реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Производство информационных продуктов и услуг

реферат
p align="left">В бюллетенях СИ было решено отражать все без исключения статьи, указанные в оглавлениях журналов, то есть использовать формальный признак. Такое решение диктовалось намерением устранить субъективизм, неизбежно проявляемый научными редакторами при отборе публикаций для отражения в Реферативном журнале. Субъективизм обычно выражается в суждениях типа «не представляет интереса», «уже отражалось ранее» и т. п. Бюллетени СИ должны были фиксировать и доводить до сведения пользователей информацию о всех публикациях в мировой научной литературе, значительная часть которой при ином подходе была бы потеряна навсегда.

Уже в 1977 г. было выпущено 104 серии бюллетеней СИ, в которых приводились библиографические описания научных документов. Все бюллетени были обеспечены средствами для быстрого заказа и получения копий первоисточников, в том числе на микрофишах. Однако из-за непродуманных действий администрации ВИНИТИ бюллетени СИ стали готовиться в качестве побочного продукта Реферативного журнала: выходили после него и охватывали менее широкий круг первоисточников. Такого рода бюллетени не имели преимуществ перед журналом (кроме цены) и были его библиографическим вариантом. Интерес потребителей к бюллетеням СИ упал, и с 1980 г. их выпуск (кроме 13 серий по физике) прекратился.

Информационные издания в целом предназначены для оказания помощи ученым и специалистам в слежении за содержанием мировой научной литературы, количество которой непрерывно возрастает. Все опубликованные материалы обязательно проходят научную экспертизу (путем их рецензирования и рассмотрения редколлегиями или научными редакторами) и потому удовлетворяют требованиям, которые предъявляются современной наукой к материалам, пропускаемым в формальные каналы научной коммуникации. Из этого следует, что мнение о «ненаучности» опубликованной статьи или книги, как правило, не может быть достаточным основанием для отказа от отражения ее в виде реферата, аннотации или библиографического описания в информационных изданиях. При этом следует помнить, что если какая-нибудь публикация не будет отражена в Реферативном журнале или другом информационном издании, то при нынешних потоках научной литературы она будет практически безвозвратно потеряна для будущих поколений читателей.

Безусловно, ведущую роль среди информационных изданий играют реферативные журналы (РЖ). Они являются средством информирования и навигации в море выходящих публикаций по различным областям науки и техники. Специалисты ценят в РЖ полноту охвата журнальной литературы, адекватность предметных указателей, исчерпывающий характер рефератов, наличие подробностей в рефератах, высокое качество полиграфического исполнения, возможность получать копии первоисточников, быстроту отражения литературы, охват нежурнальных публикаций. РЖ -- издания периодические, структурированные, вплоть до строго установленного количества публикуемых документов, оснащенные авторскими, предметными, патентными и специальными указателями. Знания в РЖ представлены не хаотично, а системно, в соответствии с рубрикацией. Это позволяет эффективно вести информационный поиск, оперативно получать релевантную информацию, продуцировать новые знания.

Основной формой отражения любого документа в РЖ является реферат. В международном стандарте ISO 214-1976 Documentation -- Abstracts for Publications and Documentation термин «реферат» (abstract) определяется как текст, который точно, но в сокращенном виде представляет содержание какого-либо документа без дополнительной его интерпретации или критических замечаний и без указания того, кем был подготовлен этот текст. Реферат сопровождается библиографическим описанием документа. Обычно реферат подготавливается специалистом, не являющимся автором исходного документа. Реферат не предназначается для замены исходного документа: он должен лишь привлечь внимание ученого или специалиста, сообщить о появлении данного документа в мировой научной литературе и кратко описать его тематику. По этому сообщению ученый или специалист должен определить, интересует ли его данный документ и нужно ли прочитать его.

Из сказанного следует, что реферативный журнал, как и бюллетень сигнальной информации, не выполняет в полной мере своей информационной функции, поскольку читатели такого журнала не имеют возможности быстро получить доступ к самим текстам заинтересовавших их документов. Существуют разные мнения относительно будущего этой формы информирования, но, по-видимому, в ближайшие 10-15 лет их не смогут заменить ни полнотекстовые базы данных, ни доступ к первоисточникам с использованием Интернета.

При подготовке любого реферативного журнала решаются, по крайней мере, три важные задачи:

-- Все документы по определенной отрасли или проблеме, которые рассеяны в мировой научной литературе и написаны на разных языках, собираются в один массив. Это особенно касается журнальных статей.

-- Каждый документ представляется в виде короткого текста -- реферата, в котором отражается центральная тема или предмет этого документа.

-- Все рефераты даются на одном языке, хотя документы написаны на разных языках.

Таким образом, пользователь (читатель) реферативного журнала получает возможность быстро просматривать рефераты и правильно определять релевантность документов-источников.

За рубежом реферативные журналы издаются государственными научно-исследовательскими институтами, информационными центрами и национальными библиотеками. Так, например, в США их выпускают органы научно-технической информации всех категорий. Всего там выходит 330 реферативных журналов и библиографических указателей по науке и технике (из 670 в мире) и около 4 тыс. баз данных по всем отраслям (из 8 тыс. в мире). Все американские органы НТИ, выпускающие крупные реферативные и библиографические журналы, объединены в Национальную федерацию федеративных и информационных служб -- National Federation of Abstracting and Information Services (NFAIS).

Однако при существующем уровне и темпах развития вычислительной техники и информационных технологий реферативные журналы как традиционная форма подачи информации уже не являются средством оперативного оповещения и малоэффективны для ретроспективного поиска. Решение этих проблем возможно путем развития функций библиографических и реферативных баз данных, а также электронных форм реферативного журнала как наиболее привычной для пользователей формы представления материала, но с новыми информационными и сервисными возможностями.

Новые информационные технологии позволяют работать с полными текстами документов независимо от их объема и оформления, что ставит вопрос о целесообразности сохранения реферативных служб. Однако практика показывает, что реферативные службы выполняют ряд функций, которые не готовы взять на себя никакие другие участники процесса коммуникации научно-технической информации, в частности слежение за научными разработками в конкретной и смежных областях знаний, косвенная оценка качества публикаций. Следует отметить, что вновь созданные в России службы, например «Консультант-Плюс» (правовая информация), также используют трехуровневую структуру предоставления информации, то есть данные об источнике -- краткая информация (реферат или аннотация) -- полный документ.

За последние годы в нашей стране замедлилась работа по генерации крупных отечественных баз данных библиографического и реферативного типа, что было вызвано экономическими трудностями и высокой стоимостью этого процесса (на Западе генерация крупных баз данных подобного типа, как правило, поддерживается государством). Эта функция сохранилась лишь у нескольких наиболее крупных организаций с государственной поддержкой: ВИНИТИ (точные, естественные и технические науки, с 1997 г. -- медицина), ИНИОН (общественные науки), ВНТИЦентр и ВИМИ (отчеты о НИР и диссертации), ФИПС (патентная информация), ВНИИКИ (стандарты). Именно эти структуры обеспечивают российского потребителя почти 90% «оригинальной» информации. Подготовка информационных продуктов (изданий и баз данных) осуществляется в значительной степени при поддержке государства. Попытки коммерческих структур в России генерировать крупные базы данных не увенчались успехом.

Важным дополнением к РЖ служит бюллетень расширенных рефератов (сокращенных переводов) типа экспресс-информации (ЭИ). Издаваемая ВИНИТИ экспресс-информация выходит еженедельно сериями по отраслям науки и предметам, причем каждая серия содержит около 300 рефератов в год (в среднем по шесть в выпуске).

За последние годы под воздействием новых информационных технологий, особенно Интернета, а также с увеличением количества электронных изданий научная литература сильно изменилась на физическом уровне. Однако, какую бы форму ни получали научные публикации, для ученого-исследователя и специалиста неизменной остается потребность следить за научной литературой, знакомиться с содержанием конкретных публикаций и читать их. Только теперь это становится все труднее, так как полная открытость сети Интернет для публикования любых сообщений ведет к предметно-тематическому рассеянию публикаций в мировой научной литературе. В связи с этим возрастает роль информационных изданий, собирающих и представляющих в одном месте все доступные публикации по той или иной отрасли, предмету или проблеме в виде рефератов или библиографических описаний на одном языке.

Здесь мало помогает то, что все большее число первичных изданий выходит также в виде полнотекстовых электронных версий, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке. Вообще новая информационная технология, если говорить о первичных научных изданиях, помогает в основном при редакционно-издательской подготовке публикаций, при их хранении, беглом просмотре и беглой доставке публикаций потребителям. Но эта технология пока недостаточно эффективна для интеллектуальной переработки публикаций -- их реферирования, индексирования, перевода на тот или иной язык, а также для проведения более точного поиска информации.

3.Рынок информационных продуктов и услуг: структура и характерные особенности

Одновременно с формированием информационного сектора экономики идет процесс создания информационного рынка, регулирующего обмен информационными продуктами и услугами, (в частности, право на использование информации).

Существуют разные подходы к определению понятия «информационный рынок». Под категорией «информационный рынок» может пониматься как сфера товарного обращения, где формируется спрос, предложение и цена на товары, так и место, где происходит торговля. Информационный рынок является частью рынка, где предметом обмена является специфический товар -- информация, точнее, информационные продукты и услуги.

Наиболее полно содержательную сторону термина «информационный рынок» отражает следующее определение: информационный рынок есть система экономических, правовых и социально-психологических отношений, складывающихся в условиях многообразия форм собственности и конкуренции при обмене информационными продуктами и услугами между создателем (либо продавцом) и потребителем в процессе удовлетворения информационных потребностей.

Применительно к научной и технической информации рыночные отношения в классическом понимании имеют значительные ограничения. Эти ограничения обусловлены тем, что основным принципом рынка является прямое увеличение прибылей от реализации продуктов и услуг. Однако особенность информационного рынка научной и технической информации состоит в том, что:

-- значительная часть информации (в форме информационных продуктов и услуг) направлена на обеспечение информированности обще-

ства в целом, информационного обеспечения научных исследований и разработок, поддержание процессов подготовки специалистов и т. п., а не на получение прямых доходов и прибылей. В связи с этим возникает первое противоречие между социальной функцией информации и ее недоступностью вследствие каких-либо причин, в частности установления высоких цен, отсутствия каналов связи и пр.;

-- информация может быть востребована как в настоящий момент, так и спустя длительное время. В связи с этим появляется задача сохранения информации, которую решают библиотеки, архивные службы и т. п. Возникает второе противоречие, вызванное необходимостью оперативного информирования общества о новых достижениях и сохранения информации как национального информационного ресурса, обеспечивающего потенциал страны;

-- информация по своей сути интернациональна, для нее не существует государственных границ. Закрепление информации в форме продукта на том или ином носителе не означает, что собственно информация не может быть передана в ходе беседы, дискуссии, сообщения на конференции. Развитие телекоммуникации (сеть Интернет) делает процесс передачи информации прозрачным. Таким образом, тредье противоречие заключается в открытости информации как таковой и стремлении отдельных структур (на уровне государства, фирмы, творческого коллектива) или личности не делать достоянием общественности ту или иную часть информации по тем или иным причинам.

Исходя из этого, рынок информационных продуктов и услуг не может ориентироваться исключительно на коммерческие принципы, не может быть замкнут в рамках официальных границ того или иного государства, то есть информационный рынок характеризуется максимальной степенью открытости, обусловленной телекоммуникацией, особенно использование ресурсов Интернета. Расширение связей между национальными индустриями информации, их взаимодействие и взаимодополняемость определяют объективность существования мирового информационного рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.