p align="left">Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами. Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций. Слово «рекреация» происходит от лат. recreatio (букв, «восстановление») и означает «отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время работы». Что касается основы структурной организации информационно-музыкальных радиостанции, то здесь стоит выделить ряд факторов, на которые она опирается: 1. Размеры потенциальной аудитории, то есть количество, социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции; 2. Выбранный тип вещания - многопрофильный, подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, - или локальных, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей; 3. Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции; 4. Уровень технической оснащенности радиостанции. Принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя способами: целесообразность, окупаемость, мобильность. В организационной структуре радиостанции хорошо развиты горизонтальные связи - отделы тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных заставок. На коммерческой информационно-музыкальной радиостанции существует стандартная «иерархическая лестница» коллектива: - программный директор; - заместитель программного директора; - пресс-атташе (менеджер по связям с общественностью); - директор музыкальных программ; - заведующий фонотекой радиостанции; - маркетинг-менеджер; - менеджер рекламного отдела; - менеджер отдела продаж; - звукорежиссер; - директор службы информации; - ведущие эфира. Существует два вида программирования информационно-музыкальных радиостанции: 1. В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками. 2. Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикального программирирования. Стратегию вертикального программирования связывают с понятием «формат» Формат - это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу. Форматные разновидности: - музыкальные форматы (основной упор делается на музыку); - разговорные форматы (большинство передач относится к разговорным жанрам); - новостные форматы (главное новости). Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле - программный директор. «Программный директор» Радиожурналистика. Шерель А.А - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 367 с. всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции. Программный директор разрабатывает сетку вещания, или «колесо вещания», подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет. Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется «прайм-тайм» Радиожурналистика. Шерель А.А - 2-е изд.стр 374 - самое слушаемое время. В зависимости от типа станции в это время входит наиболее значительное количество выпусков новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно. Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением (то есть быстрый темп вещания) используется «программное колесо» Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. -- М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с;. Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов течение одного часа эфира. Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жесткие ограничения. Обязательное условие для любого материала - их тематическое, адресное и временное соответствие формату. Жанрово-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата. В отличие от формата для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности в эфире звучат различные типы информационных программ: - информационные. Представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение; - информационно-аналитические. Программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка; - информационно-музыкальные. Программы представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока. - информационно-развлекательные; - информационно-рекламные. Используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира - информационных. Информационные программы обладают рядом типологических признаков: - постоянное место в эфире в вещательной сетке; - постоянный объем звучания; - фирменное оформление (постоянные рубрики); - присутствие ведущего; - жанровое разнообразие; - анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем. То, что касается программирования музыки, то она на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира». На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: классическую, поп, рок, джаз. Значительно более строго и жестко обстоит дело с отбором музыкальных произведений на специализированных информационно-музыкальных станциях и поэтому прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование. Тестирование проводится по следующим параметрам: учитывается темп музыки, ритм, пол исполнителя, язык песни. Ротация Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 186с, или частота звучания песни в эфире, обычно соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж. В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций, а также борьба за рекламу - важнейший источник существования радиостанций. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и амери-канские предприниматели. Однако доля их участия в общенацио-нальном масштабе оказалась невелика и здесь дала знать конкуренция. Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты, свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. И те станции, ко-торые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика станций. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые програм-мы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания. 1.2 Типологическая характеристика современного радиовещания Важная черта развития СМИ на рубеже XXI века - образование мощных вещательных корпораций: 1. Русская Медиа-группа (Русское радио, DFM…); 2. Европейская Медиа-группа (Европа плюс, Радио 7, Максимум, Ретро FM…); 3. Вещательная корпорация проф-медиа (Авторадио, Energy, Юмор FM…). Деление на виды радиовещания обычно производилось по одному или нескольким признакам, чаще всего по формату вещания. Например, попытку классифицировать радиостанции можно найти в работе В. Сухаревой. За основу она берет четыре признака: аудитория, программная политика, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира. В учебном пособии "Система средств массовой информации" под редакцией Я.Н. Засурского также содержится попытка классифицировать современное российское радиовещание. Существует следующая схема деления радиостанций: 1. По форме собственности: - государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции; К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации. - радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям; К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения, так как некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет. - коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на: а.) франчайзинговые (от англ. franchise -- привилегия) коммерческие сетевые FM станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио». б.) местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). в.) частные медиа-холдинги; Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов самой широкой аудитории, чаще всего совсем невзыскательных. - радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур. 2. Классификация по типам радиовещания При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки. а.) Информационное вещание. При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями, так называемые чаты. б.) Информационно-музыкальное вещание. Здесь соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки. в.) Музыкально-информационное вещание. Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки. г.) Музыкальное вещание. Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное - музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|