реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые основы журналистики

реферат
на должностных лиц - от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (4000-5000 рублей) с конфискацией предмета административного правонарушения; - на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (40000-50000 рублей) с конфискацией предмета административного правонарушения.

За различные виды злоупотреблений СМИ предусмотрена административная ответственность в ст.5.12, 5.13, 5.26, 6.13, 7.12, 8.5, 13.17 КоАП РФ.

За разглашение информации с ограниченным доступом установлена административная ответственность в ст.13.11 КоАП, согласно положениям которой разглашение информации, доступ к которой ограничен ФЗ (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с использованием служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 40 до 50 МРОТ.

Уголовный кодекс предусматривает ответственность за те деяния, которые были осуществлены с помощью средств массовой информации. К таким деяниям относятся: публичные призывы к осуществлению экстремисткой деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, либо унижении человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), публичные призывы к развязыванию агрессивной войны (статья 354 УК РФ).

В случае осуществления средством массовой информации экстремистской деятельности, деятельность соответствующего СМИ может быть прекращена по решению суда, на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного СМИ, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора статья 11 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»..

Билет 9

1. Учредитель СМИ (право учредительства и его ограничения)

Статья 7 Закона «О средствах массовой информации» определяет круг субъектов, имеющих право выступать учредителями средства массовой информации. Ими могут быть: гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган.

Учредителем (соучредителем) печатного средства массовой информации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" может быть орган местного самоуправления.

Под гражданином в данном случае понимается любое физическое лицо, не лишенное права учреждать СМИ. К числу таких лиц относятся как граждане России, так и лица без гражданства.

Понятие объединения граждан содержится в Федеральном Законе "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

Согласно ст. 5 данного закона, "под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения".

Действующее законодательство не раскрывает термин "организация". Принято считать его родовым понятием, объединяющим предусмотренные законодательством организационно-правовые формы юридических лиц

На практике часто отождествляют учредителя средства массовой информации и учредителя редакции средства массовой информации. Такое отождествление является ошибочным. Настоящий Закон наделяет учредителя СМИ и учредителя редакции СМИ различным правовым статусом. Эти различия предопределяются тем, как в настоящем Законе определяются средство массовой информации и редакция средства массовой информации. СМИ - это форма периодического распространения массовой информации (газета, журнал, телепрограмма и т.п.), то есть объект правоотношений, в то время как редакция - это самостоятельный субъект правоотношений.

Соответственно, права учредителя СМИ - это право выпускать СМИ с определенным названием на определенной территории, право обязать редакцию поместить обязательное сообщение и другие права, предусмотренные законодательством о средствах массовой информации. Права учредителя редакции - это права учредителя юридического лица, предусмотренные гражданским законодательством, либо учредителя общественного объединения, предусмотренные ФЗ "Об общественных объединениях". Согласно ст. 18 настоящего Закона, учредитель может выступать в качестве редакции, а согласно ст. 19 - редакция вправе выступить учредителем СМИ.

Статья устанавливает три категории лиц, которые не вправе выступать учредителями СМИ. Во-первых, это граждане, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольные, признанные судом недееспособными.

Во-вторых, учредителями СМИ не могут выступать объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону. По действующему законодательству такой запрет может быть установлен только судебным решением.

Третьей категорией лиц, которым запрещено выступать в качестве учредителей СМИ, являются граждане другого государства, а также лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации. Формулировка, содержащаяся в настоящем Законе, полностью исключает иностранных граждан из числа возможных учредителей СМИ. В то же время действующее законодательство не запрещает иностранным гражданам создавать организации, которые, в свою очередь, могут выступить в качестве учредителей СМИ.

Соучредители выступают в качестве учредителя совместно. Это означает, что все права учредителей (право на выпуск СМИ с определенным названием на определенной территории, на заключение договора с редакцией и т.д.) должны осуществляться ими по взаимному согласию.

2. Этика и юридическая ответственность журналиста и редакции в отношениях с физическими и юридическими лицами как персонажами публикаций

В современных конкретно - исторических условиях единственная действительно эффективная позиция журналиста - это позиция выразителя и защитника интересов гражданского общества.

При межличностных контактах, отношение к вероятному персонажу остается, прежде всего, рабочим контактом автора с заинтересовавшим его лицом. Социальный смысл оно приобретает уже на другом уровне, а именно благодаря огласке. Тогда суждение журналиста становится элементом не только его личного, но и общественного мнения и в ой или иной мере способно предопределять отношение к персонажу тысяч, а может быть и миллионов людей.

Объект журналистики многогранен. Трудно назвать сферу социальной жизни, о которой бы не писала пресса. Но специальные знания и мерки, которые журналист заимствует у представителей различных отраслей знаний, в итоге нужны ему для компетентного ответа, по существу, на единственный вопрос. А именно: какой общественный интерес представляет данное явление. В конечном счете, самым общим критерием социальной оценки персонажа служит полезность его поступков для других людей и для общества в целом.

Социальная оценка может быть явной или скрытой, восприниматься лишь через контекст, в который информация включена. Однако именно социальная оценка служит той формой, в которой выражается отношение автора к персонажу.

Исходным пунктом всякой ценностно - ориентационной деятельности служит сравнение. К поступкам живого человека прикладывают стандартный аршин и смотрят, где и в чем эти поступки отклоняются от образца. Поэтому особенно важно не ошибиться при выборе критерия.

Бывает, что после неловкого слова в прессе человек с хорошей репутацией вдруг превращается в объект подозрений и пересудов, способных надолго отравить ему жизнь. Речь в данном случае идет не о справедливой критике в адрес героя, а именно о журналистских «неловкостях». Что касается критических материалов, то при работе над ними главная опасность для журналиста впасть в предвзятость. Человек может пережить любую критику, если она справедлива, доказательна и корректна.

А вот если журналистские оценки предвзяты, поверхностны, рождены профессиональной недобросовестностью, тогда и случаются с героями сердечные приступы.

Все это вместе взятое и определяет исключительное значение профессионально - нравственных норм данного ряда. Наиболее существенны среди них следующие:

Заботиться о непредвзятости своих публикаций, избирая в качестве будущих персонажей лиц, отношения с которыми не могут быть признаны корыстными и противоречащими общественному благу или пристрастными;

Уважать как личность человека. Ставшего объектом профессионального журналистского внимания, проявляя в ходе общения с ним корректность, такт и выдержку;

Уважать право человека на неприкосновенность частной жизни, не позволяя себе вторжения в нее без согласия будущего героя во всех случаях, кроме тех, когда герой является публичной персоной и его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес;

Быть верным реальности, не искажая в материале жизнь героя, помня, что это - лицо реальное, а потому любая попытка приукрасить или очернить его будет замечена и не только осложнит отношения героя с его окружением, но и дискредитирует автора публикации и средство массовой информации, в котором он работает;

Воздерживаться в материале от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить героя, а именно: от иронического обыгрывания его имени, фамилии, деталей его внешности; от упоминания о нем как о преступнике, если это не установлено судом; от недоброжелательных реплик по поводу расы, национальности, цвета кожи, религии, болезней и физических недостатков.

Билет 10

1. Принципы распространения массовой информации (продукции СМИ.). Выходные данные. Хранение материалов

Часть 1 статьи 25 Закона «О средствах массовой информации» запрещает препятствовать распространению продукции СМИ. Следует подчеркнуть, что запрет касается только случаев, когда соответствующая продукция распространяется на законном основании. Таким образом, если при распространении не соблюдаются требования действующего законодательства, меры по воспрепятствованию распространению могут - а в некоторых случаях и обязательно должны - применяться.

Закон очерчивает круг субъектов содержащегося в части 1 данной статьи правового предписания: не должны препятствовать распространению СМИ граждане, их объединения, должностные лица, предприятия, учреждения, организации, государственные органы. Используя более современную терминологию, можно сказать, что это предписание адресовано как физическим и юридическим лицам, так и государственным органам и должностным лицам, а также общественным объединениям.

Часть 2 статьи 25 Закона разделяет коммерческое и некоммерческое распространение продукции СМИ. Распространение считается коммерческим, если за продукцию СМИ взимается плата, и наоборот, некоммерческим считается бесплатное распространение. Таким образом, "водораздел" между двумя этими видами деятельности проходит по линии возмездности получения информации потребителем: если аудитория не платит за подписку, доставку, раздачу или вещание этой информации, для Закона о СМИ ее распространение считается некоммерческим.

Часть 3 статьи 25 Закона устанавливает критерии, разграничивающие распространение продукции визуальных СМИ от использования таковой.

Бесплатную демонстрацию записей программ в жилых помещениях и снятие единичных копий с них настоящий Закон не рассматривает как распространение. Это означает, что для осуществления данных действий не требуется соблюдения условий, предусмотренных им для распространения (например, получения вещательной лицензии или лицензии на воспроизведение (изготовление экземпляров) фонограмм или аудиовизуальных произведений на любых видах носителей).

Часть 4 статьи 25 Закона устанавливает свободу розничной продажи тиража периодических печатных изданий в общедоступных местах: она не подлежит никаким ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Настоящий Закон не предусматривает ограничений, непосредственно связанных с розничной продажей периодической печатной продукции. Однако он закрепляет определенные условия, которые должны быть соблюдены перед и во время ее распространения, в том числе и путем продажи. Эти условия касаются недопустимости злоупотребления свободой массовой информации (ст. 4), регистрации СМИ (ст. 8-15), порядка выхода в свет продукции СМИ, его выходных данных (ст.ст. 26, 27).

Выходные данные

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) название издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно";

8) адреса редакции, издателя, типографии.

При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.

Каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:

1) название программы;

2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) тираж;

5) редакция и ее адрес;

6) цена, либо пометка "Свободная цена", либо пометка "Бесплатно".

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием.

Если средство массовой информации не освобождено от регистрации, то в выходных данных указывается также зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Хранение материалов радио- и телепередач

Информация может представлять собой чей-то охраняемый законом интерес (государственную, коммерческую, семейную, банковскую, нотариальную и иную охраняемую законом тайну). Распространение такой информации с нарушением требований закона является наказуемым деянием. Нарушенное право в большинстве случаев может быть защищено в исковом производстве в суде по заявлению заинтересованного лица. Ввиду того, что распространение информации через средства массовой информации является одним из возможных вариантов распространения любой информации, то и продукция СМИ в этом случае представляет интерес с точки зрения процессуального законодательства как доказательство в случае возникновения спора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.