реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Системные особенности современного радиовещания

реферат
p align="left">Другая группа развлекательных передач связана с игровыми формами: конкурсами, соревнованиями, викторинами. Подборки занимательных фактов, веселых исторических анекдотов составляют еще одну группу развлекательно-познавательных передач, постоянно существующую в эфире многих станций. Слово «рекреация» происходит от лат. recreatio (букв, «восстановление») и означает «отдых, восстановление сил человека, израсходованных во время работы».

Что касается основы структурной организации информационно-музыкальных радиостанции, то здесь стоит выделить ряд факторов, на которые она опирается:

1. Размеры потенциальной аудитории, то есть количество, социальный и демографический состав населения, на которое ориентирована работа радиостанции;

2. Выбранный тип вещания - многопрофильный, подразумевающий подготовку и выпуск в эфир передач разных направлений: информационных, просветительских, общественно-политических, образовательных, развлекательных, - или локальных, когда четко определен один вид вещания для одной группы слушателей;

3. Объем рекламы и ее место в общем объеме вещания радиостанции;

4. Уровень технической оснащенности радиостанции.

Принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя способами: целесообразность, окупаемость, мобильность. В организационной структуре радиостанции хорошо развиты горизонтальные связи - отделы тесно взаимодействуют друг с другом: например, ведущие эфира могут озвучивать рекламу, программный директор сам пишет тексты для джинглов и рекламных заставок.

На коммерческой информационно-музыкальной радиостанции существует стандартная «иерархическая лестница» коллектива:

- программный директор;

- заместитель программного директора;

- пресс-атташе (менеджер по связям с общественностью);

- директор музыкальных программ;

- заведующий фонотекой радиостанции;

- маркетинг-менеджер;

- менеджер рекламного отдела;

- менеджер отдела продаж;

- звукорежиссер;

- директор службы информации;

- ведущие эфира.

Существует два вида программирования информационно-музыкальных радиостанции:

1. В основе горизонтального программирования лежит принцип всеохватности. Радиостанция, программируя сетку вещания, закрывает все жанрово-тематические ниши, пытаясь удовлетворить потребности всей потенциальной аудитории, живущей в данной местности, не разбивая ее на целевые группы. В рамках этой стратегии сетка вещания ориентирована на аудиторию с разными социальными, демографическими, половозрастными характеристиками.

2. Большинство коммерческих радиостанций постепенно перешло на узкое, или специализированное вещание, что в свою очередь породило стратегию вертикального программирирования. Стратегию вертикального программирования связывают с понятием «формат»

Формат - это концепция радиостанции, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие специфические особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат - это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Если разумно сочетать программные элементы и музыкальные записи, то станция привлечет именно данную возрастную или социальную группу.

Форматные разновидности:

- музыкальные форматы (основной упор делается на музыку);

- разговорные форматы (большинство передач относится к разговорным жанрам);

- новостные форматы (главное новости).

Программирование осуществляется с учетом множества факторов. Ведущая фигура на радиостанции в этом смысле - программный директор. «Программный директор» Радиожурналистика. Шерель А.А - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 367 с. всецело несет ответственность за то, что происходит в эфире: программирование и форматную политику, продвижение своей станции на рынке аудиопродукции. Программный директор разрабатывает сетку вещания, или «колесо вещания», подбирает подходящее время эфира для каждого из ди-джеев, рассчитывает бюджет.

Исходя из того, какой процент аудитории слушает радиостанцию в то или иное время в течение утра, дня, вечера и ночи, определяется «прайм-тайм» Радиожурналистика. Шерель А.А - 2-е изд.стр 374 - самое слушаемое время. В зависимости от типа станции в это время входит наиболее значительное количество выпусков новостей и музыка на этот отрезок времени подбирается особенно тщательно.

Для того чтобы программирование радиостанции было эффективным, в практике форматного радио с дробным построением (то есть быстрый темп вещания) используется «программное колесо» Радио: музыкальное, новостное, общественное... / [под ред. В. А. Сухаревой, А. А. Аллахвердова]. -- М.: Фонд независимого радиовещания, 2001. - 224 с;. Понятие «программное колесо» можно определить как последовательность программных элементов течение одного часа эфира.

Формирование сетки вещания «форматной» станции имеет жесткие ограничения. Обязательное условие для любого материала - их тематическое, адресное и временное соответствие формату. Жанрово-тематические особенности передач «закладывают» в процессе разработки конкретного формата.

В отличие от формата для выражения всего многообразия общественной жизни, наиболее важных, актуальных, значительных фактов, событий, явлений действительности в эфире звучат различные типы информационных программ:

- информационные. Представляют собой структурное единство, различные блоки, имеющие монтажное соподчинение;

- информационно-аналитические. Программы подводят, как правило, итоги вещательного отрезка;

- информационно-музыкальные. Программы представляют собой небольшие по объему, но часто звучащие информационные выпуски в структуре музыкального потока.

- информационно-развлекательные;

- информационно-рекламные. Используют рекламу в самых актуальных передачах радиоэфира - информационных.

Информационные программы обладают рядом типологических признаков:

- постоянное место в эфире в вещательной сетке;

- постоянный объем звучания;

- фирменное оформление (постоянные рубрики);

- присутствие ведущего;

- жанровое разнообразие;

- анонс выпуска, краткое изложение наиболее важных тем.

То, что касается программирования музыки, то она на современном радио подбирается по двум принципам: или на основе выбранного музыкального направления, или произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира». На радиостанциях с горизонтальным программированием можно услышать музыку всех стилей: классическую, поп, рок, джаз. Значительно более строго и жестко обстоит дело с отбором музыкальных произведений на специализированных информационно-музыкальных станциях и поэтому прежде чем композиция выходит в эфир, она проходит отбор. В первую очередь определяется ее принадлежность к тому или иному направлению. Если программный директор решит, что музыкальная композиция подходит формату станции, она проходит сортировку и тестирование. Тестирование проводится по следующим параметрам: учитывается темп музыки, ритм, пол исполнителя, язык песни. Ротация Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 186с, или частота звучания песни в эфире, обычно соотносится с ее популярностью и положением в общенациональном или местном хит-параде продаж.

В условиях рынка обострилась конкурентная борьба за частоты и качество звучания, а, следовательно, проблема технического оснащения станций, а также борьба за рекламу - важнейший источник существования радиостанций. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и амери-канские предприниматели. Однако доля их участия в общенацио-нальном масштабе оказалась невелика и здесь дала знать конкуренция.

Конкуренция заставляет станции искать свои индивидуальные черты, свой неповторимый эфирный образ, который может привлечь внимание пусть небольшой, но постоянной части аудитории. И те станции, ко-торые сумели найти собственный стиль вещания, пользуются неизменной популярностью у слушателей. Найти, завоевать, а затем удержать своего слушателя - такова программная политика станций. И государственные, и коммерческие станции пристально следят за движением аудитории, за рейтингом. И если есть отрицательная динамика, немедленно принимаются меры: вводятся новые програм-мы, приглашаются известные исполнители и ведущие, меняется журналистский корпус, расширяется развлекательная и игровая зона вещания.

1.2 Типологическая характеристика современного радиовещания

Важная черта развития СМИ на рубеже XXI века - образование мощных вещательных корпораций:

1. Русская Медиа-группа (Русское радио, DFM…);

2. Европейская Медиа-группа (Европа плюс, Радио 7, Максимум, Ретро FM…);

3. Вещательная корпорация проф-медиа (Авторадио, Energy, Юмор FM…).

Деление на виды радиовещания обычно производилось по одному или нескольким признакам, чаще всего по формату вещания. Например, попытку классифицировать радиостанции можно найти в работе В. Сухаревой. За основу она берет четыре признака: аудитория, программная политика, принцип формирования сетки вещательного дня и манера ведения эфира. В учебном пособии "Система средств массовой информации" под редакцией Я.Н. Засурского также содержится попытка классифицировать современное российское радиовещание. Существует следующая схема деления радиостанций:

1. По форме собственности:

- государственное радиовещание, включающее центральные общероссийские каналы и муниципальные радиостанции;

К государственному радио относятся радиостанции, которые содержатся на средства всего общества. В их основную задачу в условиях рыночной экономики в идеале входит удовлетворение нужд всего общества, которые по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены частными аудиовизуальными средствами массовой информации.

- радиостанции, принадлежащие некоммерческим и прочим организациям;

К этому типу радиовещания относятся радиостанции, которые финансируются частично государством, частично спонсорами (владельцами), частично за счет рекламы. В их задачу не входит коммерческая деятельность как таковая. Они изначально являются нерентабельными с финансовой точки зрения, так как некоммерческое радио является инструментом влияния на наши взгляды и на наше мнение. При этом оно практически не обращает внимания на то, слушают его или нет, т.е. на свой рейтинг и тот факт, интересны его программы для самой широкой публики или нет.

- коммерческие и частные радиостанции, которые, в свою очередь, делятся на:

а.) франчайзинговые (от англ. franchise -- привилегия) коммерческие сетевые FM станции - ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио».

б.) местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более).

в.) частные медиа-холдинги;

Частное коммерческое радиовещание имеет своей целью исключительно зарабатывание денег, поэтому все программы этих аудиовизуальных средств массовой информации направлены на удовлетворение вкусов самой широкой аудитории, чаще всего совсем невзыскательных.

- радиостанции со смешанным типом собственности, акционерные общества с участием государственных структур.

2. Классификация по типам радиовещания

При классификации по типу радиовещания за основу берется соотношение в эфире информации и музыки.

а.) Информационное вещание.

При информационном типе вещания музыки в эфире практически не бывает. Обычно - это «закольцованные» выпуски новостей с постоянным обновлением информации по мере поступления и рекламными вставками. Иногда на некоторых радиостанциях к выпускам новостей добавляются и короткие ток-шоу. В их эфире обсуждаются различные проблемы общего характера, проводятся интерактивные опросы, звучат телефонные разговоры с радиослушателями, так называемые чаты.

б.) Информационно-музыкальное вещание.

Здесь соотношение информации и музыки где-то 60 - 70% к 30 - 40%, т.е. 60 - 70% информации, 30 - 40% музыки.

в.) Музыкально-информационное вещание.

Здесь соотношение информации и музыки меняется на противоположное: 30 - 40% информации и 60 - 70% музыки.

г.) Музыкальное вещание.

Количество информации, включая короткие рубрики и выпуски новостей, не превышает 10-20% эфирного времени. Остальное - музыка! Под этот тип вещания можно подвести подавляющее большинство музыкальных коммерческих радиостанций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.