реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Системные особенности современного радиовещания

реферат

Системные особенности современного радиовещания

Федеральное агентство по образованию

Новосибирский государственный университет экономики и управления

Кафедра социальных коммуникаций и социологии управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Отечественная журналистика»

на тему: Системные особенности современного радиовещания

Исполнитель: Лаптев А.В

студент группы СОП-72

Руководитель работы:

Лебедева И.С

Новосибирск

2008

Содержание

Введение

Глава 1. Системные и типологические характеристики российского радиовещания

1.1 Радиовещание как система. Системные характеристики российского радиовещания

1.2 Типологическая характеристика современного радиовещания

1.3 Технологические и экономические основы радиовещания

Глава 2. Типологический анализ системы радиовещания

2.1 Типологический анализ радиовещания в условиях современных рыночных отношений

2.2 Типологический анализ структуры современного радиовещания

2.3 Типологический анализ радиостанций по типу вещания в Сети

Глава 3. Состояние и перспективы развития радиовещания в России в начале XXI век

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

На рубеже XXI в сложилась стройная и эффективная структура Российского радиовещания, которая проявилась в возникновении нового для нашей страны коммерческого радио, конкурентной борьбы за слушателя и формирования радиорынка.

Процессы трансформации радиовещания были обусловлены новой направленностью деятельности радиостанций - удовлетворение потребностей аудитории, соответствие ее интересам. На смену «универсальному», «массовому» вещанию приходит специализация на определенном сегменте аудитории, которая в свою очередь становится фактором, способствующим возникновению типологического разнообразия радиостанций.

Немаловажную роль в формировании новой системы радиовещания в России сыграл опыт зарубежных коллег. Первыми коммерческими радиостанциями, осваивающими просторы российского FM-диапазона, были европейские музыкальные станции. Они привнесли такие понятия и термины, как «формат», «плей-лист», «имидж», «ди-джей». Коммерческие радиостанции вынуждены заботиться о собственной индивидуальности, о своей узнаваемости в эфире, неповторимости своего облика, что неизбежно приводит к разнообразию радиостанций.

В радиоэфире также появляются новые тематические программы, открытые дискуссии на самые актуальные темы, вырабатываются подходы к освещению острых проблем и событий. Этот процесс приводит к тематическому разнообразию вещания, расширению жанровой палитры, освоению разнообразных способов формирования новостных и информационных передач. Дальнейшее развитие этого процесса привело к специализации радиостанций на том или ином виде информации, на тематике, виде вещания.

Современные информационные технологии значительно изменили радиовещание. Освоение цифровой записи и компьютерного монтажа, возможностей Интернета и сотовой связи, новых способов передачи и получения радиосигнала через спутники позволило радио с одной стороны сохранить пальму первенства в массовости и оперативности сообщения информации, с другой - существенно расширить творческий диапазон радиожурналистики, так как существенно выросло качество передачи звука, вещание стало стереофоническим. Возникли сетевые радиостанции, а значит, существенно изменились такие показатели, как объем аудитории и территория вещания.

Все эти и многие другие факторы сформировали на сегодняшний день новую систему радиовещания, в основе которой лежит типологическое разнообразие радиостанций.

Процесс формирования новых типов радиостанций, происходящий в нашей стране на протяжении более десятка лет, ни раз становился объектом исследования в отечественной и зарубежной науке. Предпринимались и попытки создания классификаторов для современного радиовещания. Но пока нет исследований современного радиовещания и его классификации с позиций системы типологических признаков, призванных не только описать тот или иной тип радиостанции, но и определить его место в общей системе радиовещания. Таким образом, необходимость осмысления и описания сложившейся системы радиовещания с точки зрения системы типологических признаков, отсутствие разработанной классификации, определяющей место каждого типа радиостанций в общей системе радиовещания, определило актуальность темы для исследования.

Цель исследования -- провести комплексное исследование радиовещания в типологическом аспекте, его структуры и организации, рассмотреть возможные направления развития типологии радио.

Исходя из поставленной цели сформулируем следующие задачи:

1. Исследовать сложившуюся систему радиовещания и ее компоненты;

2. Определить и обосновать типологические признаки радиовещания;

3. Систематизировать представления о видах и типах радиостанций классифицировав их по выделенным типологическим признакам;

4. Исследовать типологическую структуру радиовещания, сложившуюся на современном этапе развития;

5. Исследовать структуру, а также формальные и содержательные особенности городского радиовещания;

6. Определить технологические и экономические основы радиовещания.

Объект исследования - система радиовещания в России на современном этапе.

Предмет исследования - типологические особенности российских радиостанций.

Глава 1. Системные и типологические характеристики российского радиовещания

1.1 Радиовещание как система. Системные характеристики российского радиовещания

Система радиовещания является подсистемой системы СМИ, но в, то, же время самостоятельна как собственно система, она обладает теми, же признаками и качествами, что и система СМИ. Большое же влияние на положение радио в системе СМИ оказывает взаимодействие центрального и регионального вещания. Они должны не подменять друг друга, а дополнять. Радио, как и все местные СМИ, участвует в создании единого информационного пространства страны. В последние годы местные СМИ начинают все более мыслить общенациональными категориями.

Радиовещание - полифункциональное, так как оно осуществляет разные функции. Поэтому сгруппируем его многочисленные функции следующим образом:

1. Информационные (собственно информационная функция, рекламная);

Все средства массовой информации получили свое название потому, что первым и главным их качеством - была способность удовлетворить информационные потребности личности, общества и государства. Радио распространяет информацию полнее, быстрее, достовернее и эмоциональнее других СМИ.

а.) собственно информационная функция.

Попадая в контекст радиопрограммы, любая передача обретает дополнительную информационную окраску благодаря взаимосвязи с другими элементами программы и событиями дня. Регулярное получение социальной информации стало для человека необходимым условием полноценного участия его в современной жизни. Спрос на определенную информацию диктуется, прежде всего, общей политической ситуацией в стране. Активизируется процесс потребления информации, ее использования и переработки. И здесь специфические возможности радио оказываются незаменимыми: оперативность, вплоть до синхронного освещения события; доступность с точки зрения и технической, и смысловой (информационные выпуски это передачи «для всех»); благоприятный режим потребления - возможность сочетать прослушивание с другими занятиями (на чем основаны, например, получившие развитие передачи для автомобилистов); возможность передавать звуковую картину событий.

б.) Рекламная функция радио.

Близка к собственно информационной, но содержит в себе столько специфических особенностей, что ее справедливо выделяют как самостоятельную. Реклама нужна: она помогает ориентироваться слушателю в быстро меняющемся сложном мире товаров, услуг, идей, ценностей, дает возможность полезного выбора, принятия разумных решений. Реклама, особенно в нынешнем ее объеме и виде, и представляется явлением принципиально новым. Средства, полученные от рекламы, помогают функционированию вещательных редакций (станций, программ, рубрик). Для многих негосударственных станций она является главным источником дохода.

2. Обеспечивающие социальное управление обществом;

Радио, обладающее уникальными возможностями воздействия на население страны, вполне естественно используется весьма активно как инструмент социального управления обществом.

а.) Интегративная (консолидирующая, объединяющая) функция.

Уже сам факт регулярного и одновременного прослушивания программы разными людьми свидетельствует об их определенной общности, но вещатель должен сознательно работать на ее укрепление. Интегративная функция радио решается всеми разделами вещания (публицистика, искусство, спорт, развлечения). Она как бы накладывается на другие функции, частично совпадая с информационной, культурно-просветительской, организаторской, образовательной и другими функциями.

б.) Функция выражения и формирования общественного мнения.

Ее роль определена возрастанием значения общественного мнения в жизни общества и самой природой вещания, органически связанной с этим феноменом. Известно, что общественное мнение формируется тогда, когда общество хорошо информировано. Необходимо обеспечивать общество достаточным объемом информации, доступной и понятной массовому сознанию, представлять набор фактов, аргументов и контраргументов.

в.) Функция общения.

Возможность радиовещания осуществлять социальное речевое опосредованное общение всегда высоко оценивалась слушателями. Постоянная рубрика «Концерты по заявкам» (музыка плюс общение в эфире знакомых, близких людей), к которой становятся сопричастными, сопереживающими сотни тысяч радиослушателей, способствует реализации функции общения. Для современного радиовещания в его функции общения характерны две взаимосвязанные черты: усиление личностного начала и прямой эфир. Известна и такая форма общения, как обмен мнениями, информацией, впечатлениями различных групп, разделенных огромными расстояниями.

г.) Воспитательная функция радио реализуется при осуществлении ряда других;

Воспитательную нагрузку в той или иной мере несут многие передачи, программы, рубрики. В течение многих лет радио вносило свой вклад в воспитание личности, отвечающей потребностям определенного государственного строя, системе власти и идеологии. Существовала система ценностей, которая лежала в основе процесса воспитания. Одним из самых важных направлений воспитания стало правовое (среди многих передач, затрагивающих вопросы воспитания, можно назвать «Человек и закон»).

д.) Агитационно-пропагандистская и организаторская функции.

О них правомерно говорить, когда перед радиовещанием встают частные конкретные задачи политического, хозяйственного или культурного характера. Например, данные функции реализуются при обращении по радио к населению с призывом прийти к определенному пункту, чтобы выступить в защиту органов власти или конкретных объектов;

3. Культурно-просветительские.

а.) Эстетическая функция.

Можно выделить три аспекта ее существования в современном массовом вещании.

1. Прежде всего, это эстетика лучших образцов радиожурналистики. К ней относятся яркая образная речь, психологическая острота диалогов, выражающих различные точки зрения.

2. Радио с момента своего рождения транслирует в эфире произведения разных видов искусств: музыки, театра, литературы. В практике вещания накоплен уникальный опыт аудиоадаптации художественных произведений разных жанров, видов и форм, позволяющей с тонкими подробностями доносить до слушателя идеи и художественные особенности первоисточника.

3. Свои оригинальные образцы аудиокультуры радио вырабатывало в течение многих десятилетий и достигло в этом больших успехов.

Таким образом, радио в многолетней и многообразной практике своего существования доказало, что оно не просто ретранслятор различных видов творчества, но самостоятельная и равноправная с другими область культуры.

б.) Функция просвещения

Была особенно важна для страны с огромной территорией, слабыми коммуникациями и первоначально низким образовательным уровнем населения

в.) Функция развлечения (рекреативная функция). Сегодня многие коммерческие станции привлекают слушателей именно развлекательными программами. Развлекательным целям более всего отвечают музыкальные подборки, не требующие от слушателя ни сосредоточенного внимания, ни глубокого сопереживания. Обычно это фоновая музыка, создающая определенное настроение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.