реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Создание информационно-аналитической радиопрограммы

реферат

Создание информационно-аналитической радиопрограммы

1

СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАДИОПРОГРАММЫ

На выбор темы влияет множество факторов, среди которых не только событийность, свежесть и необычность, но и круг читателей, для которых она адресуется.

Тема - это широкая категория, под которую подпадает всякая статья, это преступления, проблемы окружающей среды, здоровье, дипломатия, экономика, культура, политика и так далее. Можно сказать, что теоретически все темы равны, но на практике все по-другому. Тема преступлений, например, более ценна, чем мода, потому что явно привлечет больший интерес. Каждая такая категория делится на подразделы; например, в “преступления” войдут убийства, мошенничества, похищения, рэкет, наркотики, грабежи, шантаж, изнасилования, оскорбления и т.п. Для аудитории в целом каждый из этих подразделов имеет свою ценность, обычно основанную на типичности его для данного общества или местности. Тут вступает в дело контекст. К примеру, похищения обладают большей ценностью как новости, чем оскорбления, поскольку происходят реже.

Конкретная цепь событий внутри темы - в этом весь смысл статьи. А основная ценность - редкость происходящего - существует независимо от аудитории. Редкостность - прямая и четкая оценка того, насколько необычно данное конкретное “событие”. Недостаточная “редкость” события (наряду с недостаточной оперативностью) - основная причина того, что статью отвергают.

“Событие” включает в себя еще три элемента:

1) Источник. Ценность “события” отчасти зависит от источника, давшего информацию. Представитель из оппозиции может сказать вам, что важный государственный деятель скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам этот деятель или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее. Будет еще лучше, если вы обнаружите, что, собираясь уходить в отставку, он умалчивает о настоящей причине своего ухода, а вы ее узнали и сообщаете читателям. Здесь же необходимо отметить самое главное: у всех источников есть свои резоны. Выясните какие. Это может повлиять на крепость сюжета, даже на его истинность. Тот факт, что кто-то хочет вам что-то сказать, еще не делает это “что-то” новостью. Больше вероятности сделать хороший информационный сюжет, если выяснится, что кто-то хочет придержать сведения.

2) Осведомленность. Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в газете.

3) Время. Новости от времени не улучшаются. Однако само по себе время - не самый важный из факторов. Если вы узнали о крупном событии через три недели после того, как оно произошло, определяющим фактором будет не временной промежуток, а число людей, уже знающих об этом событии. Если событие еще не стало общим достоянием, промежуток в три недели незначительно снизит информационную ценность этой новости.

Читатели не связаны напрямую с конкретными деталями статьи. Аудитория может быть широкой или специальной, но главное - узнать о ней как можно больше. Без этого вы не сможете судить о ее интересах и вкусах, а это нужно, чтобы дать оценку теме и событию. Но ваши знания о читателях должны дать лишь общую установку для суждений, а не влиять на них поминутно и по мелочам. В тот день, когда вы начнете считать информационные сообщения товаром, рыночные характеристики которого можно просчитать, - в этот день вы перестанете быть журналистом. В какой-то момент чрезмерное потакание тому, что вы считаете читательскими предпочтениями, обернется отфильтровыванием и отбрасыванием сюжетов, идущих вразрез с читательскими предрассудками, или изъятием “лишних” элементов сюжета, вроде контекста, объяснений и оговорок. Очень важно развенчивать общественные мифы и бросать вызов удобным теориям - в этом отчасти состоит миссия журналистов. Вам не удастся ее выполнить, если вы чересчур беспокоитесь о реакции читателей, слишком стараетесь их ублажить.

Контекстом называется обстановка в определенном ареале распространения газеты, связанная с темой и событием и помогающая оценить его редкость. Контекст - причина, по которой информационная ценность статьи варьируется в зависимости от места события. Контекст объясняет, почему еженедельник из норвежской глуши придаст истории об убийстве гораздо больше значения, чем нью-йоркская бульварная газета. В первом случае это событие - исключение, во втором - происшествие, повторяющееся много раз на дню. Порой это срабатывает, казалось бы, противоположным образом. Так случается, когда некое событие происходит очень часто. Например, если собака укусит человека, это не новость. Но если какая-то порода собак принимается часто и сильно кусать людей, то это становится новостью. Каждый отдельный случай добавляет ценность собранию таких случаев. Иногда контекст широко известен, но чаще его приходится выяснять, и таким образом он становится неотъемлемой частью события, которому посвящена статья. В этом случае контекст необходим. Контекст необходим также и в случае обвинений журналистики в негативизме, погоне за сенсациями и исключительном интересе к плохому.

Получив представление об этих основных факторах, легко составить представление об информационной ценности события даже на основе краткого изложения сути статьи.

Существует свод правил, который помогает мне определить ценность подлежащих выбору тем статей:

1) Чем устойчивее эффект того, о чем вы пишите, тем лучше и крепче статья. Новость, которая волнует людей не более дня, естественно, слабее той, которая овладевает их умами надолго.

2) В самом низу шкалы находятся статьи о том, что говорят люди, то есть статьи об идеологических спорах или о новых идеях. Это статьи из разряда “говорильни” - ничего не произошло, всего лишь кто-то что-то сказал. Здесь журналистов подстерегают две ловушки, которые трудно избежать. Первая ошибка - считать, что если политик что-то сказал, мы обязаны это увековечить. Вторая ловушка - так называемые псевдособытия: пресс-конференции, интервью и им подобные вещи. Пресс-конференции, вопреки мнению иных журналистов, не являются самодостаточной новостью. Строго говоря, ничего не произошло. Мир ничуть не изменился. Единственно что произошло - какой-нибудь политик или знаменитость пожелали сделать какое-то заявление, движимые, как правило, собственными мотивами, главный из которых - реклама. Значение имеет лишь содержание их выступлений. Ко всем подобного рода псевдособытиям подходите скептически.

3) Далее на шкале ценности новостей располагаются статьи о том, что, по чьим-то словам, должно произойти. Это статьи, посвященные угрозам или призывам к действиям. Подобные проповеди в слишком большом ходу у политиков. Но эти статьи обладают, по крайней мере, иногда одним достоинством: наряду с пустопорожней болтовней в них может содержаться и хорошая, настоящая информация.

4) Затем идут статьи о том, что, по чьим-то словам, происходит или происходило ранее. К таким относятся статьи об исследованиях и о людях, сделавших открытия. Пусть не сразу, но когда-нибудь это может стать событием.

5) На самом верху шкалы - статьи о том, что произошло совсем недавно. Это статьи о несчастных случаях, о катастрофах, о судебных слушаниях и о многих других свежих, реальных, могущих быть проверенными явлениях.

6) Важный элемент оценки ценности новостей - количество читателей, которых статья наверняка заинтересует. /3/

Для радионовостей весьма важную роль играет звуковой ряд, это обусловлено спецификой работы. Поэтому вполне понятно, что на любой радиостанции особое внимание уделяется получению, как выражаются сами журналисты, “голоса”. Для этого имеются специальные аппаратные, которые принимают так называемые “перегоны” звуковой информации.

Поскольку ни одна радиокомпания в мире не имеет такого штата сотрудников, чтобы записать собственный эксклюзивный материал с каждого мало-мальски серьезного события, именно благодаря обмену “картинками” между компаниями удается компенсировать этот недостаток.

Вместе с тем в вещании региональных радиостанций в идеале сообщения собственных корреспондентов должны составлять подавляющее большинство сюжетов. Преимущества подобного подхода очевидны:

а) это почти всегда эксклюзивный материал;

б) репортаж с непосредственного места событий выглядит значительно убедительнее для слушателей, чем материал, сделанный вдали от него;

в) собственный корреспондент, как правило, лучше разбирается в специфических нюансах проблемы, ведь собкоры могут проследить некие подводные тенденции и течения.

К источникам местных новостей принадлежат местные органы власти: здесь имеются собственные пресс-службы, с которыми следует поддерживать связь. Правоохранительные органы, пожарная часть, скорая помощь - все эти службы так же нуждаются в прессе, как пресса нуждается в них.

Заслуживающие внимания новости могут появляться в коммунальных службах. Еще один источник информации - пресс-релизы, но в большинстве случаев радиожурналистам понадобится контакт с лицами или организациями, выпустившими пресс-релиз, для уточнения подробностей, проведения интервью и проч.

Не следует пренебрегать и такими источниками новостей, как все другие СМИ, сообщения радиослушателей, общение с коллегами, контакты с представителями общественных движений, финансовых и промышленных компаний. Местные новости могут черпаться из многих источников. Но когда новость в ваших руках, задайте себе два вопроса: можно ли полагаться на источник? актуальна ли новость? При положительном ответе можно приступать к работе, для начала еще раз проверив и перепроверив достоверность информации.

Планирование и подготовка новостной информации осуществляется в редакции (службе новостей), куда стекаются все материалы: пресс-релизы, письма, телефонограммы, "наводки", проверенные и непроверенные факты. Очень важно, чтобы существовала система оценок поступающим сведениям для распределения их по назначению либо сохранения с целью последующего использования. Некоторые службы новостей ведут специальный редакционный дневник, в который в письменной или электронной форме загодя заносятся события, ожидаемые на тот или иной день.

Для создания радио передач иногда используются и радиоархивы. Материалы из архивов на «Радио Брест» в основном используются к памятным датам. Так, ко Дню Победы используются архивные интервью ветеранов.

Также в распоряжении редакторов имеется доступ к печатным электронным информационным агентствам, как отечественным, так и иностранным. Добавлю, что в последнее время такие отечественные агентства как БелТА, БелаПАН и другие существенно “подняли планку” в отношении уровня качества подаваемого материала. Хотя эталоном до сих пор является компания BBC, которая публикует информацию о произошедшем событии, лишь когда получит подтверждение о ней из трех независимых источников.

Вполне очевидно, что весь информационный поток подвергается тщательной обработке. Естественно, что в мире происходит значительно больше событий, нежели информационная служба может осветить в своих новостийных выпусках, да к тому же, строго говоря, многие происшествия носят локальный характер и не представляют интереса для слушателя. К примеру, возможно, что встреча президента США с премьер-министром Великобритании и важна (казалось бы, две крупные политические фигуры), однако в информационном выпуске речь об этом пойдет только в том случае, если во время встречи будут подняты вопросы, касающиеся непосредственно Беларуси или ее государственных интересов.

В связи с этим выработан ряд критериев, по которым и отбираются “достойные” новости. Эти требования не закреплены ни в каких документах, инструкциях или предписаниях. Они, как народное творчество, не имеют автора или группы авторов. Об этих неписаных правилах приходится узнавать, только анализируя оставленные “под эфир” или отвергнутые шеф-редактором темы.

1) Актуальность события в мировом масштабе. В качестве примера можно привести ситуацию на Ближнем Востоке. Палестино-израильский конфликт - противостояние, имеющее глубокие исторические, политические и религиозные корни. В ближневосточном мирном процессе принимают участие многие крупнейшие мировые державы. Почти каждый день в регионе гибнут люди. Перерастет ли это в полномасштабную войну? Вполне естественно, что эта тема остается “дежурной” для редакторов.

2) Актуальность для Беларуси. Существуют темы, актуальные для всех жителей Республики. Например, повышение размеров пенсии, прожиточного минимума, а также цен на продукты питания и бензин. И эти темы обязательно должны находить отражение в информационных выпусках.

3) Актуальность для области. Сюжет о подобных событиях прежде всего стремятся получить с места - туда направляется специальный корреспондент, который готовит сюжет и привозит или “перегоняет” его в Брест. В этом случае, как правило, редактор отмечает тему “для себя”, стараясь не упускать ее из виду, но основной груз ложится на плечи корреспондента, который находится “на месте”. Если по каким-либо причинам информационная служба не располагает

4) Необходимость отражать событие. Здесь будет уместен пример работы государственных радиостанций как СМИ, в которых необходимо освещать многие мероприятия протокольного и не принципиального характера. Например, рассказывать своим слушателям о встрече между министрами иностранных дел Беларуси и Албании, на которой главы внешнеполитических ведомств отметили необходимость развивать традиционно хорошие отношения между нашими странами. Безусловно, выпуски новостей проигрывают из-за подобных сюжетов. Отсутствие динамики, официоз, некоторая скучность подачи материала плюс еще тот факт, что большая часть аудитории плохо себе представляет, где именно находится та же, к примеру, Албания, и какая выгода Беларуси от сотрудничества с такой, на первый взгляд, маленькой и не имеющей большого политического веса в мире страной.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.