реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Пресса и бизнес

реферат
p align="left">Вместе с тоталитарной советской империей канула в лету и не имеющая аналогов во всем мире гигантская пропагандистская машина СССР. Россия вступила в новую эпоху, которая коренным образом изменила все прежние социальные установки, смешала общественно-политическую формацию.

Начальным этапом этого пути стало появление гласности; именно в этот момент зародилось понятие средств массовой информации как бизнеса. Это вступило в резкое противоречие со старым (оставшимся с советских времен) понятием СМИ как средства идеологического воздействия, информационно-пропагандистского характера со стороны находящейся у власти партийной верхушки. Средства массовой информации, которые во времена коммунистического унитаризма являлись неотъемлемой монополией государства и партии, становятся сейчас весьма ходовым товаром, дорогим, но общедоступным. Принципы партийности и массовости сразу уступили место рыночным принципам. Следствием этого стало увеличение количества, изданий, ради должного функционирования которых население было готово расстаться со своими деньгами. Главной движущей силой

-14-

аудитории при этом можно считать потребность в получении достоверной и многоплановой информации, которую ранее потребовать от СМИ было попросту невозможно.

Население ощутило острую потребность в информации, которая смогла бы четко разъяснить сложившуюся в стране ситуацию.

На потребности общества в открытой информации не замедлили откликнуться появившиеся в большом количестве массовые издания, рассчитанные на самый невзыскательный вкус. Следствием этого стало резкое "пожелтение" рынка СМИ.

В этих условиях существуют сейчас средства массовой информации, в этих условиях развивается один из важнейших социальных институтов общества - журналистика.

2.2. Отрасли - лидеры отечественной экономики. Их взаимоотношения со СМИ.

Последние несколько лет наблюдается определенная стабилизация в экономике. И, естественно, серьезные СМИ обращают наибольшее внимание на отрасли - лидеры отечественной экономики. А лидеры сегодня - это те отрасли, которые работают на мировом рынке и уже сейчас способны к интеграции с международным сообществом. Прежде всего, это наши сырьевые отрасли: нефтяная, газовая, металлургическая и ряд других. Их развитие обусловлено политикой государства. Именно они получили наибольший импульс для развития в результате дефолта 1998 года. Соответственно, интересы крупных корпораций представляющих указанные отрасли, требуют выстраивания отношений с обществом. Поэтому появились мощные корпоративные СМИ. На сегодня это достаточно серьезный субъект информационного рынка. Понятно, что корпоративные СМИ не будут выступать против политики, проводимой корпорацией. Весь вопрос в том ,а насколько эта политика совпадает с интересами общества? Здесь можно продискутировать, но другой путь сейчас не просматривается. Развитие России, е вхождение в число ведущих экономических держав мира будет идти только через развитие и укрепление национальных промышленных и финансовых корпораций.

По мнению большинства, существует еще целая ниша - легкая, пищевая и другие виды промышленности, которые в ближайшее время будут привлекательны для СМИ. В принципе, это не так. Уровень этих отраслей не позволяет им в ближайшее время интегрироваться в мировой рынок вследствие своей неконкурентоспособности. А поэтому ждать от них финансового вознаграждения особо не приходится, а для СМИ это сегодня определяющий фактор.

Таким образом, концентрация основных игроков информационного поля вокруг основных игроков экономического поля - процесс логичный, объяснимый и предсказуемый. Государство, в этом смысле, тоже ведущий игрок не только экономический, но и политический, и подтягивание различных СМИ под "свое крыло" вполне понятно.

Все происходит с учетом тенденций в настроениях общества. Рейтинг президента В.В.Путина, который активно строит властную вертикаль, растет, по крайней мере не падает. То есть его действия созвучны желаниям общества. Поэтому в ближайшее время тенденция к росту роли государства в информационном пространстве будет проявляться все явственнее.

2.3. Понятия этики и нравственности. Коррумпированность в журналистской среде. "Воспитание" " людей пера".

Если все развивается рационально и логично, то стоит ли пытаться активно влиять на этот процесс? Безусловно, стоит. Потому что понятия этики и нравственности нельзя полностью отнести к рациональным, но если их нет, то много вообще теряет смысл. К тому же, когда мы пытаемся объединить интересы производителей и потребителей информации без этого не обойтись.

Только в контексте понимания общих правил и норм журналистики можно говорить о целенаправленном и профессиональном исполнении своих обязанностей. Принципы четко определяют границы допустимого и недопустимого, диктуют те моральные и этические нормы, которыми журналист должен руководствоваться.

Собственно говоря, принципом может называться не только некое фундаментальное основополагающее положение теории, но и руководящая идея, основные правила поведения или деятельности, этические установки.

"Делая осознанный выбор профессии, журналист должен отдавать себе отчет в то, что общественная информационная деятельность сопряжена не только с большим количеством прав, которыми общество наделяет его, но и с соответствием профессии определенным нравственным нормам, строгой корпоративной этикой регламентирующими этот вид деятельности. Среди множества нормативных и ненормативных принципов, лежащих в основе журналистской деятельности, многие принципы являются незыблемыми и всеобщими, исходящими из общих принципов публичности, общечеловеческой морали, этических установок общества и социальной значимости профессии, которые имеют глубокие философские и исторические корни. Право на владение всей полнотой информации, свободу слова, которым наделяет граждан едва ли не любая конституция государств, основанных на демократических принципах, специфика информационной деятельности, имеющей дело с фактом как категорией объективной не может не налагать ряд ограничений на деятельность журналиста. Информация, как форма адекватного отражения происходящих в действительности событий требует не только методологически верных профессиональных подходов со стороны журналиста, но и соблюдения этических норм. В противном случае создаются весьма реальные условия для сколь угодно асоциальных ее проявлений, наносящих значительный ущерб как журналистике в профессиональном смысле, так и обществу, как потребителю информации" О.Р.Самарцев. Современный коммуникативный процесс: Теория и методика журналистики. - Ульяновск,2001.

Журналистика - неотъемлемая составная часть нашего общества. М все пороки общества, в том числе и высокая коррумпированность, свойственны журналистской среде в не меньшей степени, чем чиновничьей. Но тогда нужно ли заниматься "воспитанием журналистов? Нужны ли комиссии по этике и тому подобное? Безусловно, они необходимы. Но переоценивать их возможности тем не менее не стоит.

2.3. Правовое регулирование журналистской деятельности.

Сегодня во главу угла следует ставить правовое регулирование журналистской деятельности. Чтобы это произошло, необходимо выработать правила игры, сформировать общественное мнение и на основе этого создать единую правовую базу информационной деятельности.

2.4.1. Общие положения законопроекта о телерадиовещании. Выдача лицензий.

Переход России к рыночным отношениям активизировал частную инициативу в информационной сфере. Лицензии выдавались в соответствии с законом.

Российской Федерации "о средствах массовой информации", принятым в декабре 1991 г. В 1996 году законопроект о телерадиовещании был принят Думой, но отклонен Советом Федерации: продолжаются споры законодателей и вещателей о степени и формах допустимого контроля за вещанием, об условиях получения и продления лицензий. Общие же положения - основа, на которой ведется телерадиовещание, - разработаны и согласованы. Перечислим их здесь:

. соблюдение конституции и действующего законодательства РФ;

. учет интересов потребителей, мнений различных общественных, политических, религиозных, национальных, социальных, возрастных и иных групп населения при соблюдении общественных интересов;

. обеспечение объективности освещения происходящих процессов, разнообразия тематики распространяемой массовой информации путем передачи официальных сообщений, информационных, образовательных, религиозных, культурно-просветительских, развлекательных и спортивных программ, программ для детей и юношества, трансляции художественных фильмов и других программ;

. создание необходимых условий для формировании высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;

. создание необходимых условий для формирования высоких нравственных и моральных устоев в обществе, сохранения национальной культуры, обеспечения духовного и эстетического развития, сохранения и распространения отечественных культурных ценностей;

. содействие формированию правового государства, его институтов, уважения к законам, правам, свободам и законным интересам гражданина и человека, а также становлению мира и социального согласия в Российской Федерации;

. недопустимость использования СМИ в целях совершенствования уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, для распространения призывов к насильственному изменению конституционного строя, целостности государства и захвату власти, незаконному роспуску конституционных органов власти или приостановлению их деятельности, а также для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны;

. право граждан на участие в обсуждении вопросов общественной жизни, на получение полной информации;

. свобода и независимость в пределах законодательства, недопустимость цензуры и монополии; свобода вещания несовместима со вседозволенностью телерадиожурналистов, навязывающим ими своего мнения аудитории, односторонним освещением событий, оскорблением или унижением телезрителей.

Влиять на нравственный, духовный и эстетический уровень телепрограмм и самих работников телевидения должны Попечительские советы.

2.4.2. Купля-продажа средств массовой информации в нашей стране. Условия правового регулирования информационной деятельности.

Российское законодательство предоставляет возможность купить или учредить средство массовой информации, за незначительным исключением. Условия, которые совершенно нормальны для цивилизованного общества со сложившимися и действенными механизмами правового регулирования информационной деятельности, механизмами демократического управления и стойким общественным менталитетом, в нашей стране, в отсутствии указанных факторов, стали совершенно особыми для средств массовой информации, которые не сумели по существу адекватно адаптироваться к сложившейся ситуации.

И дело здесь, по-видимому, не только в том, что изменилось общество и , следовательно аудитория как объект воздействия. Претерпели изменения социальные требования к журналистике, ее место и роль в обществе, изменилась функциональная база деятельности этого социального института, возникли новые функции, были смещены акценты значимости прежних, то есть, по существу, метаморфоза произошла на уровне предназначения, а не прагматических принципов деятельности.

Во-первых, претерпела существенные коррективы сама роль средств массовой информации в обществе, которое теперь вынуждено существовать в условиях не единства, а разобщения. Испытали сильнейшую Во-вторых, принципы существования коммуникации, как общечеловеческой системы, как явления в целом, испытали сильнейшую деформацию под действием информационно-компьютерных технологий, тенденций глобального масштаба. В-третьих, совершенно кардинально изменились экономические условия и, как следствие, произошел качественный подход на иные механизмы управления и координации деятельностью СМИ. По материалам брошюры: О.Р.Самарцев.Современный коммуникативный процесс:Теория и методика журналистики.-Ульяновск,2001

3 глава. Журналистика тоже бизнес.

Говоря языком программистов, все мы пользователи газет и журналов. Так же как потребители обычных товаров, мы редко жалуемся производителю на плохое качество товара, просто отказываемся от одного и покупаем другой товар.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.