реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Производство информационных продуктов и услуг

реферат
p align="left">В системе информационного обслуживания выполнение услуги означает положительный результат деятельности, невыполнение (отказ) -- отрицательный. Причинами последнего могут быть ресурсные, технологические, технические, лингвистические и кадровые проблемы.

Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму потребительной стоимости или блага.

Предметом труда (сырьем) в этом своеобразном производстве служит неупорядоченная информация, а средством труда -- система научных и других знаний. Субъективным фактором труда здесь является человек, его рабочим органом -- не рука, а мозг, а рабочим инструментом -- соответствующим образом подготовленный интеллект. Труд этого работника -- умственный, интеллектуально сложный. Вместе с тем он является своеобразным видом (может быть, модификацией) индустриального труда.

Применение ЭВМ придает производству информационного продукта индустриальный характер: этот процесс базируется на принципах машинного производства -- кооперации, разделении труда и системе машин. Однако место промышленного рабочего в нем занимают разработчик программ, программист, то есть элементы системы производства особого продукта -- информационного. Таким образом, информационный продукт есть результат высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда совокупного работника индустриального типа.

Новая научная информация как знание получается и используется в процессе интеллектуального труда, который неотделим от познания и сопровождает труд в любой сфере общественного производства, выступает результатом труда ученых, работающих в различных областях фундаментальных и прикладных наук (точных, естественных, технических, общественных и гуманитарных), труда конструкторов, инженеров, бизнесменов и менеджеров различных областей общественного производства, а шире -- всех специалистов. Эта информация получает воплощение в форме различных документов, которые становятся источниками информации.

Источники информации могут быть публикуемыми, то есть предназначаться для широкого распространения (разовые и сериальные издания, статистические и патентные документы, научно-техническое кино-и видеофильмы и т. п.), и непубликуемыми (отчеты о НИОКР и диссертации, препринты, неопубликованные деловые документы, материалы научно-технических мероприятий и конференций, переводы и т. п.). Их подготовка является одним из важнейших видов информационных услуг и до настоящего времени осуществлялась в основном в печатной форме (на бумаге) издательствами и полиграфической промышленностью. В последние годы все большее место занимают источники информации в электронной машиночитаемой форме, которые готовятся непосредственно в рамках информационной деятельности как неспециализированными организациями, так и соответствующими отделениями издательств. Источники информации могут приобретаться непосредственно потребителями, а также собираться и храниться в библиотеках и архивах, где в соответствии с определенными правилами обеспечиваются их библиографический учет и выдача потребителям по запросам на основе формальных и содержательных признаков (автор, заглавие, тематика и т. п.). Сложность работы по описанию источников информации в библиотеках и архивах требует наличия там особых подразделений или информационных служб, специализирующихся на выполнении этой операции и снабжении библиотек и архивов ее результатами как услуги в виде каталогов в традиционной или электронной формах.

Продукты информационного производства можно разделить на две группы по их предназначению в расширенном воспроизводстве. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка.

Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и др.

За последние десятилетия быстрыми темпами развиваются электронные издания, ставшие важнейшим источником информации во всех областях науки и техники. Многие научные журналы выпускаются как в печатной форме, так и в электронной, а некоторые -- исключительно в электронной. По данным авторитетного международного справочника (2000 г.), в мире издается более 10 тыс. наименований журналов в электронной форме, из них более 6,5 тыс. -- одновременно в печатной и электронной формах, а свыше 3,5 тыс. на CD-ROM.

Как прогнозируется в докладе германской фирмы, прочитанном в Московском государственном университете печати, в XXI в. электронные формы будут активно развиваться, хотя и не вытеснят печатные. Особенно заметным этот процесс будет в сфере деловой и справочной информации.

Более быстрыми темпами начнет развиваться сфера предоставления информационных услуг в телекоммуникационном режиме, что потребует переориентации системы коммуникации на использование компьютерных сетей. Это в полной мере относится как к электронным изданиям, так и к базам данных, включая мультимедийные информационные продукты и услуги. Проблемы работы с электронными изданиями в библиотеках и возможные пути их решения рассматривались на международной конференции в Московском государственном университете культуры в 1999 году.

Сейчас мир стоит перед проблемой создания электронных библиотек и простых, доступных любому потребителю технологий работы с электронными изданиями. Процесс интеграции электронных форм с традиционными идет полным ходом. Участники процесса коммуникации электронных изданий -- издатели, подписные агентства, службы вторичной информации -- берут на себя функции библиотек, используя при этом различные схемы агрегации информации или доступа к ней. Успешной работе в этом направлении способствует то, что электронные издания в ряде случаев стоят дешевле, чем печатные: цена электронной версии составляет примерно 90% стоимости печатной, если же покупаются обе версии, то их общая стоимость составляет 110--130% стоимости одной печатной версии. На мировом книжном рынке наблюдается постоянный рост цен на печатные издания, что ведет к сокращению подписки на них. Электронные публикации представляют собой один из путей выхода из сложившейся ситуации.

2.Информационные издания (вторичные издания)

К основным видам типовьгх информационных услуг и продуктов российского информационного рынка относятся:

-- информация на машиночитаемых носителях (базах данных);

-- информационные издания;

-- избирательное распространение и ретроспективный поиск информации;

-- предоставление доступа к базам данных в диалоговом режиме;

-- копии первоисточников на различных носителях. Информационными являются такие издания, которые содержат

систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления, и выпускаются органами информации, библиотеками, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность.

Существуют следующие виды информационных изданий (вторичных изданий):

-- бюллетени сигнальной информации (СИ), в которых в систематизированном виде содержатся библиографические данные о новейших журнальных и других публикациях по определенной отрасли, проблеме или предмету;

-- реферативные журналы (РЖ), в которых в систематизированном виде представлены рефераты и аннотации журнальных и других публикаций и непубликуемых документов по определенной отрасли, проблеме или предмету;

-- экспресс-информация, выходящая сериями и включающая развернутые рефераты наиболее важных работ (отечественных и зарубежных) по закрепленной заданной серией тематике;

-- продолжающиеся обзорно-аналитические издания по избранным отраслям, предметам и проблемам (например, «Итоги науки и техники» ВИНИТИ), в которых дается общий обзор важнейших достижений на основе публикаций и непубликуемых документов за год или несколько лет;

-- библиографические издания, к которым относят библиографические указатели, библиографические списки, библиографические обзоры и указатели библиографических пособий.

В научно-информационной практике большое значение имеют указатели цитирования литературы, которые состоят из двух частей: перечня первичных документов с указанием работ, авторы которых ссылаются на эти документы, а также перечня работ, на которые ссылаются первичные документы. Широко известен, например, «Указатель научных ссылок» (Science Citation Index), выпускаемый Институтом научной информации в Филадельфии (США). Первая его часть, указатель ссылок, позволяет определить, кто цитирует конкретную работу того или иного автора, вторая, указатель источников, информирует о названии работы, соавторах и адресах авторов, третья, вспомогательная, часть дает возможность найти авторов, в названиях работ которых имеется искомое ключевое слово. По таким ссылкам можно легко найти родственные по тематике статьи и другие публикации, а по частоте цитирования -- оценить их относительную значимость. В настоящее время эти указатели охватывают около 6,5 тыс. научных журналов, в которых ежегодно публикуется до 900 тыс. статей. Все содержащиеся в этих статьях библиографические ссылки на другие публикации (а таких ссылок насчитывается до 15 млн за год), отражаются в этих указателях. Сегодня указатели цитирования в научной литературе выходят ежемесячно как в печатной форме, так и на компакт-дисках. Они используются для информационного поиска, оценки значимости журнальных статей, построения сетей цитирования, выявления точек роста в науке, для решения других наукометрических задач.

Сигнальной информацией (СИ) называются сведения о всех статьях, публикуемых в научных журналах по какой-либо отрасли, группе отраслей или по всем отраслям науки, техники, народного хозяйства. Эти сведения должны за 30-40 дней со времени их опубликования доводиться до потребителей, с тем чтобы потребители могли быстро заказать и быстро получить копии заинтересовавших их конкретных статей. В некоторых изданиях сигнальной информации отражаются не только журнальные статьи, но и другие виды научной литературы.

Известны следующие формы распространения сигнальной информации:

-- бюллетени и указатели, в которых приводятся оглавления определенных журналов (обычно с переводом на базовый язык заглавий статей, опубликованных на иностранных языках);

-- бюллетени и указатели, в которых приводятся библиографические описания отражаемых публикаций, располагаемые в соответствии с определенной рубрикацией;

-- службы избирательного распространения информации о документах, которые тем или иным путем регулярно оповещают каждого потребителя-абонента о новых публикациях по интересующему его предмету.

Бюллетени сигнальной информации издаются на бумаге или в электронной форме -- на дискетах и компакт-дисках, а также доступны для просмотра в режиме интерактивного теледоступа. В них приводятся оглавления важнейших научных журналов.

В библиотечной практике уже давно применяется такой вид текущего информационного обслуживания, как избирательное распространение информации (ИРИ), преимущественно в форме бюллетеней новых поступлений для читателей библиотеки. Но широко распространяться он начал лишь в конце 1950-х годов, когда в США стал выходить бюллетень Current Contents по биологическим наукам, позднее получивший известность и высокую оценку в мире. В настоящее время этот бюллетень издается в печатной и электронной формах по семи разделам науки и техники, в нем оперативно воспроизводятся оглавления около 6,5 тыс. научных журналов.

Подобно бюллетеню Current Contents в разных странах были созданы мощные службы распространения электронной информации о содержании научных журналов, в том числе по электронной почте. В Соединенных Штатах службами такого типа являются UnCover (создана фирмой CARL в 1988 г., охватывает около 17 тыс. журналов) и CASIAS (создана агентством по подписке на журналы EBSCO в 1993 г., охватывает около 14 тыс. журналов).

ВИНИТИ начал издавать бюллетени сигнальной информации в 1967 г. (5 серий). Предусматривалась подготовка и выпуск триады информационных изданий, состоящей из бюллетеней СИ, Реферативного журнала и обзоров «Итоги науки и техники». Эти информационные издания отличались друг от друга по полноте охвата мировой научной литературы, степени интеллектуальной обработки и «сжатия» исходных публикаций, а также по срокам подготовки выпуска. Бюллетени СИ должны были быстро (за месяц-полтора) доводить до потребителей информацию о всех опубликованных в мире документах по точным, естественным и химическим наукам, Реферативный журнал -- раскрывать содержание наиболее значимых, по мнению его научных редакторов, опубликованных документов (выходил с задержкой на 3--4 месяца), а в «Итогах науки и техники» должны были публиковаться аналитические обзоры месяца. Кроме того, в последнем намечалось давать аналитические обзоры наиболее важных научных достижений, но через полтора-два года со времени их опубликования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.