p align="left">В системе информационного обслуживания выполнение услуги означает положительный результат деятельности, невыполнение (отказ) -- отрицательный. Причинами последнего могут быть ресурсные, технологические, технические, лингвистические и кадровые проблемы. Производство информационных услуг есть процесс упорядочения и переработки информации, в результате которого она приобретает форму потребительной стоимости или блага. Предметом труда (сырьем) в этом своеобразном производстве служит неупорядоченная информация, а средством труда -- система научных и других знаний. Субъективным фактором труда здесь является человек, его рабочим органом -- не рука, а мозг, а рабочим инструментом -- соответствующим образом подготовленный интеллект. Труд этого работника -- умственный, интеллектуально сложный. Вместе с тем он является своеобразным видом (может быть, модификацией) индустриального труда. Применение ЭВМ придает производству информационного продукта индустриальный характер: этот процесс базируется на принципах машинного производства -- кооперации, разделении труда и системе машин. Однако место промышленного рабочего в нем занимают разработчик программ, программист, то есть элементы системы производства особого продукта -- информационного. Таким образом, информационный продукт есть результат высокосложного, интеллектуального по своему содержанию труда совокупного работника индустриального типа. Новая научная информация как знание получается и используется в процессе интеллектуального труда, который неотделим от познания и сопровождает труд в любой сфере общественного производства, выступает результатом труда ученых, работающих в различных областях фундаментальных и прикладных наук (точных, естественных, технических, общественных и гуманитарных), труда конструкторов, инженеров, бизнесменов и менеджеров различных областей общественного производства, а шире -- всех специалистов. Эта информация получает воплощение в форме различных документов, которые становятся источниками информации. Источники информации могут быть публикуемыми, то есть предназначаться для широкого распространения (разовые и сериальные издания, статистические и патентные документы, научно-техническое кино-и видеофильмы и т. п.), и непубликуемыми (отчеты о НИОКР и диссертации, препринты, неопубликованные деловые документы, материалы научно-технических мероприятий и конференций, переводы и т. п.). Их подготовка является одним из важнейших видов информационных услуг и до настоящего времени осуществлялась в основном в печатной форме (на бумаге) издательствами и полиграфической промышленностью. В последние годы все большее место занимают источники информации в электронной машиночитаемой форме, которые готовятся непосредственно в рамках информационной деятельности как неспециализированными организациями, так и соответствующими отделениями издательств. Источники информации могут приобретаться непосредственно потребителями, а также собираться и храниться в библиотеках и архивах, где в соответствии с определенными правилами обеспечиваются их библиографический учет и выдача потребителям по запросам на основе формальных и содержательных признаков (автор, заглавие, тематика и т. п.). Сложность работы по описанию источников информации в библиотеках и архивах требует наличия там особых подразделений или информационных служб, специализирующихся на выполнении этой операции и снабжении библиотек и архивов ее результатами как услуги в виде каталогов в традиционной или электронной формах. Продукты информационного производства можно разделить на две группы по их предназначению в расширенном воспроизводстве. К первой группе относятся продукты, предназначенные для прямого потребления обществом и его членами с явной выгодой для производителя информационного продукта. К ним относятся произведения искусства и литературы, научные труды, справочники, лекции, учебники, массовая информация и дезинформация, пропаганда и реклама, слухи и клевета и т. п. Производство и потребление информационных продуктов этой группы, как и аналогичных продуктов материального производства, подчиняется одним и тем же законам рынка. Ко второй группе относятся информационные продукты, которые производители предпочитают скрывать от общества, опасаясь какого-либо ущерба для себя. В эту группу информационных продуктов входит информация о технологических особенностях производства, о материальных затратах на производство, об объемах продаж и полученных доходах, об отрицательных свойствах производимой продукции, о согласованности действий и решений людей с принятыми законами и установленными обществом нормативами и др. За последние десятилетия быстрыми темпами развиваются электронные издания, ставшие важнейшим источником информации во всех областях науки и техники. Многие научные журналы выпускаются как в печатной форме, так и в электронной, а некоторые -- исключительно в электронной. По данным авторитетного международного справочника (2000 г.), в мире издается более 10 тыс. наименований журналов в электронной форме, из них более 6,5 тыс. -- одновременно в печатной и электронной формах, а свыше 3,5 тыс. на CD-ROM. Как прогнозируется в докладе германской фирмы, прочитанном в Московском государственном университете печати, в XXI в. электронные формы будут активно развиваться, хотя и не вытеснят печатные. Особенно заметным этот процесс будет в сфере деловой и справочной информации. Более быстрыми темпами начнет развиваться сфера предоставления информационных услуг в телекоммуникационном режиме, что потребует переориентации системы коммуникации на использование компьютерных сетей. Это в полной мере относится как к электронным изданиям, так и к базам данных, включая мультимедийные информационные продукты и услуги. Проблемы работы с электронными изданиями в библиотеках и возможные пути их решения рассматривались на международной конференции в Московском государственном университете культуры в 1999 году. Сейчас мир стоит перед проблемой создания электронных библиотек и простых, доступных любому потребителю технологий работы с электронными изданиями. Процесс интеграции электронных форм с традиционными идет полным ходом. Участники процесса коммуникации электронных изданий -- издатели, подписные агентства, службы вторичной информации -- берут на себя функции библиотек, используя при этом различные схемы агрегации информации или доступа к ней. Успешной работе в этом направлении способствует то, что электронные издания в ряде случаев стоят дешевле, чем печатные: цена электронной версии составляет примерно 90% стоимости печатной, если же покупаются обе версии, то их общая стоимость составляет 110--130% стоимости одной печатной версии. На мировом книжном рынке наблюдается постоянный рост цен на печатные издания, что ведет к сокращению подписки на них. Электронные публикации представляют собой один из путей выхода из сложившейся ситуации. 2.Информационные издания (вторичные издания) К основным видам типовьгх информационных услуг и продуктов российского информационного рынка относятся: -- информация на машиночитаемых носителях (базах данных); -- информационные издания; -- избирательное распространение и ретроспективный поиск информации; -- предоставление доступа к базам данных в диалоговом режиме; -- копии первоисточников на различных носителях. Информационными являются такие издания, которые содержат систематизированные сведения об опубликованных и неопубликованных работах в форме, удобной для быстрого с ними ознакомления, и выпускаются органами информации, библиотеками, а также другими организациями, осуществляющими информационную деятельность. Существуют следующие виды информационных изданий (вторичных изданий): -- бюллетени сигнальной информации (СИ), в которых в систематизированном виде содержатся библиографические данные о новейших журнальных и других публикациях по определенной отрасли, проблеме или предмету; -- реферативные журналы (РЖ), в которых в систематизированном виде представлены рефераты и аннотации журнальных и других публикаций и непубликуемых документов по определенной отрасли, проблеме или предмету; -- экспресс-информация, выходящая сериями и включающая развернутые рефераты наиболее важных работ (отечественных и зарубежных) по закрепленной заданной серией тематике; -- продолжающиеся обзорно-аналитические издания по избранным отраслям, предметам и проблемам (например, «Итоги науки и техники» ВИНИТИ), в которых дается общий обзор важнейших достижений на основе публикаций и непубликуемых документов за год или несколько лет; -- библиографические издания, к которым относят библиографические указатели, библиографические списки, библиографические обзоры и указатели библиографических пособий. В научно-информационной практике большое значение имеют указатели цитирования литературы, которые состоят из двух частей: перечня первичных документов с указанием работ, авторы которых ссылаются на эти документы, а также перечня работ, на которые ссылаются первичные документы. Широко известен, например, «Указатель научных ссылок» (Science Citation Index), выпускаемый Институтом научной информации в Филадельфии (США). Первая его часть, указатель ссылок, позволяет определить, кто цитирует конкретную работу того или иного автора, вторая, указатель источников, информирует о названии работы, соавторах и адресах авторов, третья, вспомогательная, часть дает возможность найти авторов, в названиях работ которых имеется искомое ключевое слово. По таким ссылкам можно легко найти родственные по тематике статьи и другие публикации, а по частоте цитирования -- оценить их относительную значимость. В настоящее время эти указатели охватывают около 6,5 тыс. научных журналов, в которых ежегодно публикуется до 900 тыс. статей. Все содержащиеся в этих статьях библиографические ссылки на другие публикации (а таких ссылок насчитывается до 15 млн за год), отражаются в этих указателях. Сегодня указатели цитирования в научной литературе выходят ежемесячно как в печатной форме, так и на компакт-дисках. Они используются для информационного поиска, оценки значимости журнальных статей, построения сетей цитирования, выявления точек роста в науке, для решения других наукометрических задач. Сигнальной информацией (СИ) называются сведения о всех статьях, публикуемых в научных журналах по какой-либо отрасли, группе отраслей или по всем отраслям науки, техники, народного хозяйства. Эти сведения должны за 30-40 дней со времени их опубликования доводиться до потребителей, с тем чтобы потребители могли быстро заказать и быстро получить копии заинтересовавших их конкретных статей. В некоторых изданиях сигнальной информации отражаются не только журнальные статьи, но и другие виды научной литературы. Известны следующие формы распространения сигнальной информации: -- бюллетени и указатели, в которых приводятся оглавления определенных журналов (обычно с переводом на базовый язык заглавий статей, опубликованных на иностранных языках); -- бюллетени и указатели, в которых приводятся библиографические описания отражаемых публикаций, располагаемые в соответствии с определенной рубрикацией; -- службы избирательного распространения информации о документах, которые тем или иным путем регулярно оповещают каждого потребителя-абонента о новых публикациях по интересующему его предмету. Бюллетени сигнальной информации издаются на бумаге или в электронной форме -- на дискетах и компакт-дисках, а также доступны для просмотра в режиме интерактивного теледоступа. В них приводятся оглавления важнейших научных журналов. В библиотечной практике уже давно применяется такой вид текущего информационного обслуживания, как избирательное распространение информации (ИРИ), преимущественно в форме бюллетеней новых поступлений для читателей библиотеки. Но широко распространяться он начал лишь в конце 1950-х годов, когда в США стал выходить бюллетень Current Contents по биологическим наукам, позднее получивший известность и высокую оценку в мире. В настоящее время этот бюллетень издается в печатной и электронной формах по семи разделам науки и техники, в нем оперативно воспроизводятся оглавления около 6,5 тыс. научных журналов. Подобно бюллетеню Current Contents в разных странах были созданы мощные службы распространения электронной информации о содержании научных журналов, в том числе по электронной почте. В Соединенных Штатах службами такого типа являются UnCover (создана фирмой CARL в 1988 г., охватывает около 17 тыс. журналов) и CASIAS (создана агентством по подписке на журналы EBSCO в 1993 г., охватывает около 14 тыс. журналов). ВИНИТИ начал издавать бюллетени сигнальной информации в 1967 г. (5 серий). Предусматривалась подготовка и выпуск триады информационных изданий, состоящей из бюллетеней СИ, Реферативного журнала и обзоров «Итоги науки и техники». Эти информационные издания отличались друг от друга по полноте охвата мировой научной литературы, степени интеллектуальной обработки и «сжатия» исходных публикаций, а также по срокам подготовки выпуска. Бюллетени СИ должны были быстро (за месяц-полтора) доводить до потребителей информацию о всех опубликованных в мире документах по точным, естественным и химическим наукам, Реферативный журнал -- раскрывать содержание наиболее значимых, по мнению его научных редакторов, опубликованных документов (выходил с задержкой на 3--4 месяца), а в «Итогах науки и техники» должны были публиковаться аналитические обзоры месяца. Кроме того, в последнем намечалось давать аналитические обзоры наиболее важных научных достижений, но через полтора-два года со времени их опубликования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|