реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовые основы журналистики

реферат
/i>

Основной объем прав на производство информации, относимой к коммерческой тайне, содержится в статьях 29, 44 Конституции РФ.

Развитие положений этих статей нашло в ГК РФ:

«Статья 139. Служебная и коммерческая тайна 1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору».

Дальнейшее развитие норм и предписаний этого института нашло в Федеральном законе РФ «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ Российская газета. Федеральный выпуск №3543 от 5 августа 2004 г.. В соответствии с данным законом, информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны;

Нарушение настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Работник, который в связи с исполнением трудовых обязанностей получил доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях такого работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, несут перед обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, гражданско-правовую ответственность за разглашение или незаконное использование этой информации их должностными лицами, государственными или муниципальными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими должностных (служебных) обязанностей.

Лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может в соответствии с настоящим Федеральным законом быть привлечено к ответственности.

По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, данное лицо обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

2. Правовое регулирование распространения информации в Интернете. Интернет и СМИ

В силу относительной новизны и высокой социальной роли информационных процессов в сети Интернет, а также особенностей существующей системы права, в России регулирование названных отношений происходит в рамках различных отраслей права конституционного (право на информацию), гражданского (электронные сделки и расчеты), административного (законодательство о связи, информационная безопасность).

"Множественность" регулирования порождает наличие несбалансированной системы юридических дефиниций, разных подходов к субъектному делению лиц, участвующих в информационных процессах при использовании ИКТ и, соответственно, сосуществование различных способов определения прав и обязанностей субъектов отношений.

Все названные особенности и проблемы могут быть решены в случае признания существования самостоятельной комплексной отрасли права -- информационного права. Однако это непростая задача в силу сложности разграничения предмета регулирования -- отношений, возникающих в связи с использованием сети Интернет, выявление специфического метода регулирования которой находится в стадии формирования, а также отсутствия на настоящей момент системных юридических исследований в области иерархии норм, регулирующих предметные отношения.

Существующее законодательство в сфере информатизации (информационное законодательство) в основном было сформировано в середине 90-х годов, когда сеть Интернет не была повсеместны востребована, в силу чего содержит значительное количество пробелов и противоречий и до сих пор развивается очень медленно и несистемно. На настоящий момент еще не определена система приоритетов государства в сфере сети Интернет и, соответственно, отсутствует ясное понимание того, какие правовые проблемы подлежат регулированию в первую очередь и в какой степени.

Поскольку под массовой информацией понимаются "предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы" ст. 2 Закона "О средствах массовой информации", то можно однозначно заключить, что сеть Интернет служит средой, в которой массовая информация создается и распространяется. При этом неправильно полагать, что сеть Интернет является с позиции права неким "единым" средством массовой информации, поскольку информационные ресурсы принадлежат различным лицам, они могут не содержать открытую и общедоступную информацию и быть доступны для ограниченного круга лиц.

Особенно актуален для сети Интернет вопрос распространения массовой информации в сети Интернет посредством сайтов, которые являются открытыми и доступными для массового пользователя (получателя информации).
Правила, установленные для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное (ст. 24 "О средствах массовой информации").

В таком случае сайт в Интернет, на котором зафиксировано, например, более тысячи посещений и которым регулярно обновляется, можно было бы отнести и к средствам массовой информации и на него, следовательно, должны были бы распространяться нор мы законодательства о СМИ.

Отдельные владельцы или держатели сайтов в Интернет действительно регистрируют их как СМИ и получают лицензии на такую деятельность. Это, как правило, те субъекты, которые распространяют информацию о своих традиционных СМИ еще и с помощью Интернет, или те, кто ранее работали в СМИ и как бы «приучены» к необходимости такой регистрации и лицензированию. Однако большинство владельцев сайтов их не регистрируют.

Хотя подобные рассуждения вроде бы и справедливы, тем не менее, норма ст. 24 Закона РФ «О средствах массовой информации» вряд ли может быть применена к распространению массовой информации через Интернет как СМИ.

Билет 6

1. Система обязательного экземпляра документов. Права и обязанности редакций согласно Закону об обязательном экземпляре документов

Обязательный экземпляр -- экземпляр различных видов тиражированных документов, подлежащий передаче его производителем в библиографирующие учреждения, крупные библиотеки и информационные центры в порядке, установленном Федеральным Законом «Об обязательном экземпляре документов» от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ (с изменениями от 23 июля 2008 г.)

Система обязательного экземпляра в РФ - совокупность видов обязательных экземпляров документов, а также установленный порядок их собирания, распределения и использования. На основе этой системы ведётся библиографический учёт издаваемой продукции и происходит пополнение фондов крупнейших библиотек в стране. В настоящее время системой обязательных экземпляров управляет Российская книжная палата (РКП).

Существует два типа обязательных экземпляров -- бесплатные, передаваемые на безвозмездной основе и платные.

Обязательный бесплатный федеральный экземпляр документа в РФ - экземпляр документа, изготовленного на территории РФ, за ее пределами по заказу предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении РФ, а также экземпляр документа, импортируемого для общественного распространения на территории РФ, который подлежат безвозмездной передаче их производителем в соответствующие учреждения и организации.

Обязательный платный экземпляр документов в РФ - экземпляры различных видов документов, подлежащие передаче за плату их производителями в соответствующие учреждения и организации в порядке и количестве, установленных законом.

Обязательный экземпляр -- важный элемент книгоиздательства, выполняющий следующие задачи: осуществление национального библиографического учёта; подготовка универсальных библиографических источников; государственная регистрация отечественных документов; ведение национальной статистики печати; формирование общенационального библиотечного фонда; обеспечение международного книгообмена; информирование общества о новых документах; создание национального архива печати.

В соответствии со ст.6 Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов» редакции относятся к производителям документов и обязаны доставлять обязательный бесплатный экземпляр получателям документов безвозмездно. Производители документов относят затраты на подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательных экземпляров на себестоимость документов, входящих в состав обязательного экземпляра.

Дефектные обязательные экземпляры по запросам получателей документов заменяются производителями документов в месячный срок.

Полная и оперативная доставка обязательного экземпляра гарантирует производителям документов следующие права (ст.16 Закона):

- бесплатное опубликование библиографической информации в изданиях государственной библиографии и централизованной каталогизации, в изданиях сигнальной и реферативной информации, в рекламных изданиях;

- постоянное хранение производимых ими документов всех видов в национальных фондохранилищах документов Российской Федерации на основании настоящего Федерального закона;

- включение библиографической информации в отечественные и международные автоматизированные банки данных;

- бесплатное предоставление по их запросам фактографических и статистических данных, касающихся их продукции;

- использование телерадиопроизводящими организациями документов, передаваемых ими на государственное хранение, в собственном эфире;

- соблюдение получателями обязательного экземпляра прав производителей в соответствии с законодательством РФ об интеллектуальной собственности;

- письменное подтверждение доставки обязательного экземпляра.

2. Приостановление и прекращение деятельности СМИ: основания и процедура

Статья 16 «Закона о средствах массовой информации» регулирует основания и порядок применения к редакции СМИ административных взысканий в виде предупреждения и прекращения деятельности СМИ.

По своему характеру предупреждение и прекращение деятельности СМИ являются мерами административной ответственности (административными взысканиями). Основанием для их применения является правонарушение, посягающее на общественные и государственные интересы; целью - наказание, применение осуществляется органами исполнительной власти либо по их инициативе судом.

По смыслу статьи, основанием для вынесения предупреждения редакции СМИ является злоупотребление свободой массовой информации, предусмотренных ст. 4 Закона.

Некоторые из перечисленных в ней деяний являются самостоятельными и предусмотрены только в настоящем Законе. Однако другие являются одновременно уголовными преступлениями. Кроме того, ст. 4 содержит такой обобщающий состав, как "использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний".

В случае вынесения регистрирующим органом в течение года неоднократных письменных предупреждений он вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении деятельности СМИ. Рассмотрение такого заявления осуществляется судом общей юрисдикции по правилам искового производства. Соответственно, регистрирующий орган обязан доказать обоснованность вынесенных предупреждений.

Деятельность средства массовой информации может быть также прекращена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".

В качестве меры обеспечения искового заявления о прекращении деятельности СМИ закон допускает приостановление деятельности СМИ.

Субъектом ответственности при прекращении деятельности СМИ является лицо, получившее свидетельство о регистрации СМИ, то есть его учредитель. В данном случае фактически также действует принцип объективного вменения, поскольку к конкретному правонарушению учредитель может быть не причастен.

Решение суда о прекращении деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его регистрации и устава редакции. В решении суд вправе указать, с какого момента они являются недействительными. Если этот момент не указан, недействительность наступает с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение о прекращении или приостановлении деятельности СМИ может быть принято учредителем, но только исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором). Если такие случаи в уставе или договоре не предусмотрены, учредитель не вправе прекратить или приостановить деятельность СМИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.