реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Современное издательское дело

реферат
p align="left">Во всей своей работе он пользуется профессиональным методом - редакторским анализом. Он анализирует и оценивает читательские потребности, книжные потоки и массивы по теме издания, находит рукопись произведения или автора, которому делает заказ, формирует свой или рассматривает авторский замысел и т.д. Редактор - организатор и вдохновитель всей работы по созданию издания, которое всегда конкретно, должно обладать определенными типологическими признаками и соответствовать предъявляемым к нему требованиям. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=10280&p_page=19

До того, как приступить к подготовке издания, редактору приходится отвечать на два вопроса: следует ли издавать данную книгу и, если следует, то какой ей быть. Эти вопросы требуют ответа даже в том случае, когда издание стоит в плане. После составления плана и относящихся к тому периоду предварительных проектов до момента, когда нужно приступать к его реализации, обычно проходит какое-то время, в течение которого ситуация может получить иной характер. Тем более нужны ответы на поставленные вопросы, если от автора поступит инициативная рукопись или у издательства возникла собственная потребность выпустить внеплановую книгу.

Редактор обычно информирован относительно положения в книгоиздании и книжной торговле по профилю своего издательства. Для этого у современного редактора имеется достаточно разных источников. Однако когда стоит вопрос о конкретном издании, ему приходится еще раз изучать, анализировать и оценивать книжный поток, рынок, читательские потребности, общественную значимость предполагаемого издания.

Полученную информацию редактор сопоставляет с авторским замыслом произведения, у него рождается замысел издания. При этом ему нужно также принять во внимание возможности издательства по подготовке оригинал-макета и дальнейшему участию в процессе прохождения издания до выпуска в свет и по распространению. Особую роль играет учет типологических признаков будущего издания: целевого назначения, читательского адреса, характера информации. Располагая исходной информацией, редактор имеет возможность проработать и сформировать концепцию издания. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев; под общ. ред. С.Г. Антоновой, [Текст] : - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

Концепцией определяется вся последующая творческая и другая работа редактора над изданием:

1. Разработка плана-проекта и написание пробных фрагментов будущего произведения, анализ, оценка авторского оригинала и его совершенствование;

2. Разработка концепции иллюстрирования произведения и оформления книги;

3. Моделирование издания и его подготовка;

4. Систематизация элементов издания и формирование издательского оригинала;

5. Контрольно-аналитическая работа на этапах его тиражирования и выпуска в свет. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=10280&p_page=19

Творческий характер деятельности редактора при решении перечисленных задач обусловлен тем, что предмет его труда - каждое подготавливаемое издание, имея в основе конкретный авторский оригинал произведения, обладает своими индивидуальными свойствами. Специфика аналитической и методической работы редактора как самостоятельного направления в книгоиздании заключается в том, что редактор не подменяет автора, а направляет его творческий потенциал на реализацию замысла в форме, обеспечивающей наиболее эффективное восприятие содержания книги читателем.

Разработка концепции издания является важной творческой операцией, выполняемой редактором. С точки зрения психологии творчества понятие концепции нужно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных признаков будущего издания, которая складывается в ходе и в результате редакторского анализа исходной информации, выдвигаемых требований к будущему изданию и обоснования его характеристик. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев; под общ. ред. С.Г. Антоновой, [Текст] : - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

Создать концепцию - значит подготовить основу для формирования модели издания и его проектирования. Концепция является методологической основой всего процесса редакторской подготовки издания. На основе концепции, с учетом специфики литературного произведения разрабатывается модель издания.

Общая, принципиальная модель издания должна включать наиболее значимые и обобщенные признаки издания, необходимые для того, чтобы вскрыть его сущность. К таким признакам, которые можно считать необходимыми и достаточными, следует отнести функциональное назначение, читательский адрес, характер информации и конструкцию. Конечно, на практике характеристика конкретного издания не ограничивается только перечисленными признаками, и это нужно учитывать при редакторской подготовке каждого издания в отдельности. Что касается общей модели, она предложена как один из результатов научного исследования, проведенного Книжной палатой.

Функциональное назначение рассматривается как более четкое и ясное выражение типологического признака «целевое назначение». http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=10280&p_page=19 Понятие «функциональное назначение» разработано в рамках социально-функционального заказа и является более широким, чем понятие «целевое назначение». В книговедении функциональное назначение отображает связь и функциональную зависимость группы изданий от потребностей определенной сферы общественной жизни и практики. Таким образом, с одной стороны, общественные потребности ставят задачи по созданию и выпуску определенных изданий, с другой - осуществляется подготовка изданий для удовлетворения этих потребностей.

Функциональное назначение и целевое назначение отчасти идентичны как признаки издания. Однако в действительности функциональное назначение более полно учитывает возможности издания по удовлетворению задач и интересов общества. К примеру, целевое назначение научных изданий заключается главным образом (и на этом акцентируется внимание) в отражении в системе научных коммуникаций результатов познавательной деятельности. Научное издание является способом научной коммуникации. Когда мы смотрим на научные издания с позиций функционального назначения, то видим, что в их функциях отражаются фиксирование результатов научного познания, передача их в пространстве и во времени, апробация результатов исследования и закрепление научного приоритета. Они играют заметную роль в повышении уровня научных знаний, в формировании научного мировоззрения, обладают большим вспомогательным значением и многие другие.

Аналогичная ситуация наблюдается в области научно-популярных изданий, целевое назначение которых обычно сводится к популяризации и пропаганде науки. В их функции входят и информационная, и просветительская, и образовательная, и мировоззренческая, и практическая, и профориентационная, и ряд других.

Это не значит, что функциональное назначение в качестве типологического признака должно заменять целевое назначение. Собственно, целевое назначение отражает тот факт, что издание (а в его составе литературное произведение) создается для передачи читателям определенных знаний. И каждый раз при этом преследуются более или менее определенные цели: обобщение знаний в той или иной области, их распространение, обмен результатами научного познания, формирование общественного сознания, норм права, морали, нравственности и т.д. Целевое назначение в широком плане рассматривается еще и как общественное назначение, под которым понимается то общественно необходимое воздействие, которое должно оказать издание на читателя. Целевое назначение и читательский адрес связаны и образуют комплексный признак, имеющий важное значение для систематизации изданий, которая строится на функциональном подходе.

Здесь уместно вспомнить, что функциональный подход был сформирован в 1930-е годы отечественными книговедами и на длительное время определил развитие теории и практики книговедения и, в частности, редакционно-издательского дела. Функциональный подход рассматривается как методологическая основа современных научных дисциплин, обращенных к предмету и явлениям информации, системности и управления. Он определяется, прежде всего, функциональной природой самих явлений, и, как отмечают исследователи, функциональная природа присуща, по-видимому, проявлению жизни во всех ее формах. Достоинство функционального подхода, в том, что он как бы разрушает барьеры между различными отраслями знания и концентрирует внимание на общности функций. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев; под общ. ред. С.Г. Антоновой, [Текст] : - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

Изучение функций книги, ее типов и видов, читательских интересов составляет основу функционального подхода в теории и практике книжного дела. Функциональный подход к формированию модели издания указывает на важное методологическое значение результата этого процесса для редакторской подготовки издания.

Функциональное назначение как признак, который взят для разработки модели издания, так же как и целевое назначение, тесно смыкается с читательским адресом. На первый взгляд может показаться, что читательский адрес является дополнением к функциональному назначению издания. Однако такое имеет место только в некоторых случаях. Так, например, основным читателем научного издания является ученый. Читательский адрес других видов издания может быть детально конкретизирован, что видно на примере учебных изданий. Их читатели подразделяются по социальному признаку - учащиеся; по сфере обучения - учащиеся школы, ПТУ, студенты колледжей, вузов; по форме обучения - учащиеся дневного, вечернего, заочного отделений; по ступеням - учащиеся начальной и средней школы, студенты бакалавриата, магистранты, студенты, которые готовятся стать дипломированными специалистами.

В оценке читателя есть свой функциональный подход. Он выражается в изучении читателя, прежде всего в связи с книгой. Типология читателя рассматривается в связи с функцией ее чтения. Редакторы занимаются подготовкой изданий для различных категорий читателей. Большая часть литературно-художественных, научно-популярных изданий выпускается с ориентировкой на широкие читательские круги, без особого учета образования, социального положения, специальности и порой возраста, то есть на «массового читателя». http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=10280&p_page=19 Правда, в условиях коммерциализации книгоиздания такой подход требует осторожности и ставит перед редактором и издательством задачи серьезного изучения книжного рынка.

Важнейшей характеристикой издания, которая определяющим образом влияет на выбор его вида, является характер информации. Этот термин предложен Книжной палатой, чтобы выразить особый опосредованный характер взаимоотношения содержания с функциональным назначением, читательским адресом и конструкцией издания. Так, на одну и ту же тему, на одном и том же материале можно написать произведения разных жанров и на их основе создать соответствующее количество изданий. В каждом из них в зависимости от жанра произведения и вида издания будут по-своему излагаться, и освещаться факты, будет свой характер информации. Один из основных признаков характера информации - глубина разработки проблемы. В научном издании требуется высокий научный уровень проработки темы с привлечением эффективных методов исследования, аргументированных обоснований и доказательств и нужны свои языково-стилистические средства отображения информации. При освещении той же проблемы в научно-популярном издании она должна быть адаптирована с учетом возможностей читательского понимания и восприятия, у издания будет другой, отличающейся от научного издания, язык, иные приемы и средства отображения содержания. Еще иначе результаты разработки научной проблемы будут представлены при использовании их в учебном издании.

В связи с рассмотрением признака «характер информации» нужно отметить, что данный типологический признак характеризуется также тем, какие языково-стилистические средства используются в произведении для изложения его содержания. В издании определенного вида используется свой функциональный стиль: научный, научно-популярный, деловой, художественный и т.д. Отсюда характер изложения материала может рассматриваться как важный типологический признак, отражающий способ осмысления, освоения и отображения действительности. Признаками характера информации являются степень нормативности материала, наличие в издании теоретического или эмпирического материалов и их соотношение, справочность в представлении материала и т.д.

Применение книги для выполнения ее функционального назначения и ее соответствие читательскому адресу зависят еще и от конструкции, которая непосредственно связана с характером информации. Конструкция включает в систему признаки, связанные с расположением материала, оформлением и полиграфическим исполнением издания. В этот комплекс входят взаимное расположение и связь составных частей (структура) книги и художественно-оформительские элементы. Редакторская подготовка изданий: учебник / С.Г. Антонова, В.И. Васильев, И.А. Жарков, О.В. Коланькова, Б.В. Ленский, Н.З. Рябинина, В.И. Соловьев; под общ. ред. С.Г. Антоновой, [Текст] : - М.: Издательство МГУП, 2002. - 468 с.

Структура обычно понимается как целое, которое задает характер составляющих его фрагментов. Значение целого было выражено Аристотелем: «Целое - это нечто большее, чем сумма отдельных частей». Это хорошо видится на примере книги. Ее обложка - это сложное художественное целое; типографское оформление - тоже сложное целое, которое образуют специально выбранный шрифт, титульный лист, строки заглавия, гармонирующие с содержанием, хорошо выполненные и напечатанные иллюстрации; художественным и информационным целым является и текст книги. «Значит, книга как целое есть единство составляющих ее элементов, что далеко не идентично сумме входящих в нее составных частей. Поэтому под структурой книги мы будем понимать внутреннее скоординированное множество компонентов, взаимосвязи которых дают книге функционировать как некой целостности».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.