с помощью словарей. Человек не способен знать все. И зачастую некоторые слова вызывают сомнения. Так, среди самых распространенных ошибок в ударениях белорусского радио и телевидения являются слова обеспечение (правильно: обеспечение), одновременно (правильно: одновременно), средства (правильно: средства) и другие. Невнимательность или незнание ведущего вызывают у осведомленных слушателей впечатление о некомпетентности этого человека. И более того, многие ориентируются на ведущих и журналистов. И как результат, учатся говорить неправильно.

К тому же в новостях всегда одинаковая заставка и музыкальная подложка. Они делаются профессиональными звукорежиссерами. Обычно заставки подолгу не меняются, и с первых их звуков слушатель узнает любимые программы. А динамичная музыкальная подложка добавляет выпуску новостей ритм.

Таким образом, в информационной программе должно быть все гармонично. Новость - интересной, обязательна грамотная ее подача. Не последнюю роль играет и музыкальное сопровождение, подходящее для данного жанра и динамичное. Лишь используя все эти составляющие, можно добиться желаемого результата - создать информационную радиопрограмму, привлекательную для слушателей разных категорий.

Аналитический жанр журналистики, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события, исторически этот жанр журналистики не относится к оперативным. Зато обязательным признаком этого жанра является наличие в публикации элементов прогностики, определения путей и методов решения рассматриваемой проблемы. Аналитическая журналистика в истории советской журналистики никогда не была жанром, массово востребованным публикой, имела свою адресную аудиторию.

К аналитической журналистике относятся следующие жанры: корреспонденции и статьи; обозрения; обзоры СМИ; рецензии; аналитические комментарии. Представляется целесообразным рассмотреть это и другие жанровые деления с точки зрения основных жанрообразующих факторов.

Аналитическая корреспонденция нацелена на выявление причин какого-либо одиночного феномена и возможной тенденции его развития, определение его ценности. Аналитическая статья направлена на объяснение взаимосвязанного ряда явлений, обобщенное определение тенденций, закономерностей их взаимодействия, установление их ценности, формирование прогноза развития. Корреспонденция и статья дают программы деятельности по отношению либо к одиночным феноменам, либо к их совокупности, обозрение преследует цель сообщить читателю о важнейших событиях, случившихся, например, за определенный период времени, выявить их причины, значимость для аудитории, взаимосвязь. Обзор печати, радио- и телевыступлений знакомит аудиторию с продукцией СМИ, давая ей оценку. Комментарий обычно дает оценку каким-то уже известным аудитории событиям, явлениям, указывая на их причины и акцентируя внимание аудитории на мнениях компетентных в данных вопросах лиц.

Аналитические публикации являются реализацией рационально-теоретического отображения объекта, привлекшего интерес журналиста. Именно теоретический анализ неизбежен при выявлении взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценке, прогнозе их развития, что, собственно, и является задачей аналитической журналистики.

Знание названных выше основных жанрообразующих факторов помогает объяснить многие основные моменты в «рождении» тех или иных жанров. Тем не менее остаются и некоторые неясности в этом вопросе. Например, два журналиста разных радиостанций решили рассказать о проблемах одной и той же футбольной команды. Они вместе наблюдали игру, беседовали со спортсменами, вместе были на пресс-конференции ее капитана. Но один написал аналитическое интервью, а другой - аналитическую корреспонденцию. Нет различия в предмете отображения, в методах исследования, в установке, но были подготовлены публикации разных жанров. Подобного рода примеров очень много. Существует еще один, очень важный жанрообразующий фактор, каковым являются методы и формы репрезентации материала аудитории. Они отнюдь не равнозначны методам сбора материала (наблюдение, интервью, анализ документов и пр.), а поэтому должны рассматриваться как самостоятельный фактор, что имеет большое значение при рассмотрении жанров журналистики. Методы репрезентации в журналистике представлены: методом сообщения, методом повествования и методом изложения. Когда (при наличии всех прочих необходимых жанрообразующих факторов) журналист использует метод сообщения (в языковом смысле этого понятия), то возникает жанр хроники, заметки, информации. Когда кроме метода сообщения применяется еще и метод повествования, то возникает, например, жанр информационной корреспонденции. Когда наряду с этими двумя методами применяется еще и метод изложения, то появляются жанры так называемого «наглядного отображения» - репортажи, очерки, фельетоны. Важную жанрообразующую роль играет и такой фактор, как исходные формы репрезентации материала. Этих форм две - монологическая и диалогическая. Применение первой формы - обязательно для создания «монологических жанров»: корреспонденции, рецензии и пр. Применение второй формы неизбежно ведет в выборе формы журналистского материала к использованию «диалогических жанров» - интервью, беседы и т. п. Исходные формы, естественно, могут применяться и в сочетании, в результате чего возникают гибридные, диффузные формы типа «корреспонденция-интервью», «беседа-отчет» и другие. В журналистике (в том числе и в аналитической) идет постоянное обновление жанров, причем предполагается, что наиболее активно оно идет в такие переходные моменты развития общества.

Работая в аналитической журналистике, нельзя раз и навсегда исключить из круга своих задач, например, методы причинно-следственного анализа или прогноза, оценки и пр. Просто меняется характер, форма подачи результатов применения этих методов, показа пути их применения, что приводит к некой трансформации устоявшихся форм (жанров), но не к исчезновению их как таковых. Это может быть вызвано необходимостью «адаптации» традиционных жанровых форм к новым коммуникативным ситуациям, порождаемым, в частности, изменением роли СМИ и каждого журналиста в обществе в конкретный период общественного развития.

Аналитическая корреспонденция - широко распространенный жанр современной журналистики. Понятие «корреспонденция» употреблялось в российской журналистике уже в XVIII веке. Однако надо иметь в виду, что достаточно долго корреспонденциями называли любые публикации на страницах газет и журналов. Лишь в конце XIX века это понятие стало связываться с определенным жанром. Сущность этого жанра становится понятной в результате выявления особенностей публикаций, «подводимых» под него. Предметом для аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, информационным жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденция. Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров другими жанрообразующими факторами. Например, цель репортажа - дать наглядное, «живое» отображение вполне «предметного» события (поэтому репортер использует главным образом при сборе материала метод наблюдения: нет наблюдения - нет и репортажа). Цель же отчета - точно отобразить «информационное событие» (выступления, доклады, отчеты), изложив все происходившее в точной последовательности. Цель информационной корреспонденции - сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом, в отличие от репортажа, не «живое» наблюдение, а в отличие от отчета - не фрагменты выступлений или сообщений, а некий «свернутый» пересказ происходившего. Цели аналитической корреспонденции иные. Она также содержит в себе сообщение о событии, явлении, это сообщение может включать в себя и «живое» наблюдение, и фрагменты каких-то выступлений, и сжатый, краткий пересказ происходившего. Однако сообщение не является самоцелью, оно лишь дает представление о событии, предваряющее его истолкование. Именно истолкование, интерпретация отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции. Истолкование представляет собой выяснение причин события, явления, определение его значимости, ценности, прогнозирование его развития и т.д. В силу этого автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания - анализ, синтез, индукцию, дедукцию и другие. Двусоставной характер аналитической корреспонденции (сообщение о явлении плюс его истолкование) сближает ее с другим жанром - комментарием. Но между аналитической корреспонденцией и комментарием есть существенное различие. Оно заключается в том, что первоисточником сообщения для аудитории о каком-то явлении или событии в корреспонденции всегда является сам автор публикации. Именно он «корреспондирует» с места события, он впервые сообщает аудитории о том, что произошло, событие он интерпретирует, опираясь как на мнения его участников, свидетелей, так и на свои собственные наблюдения. Комментарий же всегда публикуется по следам уже известного данной аудитории события (например, из оперативного информационного сообщения). При этом истолкование события основывается в большей мере на других известных фактах или относительно общих мнениях, предположениях, оценках, на сравнительном анализе, которые чаще всего высказывает авторитетное для аудитории лицо, специалист-эксперт.

Аналитический отчет является одним из традиционных жанров в аналитической журналистике и одним из наиболее «древних» жанров журналистики в целом. Существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов о различных форумах, заседаниях парламентов, собраниях и других явлениях императорам, царям или населению, с появлением газет отчет перекочевал на их страницы. Так же активно используется отчет и в современной журналистике. Это утверждение существенно и для той разновидности отчета, который называется аналитическим. Предметом современного аналитического отчета является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря - выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т. п. Этот же предмет может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции, информационного отчета присущими этим жанрам способами, языком и пр. Но данное обстоятельство отнюдь не мешает вести речь об аналитическом отчете как о самостоятельном жанре журналистики. Он отличается от других жанров рядом признаков. Если в отчетах в рамках информационных жанров главным образом констатируется ход собрания, конференции, сообщается, кто выступил, что сказал, как это было воспринято аудиторией, то есть отображается внешняя сторона предмета, то аналитический отчет отображает внутреннюю связь выступлений, докладов, речей. Цель информационного отчета - проинформировать аудиторию о ходе собрания, конференции и т. д. Цель аналитического отчета - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И уже исходя из такого соотнесения, дать оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны. Иными словами, выступления участников предстают в аналитическом отчете информационным поводом (или используются в качестве свежего примера) для переключения внимания аудитории от конкретного съезда, собрания, конференции на то, что происходит в жизни самой аудитории. Такой переход помогает уже самим читателям, слушателям, зрителям судить об описываемом съезде или собрании, об отдельных его участниках с позиции тех реальных проблем, ситуаций, процессов, в которые включены сами эти слушатели. При этом автор аналитического отчета, в отличие от автора информационного отчета, имеет право отказаться от констатации всех выступлений или выступивших, но, одновременно, получает право сконцентрировать внимание аудитории на некоторых из них, наиболее интересных с точки зрения взаимосвязи речей с реальными делами, которую он анализирует. Отбор может производиться, например, на основе тематического единства ряда выступлений. И в этом случае автор получает возможность рассмотреть какую-то одну сторону актуальной действительности с позиций разных докладчиков. Он может сосредоточить внимание на каком-то одном, наиболее значительном выступлении и с его позиций рассмотреть разные проблемы реальной жизни. В любом случае анализ выходит за рамки прозвучавших выступлений. Однако это не может восприниматься автором аналитического отчета как повод для искажения содержания и формы выступлений участников. Он может трактовать, интерпретировать, объяснять эти выступления, но это должно быть сделано так, чтобы аудитория легко смогла отличить, мысли самого автора от мыслей, прозвучавших в выступлениях участников форума, и представить себе объективную картину происходившего. В зависимости от реальной ситуации, реальной проблемы, реального процесса, с которым соотносятся выступления участников форума, журналист может сосредоточить свое внимание в аналитическом отчете либо на объяснении причин данной ситуации, проблемы, процесса, либо на оценке их актуального состояния, возможно, на прогнозе их развития или на плане, программе действий в связи с ними. В соответствии с этим, он будет обращать внимание либо на объяснения, либо на предложения, содержащиеся в выступлениях и относящиеся к обсуждаемым проблемам, ситуациям, процессам, происходящим в реальности. Это в значительной степени и определит вид аналитического отчета - будет ли это отчет объяснение, отчет-оценка или отчет-программа. /16/

Но это формы подачи аналитических радиопрограмм - наиболее общие для всех государств. Однако каждое имеет свои особенности. Например, английская компания Би-би-си распространяет пять радиоканалов: “Рэйдио-1” посвящен популярной музыке, “Рэйдио-2” - музыкально-развлекательный, “Рэйдио-3” - канал классической музыки, “Рэйдио-4” - информационно-аналитические, публицистические программы, “Рэйдио 5-Лайф” - информационно-спортивный канал. Такой принцип формирования программной концепции считается одним из достижений Би-би-си, позволяющим компании реализовывать основную задачу радио как общественной службы - служить интересам общества, которое финансирует ее деятельность. Значительное внимание здесь уделяется подготовке информационных программ: для них особо разрабатывается сетка вещания и программная политика. Особое внимание уделяется освещению событий во всех национальных регионах Соединенного Королевства. Доля информационного вещания составляет 40% передач Би-би-си. Другой элемент политики общественного вещателя Великобритании - принцип беспристрастности и баланса различных точек зрения в содержании программ. Компании Би-би-си воздерживается от выражения собственного мнения в программах, не выражает поддержку определенной политической линии и по возможности представлять максимальное число точек зрения на рассматриваемые проблемы.

Большинство французских радиостанций вещает круглосуточно, передавая последние новости и вспомогательную информацию (прогноз погоды, репертуар театров и кинотеатров, ситуация на дорогах, предложения рабочих мест, программы телевидения и радио) с непрерывным музыкальным сопровождением. Здесь гораздо меньше аналитики, чем в предыдущем случае.

На Тайване особо оговорены требования к информационным программам: они должны четко отделяться от аналитических программ, журналисты должны избегать высказывать свое мнение. Требования с их содержания такие: аккуратность, объективность, честность, нельзя искажать или утаивать важные факты, влиять на формирование мнения зрителей предположениями.

Наши российские соседи, как, впрочем, и белорусские журналисты, пока еще полностью не отработали своих конкретных принципов подачи информационно-аналитических радиопрограмм. Но со временем уже начала вырисовываться хорошая база для этого. /2/

В приложении 3 представлен пример создания аналитической радиопрограммы. Приведенный аналитический комментарий был подготовлен для информационно-аналитической программы “РадиоФакт”, выходящей по будням на волнах Белорусского радио. Отличительной особенностью программы является то, что выходит она на белорусском языке. Над созданием РадиоФакта работает штат сотрудников республиканского радио, а также корреспонденты областных радиостанций. Это позволяет насытить программу разного рода информацией.

Поводом для создания данного аналитического комментария стала разработка Брестским городским исполнительным комитетом новой программы жилищного строительства. Сразу можно отметить, что тема актуальна для многих жителей города над Бугом.

В репортаже проблема поднимается с разных сторон. Показана точка зрения простых жителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий; представлена позиция разработчиков новой программы жилищного строительства; не остались в стороне проблемы строительных организаций, которые располагают на сегодняшний день такими технической базой и подбором кадров, которые не смогут выполнить положения жилищной программы.

Таким образом, в аналитическом комментарии представлено несколько точек зрения на данную актуальную проблему. Тема раскрыта и будет интересна слушателю. По хронометражу аналитическая радиопрограмма может быть длинее информационной, приблизительно 4-6 минут.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.

2. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 335 с.

3. Васильева Л.А. Делаем новости: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 117 с.

4. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных жанрах. / Под ред. Е.Н. Филимоновых. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с.

5. Гаймакова Б.Д., Макарова С.К., Новикова В.И., Оссовская М.П. Мастерство эфирного выступления. - М.: Аспект-Пресс", 2004. - 283 с.

6. Горохов В. Основы журналистского мастерства. - М., 1989.

7. Гойман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации. М., 1997.

8. Дэвид Рэндал. Универсальный журналист. М.: Аспект Пресс, 1998. - 58 с.

9. Кийт М. Радиостанция: Пер. с англ. А. И. Филекина. -- М.: Мир, 2001. - 462 с.

10. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. - Бишкек: КРСУ, 2002. - 164 с.

11. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова. -- М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с.

12. Радиожурналистика: Учебник / Под ред. А.А. Шереля. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - 480 с.

13. Система средств массовой информации России: Учебное пособие / Под ред. Я. Н. Засурского. -- М.: Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

14. Смирнов В. В. Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм. -- М.: Аспект Пресс, 2002. - 203 с.

15. Цвик В.Л. Введение в журналистику: Учебное пособие. - Изд. 2-е, доп. И переработанное. - М: МНЭПУ, 2000. - 130 с.

16. Цвик В.Л. Журналист с микрофоном: Учебное пособие. - М: МНЭПУ, 2000. - 59 с.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.