p align="left">Профессионализмы в художественной литературе используются писателями с определенной стилистической задачей: как характерологическое средство при описании жизни людей, связанных с каким-либо производством. Жаргонная лексика иногда используется в языке художественных произведений в ограниченном количестве для речевой характеристики некоторых персонажей (можно встретить в произведениях Ю. Бондарева, В. Астафьева, В. Распутина, Д. Гранина, И. Лазутина и других). М. Грачев указывает следующие художественные цели использования арготической лексики в различных произведениях: 1) для социальной характеристики героя (в повести В. Каверина «Конец хазы» герой говорит: «Ему бабки для дела, он после отчитается, во что пошло, а ты хевру поганишь, жиган! Арготизмы еще фай называешься!». По тому отрывку, зная, что такое бабки, хевра, жиган, фай, можно с легкостью догадаться, что этот герой относится к миру деклассивных элементов); 2) для создания колорита, обстановки людей «дна»; 3) как примета определенной эпохи, определенного времени (например, слова полит, политик, литёрник - «политический заключенный» - употреблялись деклассированными элементами в 30-х - начале 50-х годов, когда в местах лишения свободы было много репрессированных политических заключенных). Во всех случаях употребления литературных элементов непременным условием является знание каждого из подобных слов, чему способствует работа с соответствующими словарями. Таким образом, можно выделить две основные функции употребления нелитературных слов и выражений в художественных и публицистических произведениях: стилистическую и характеризующую. Стилистическая функция заключается в стремлении автора приблизить свою речь к устному рассказу, средствами письменной речи создать впечатление народного сказа (сказы П. Бажова), рассказа бывалого солдата («Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сашка» В. Кондратьева) и т. д. Это функция сигнала разговорности. Характеризующая функция заключается в сближении авторского повествования с речью персонажей, то есть разговорные элементы становятся сигналами несобственно-прямой речи. Внелитературные слова , в этом случае, являются средством создания образов, описания местности и эпохи, речевой характеристики персонажа. О.Б.Сиротинина в книге «Русская разговорная речь» выделяет еще одну функцию - «особую функцию интимизации повествования, т.е. создания впечатления, что автор обращается персонально к данному читателю. Впечатление это возникает потому, что разговорная речь всегда персональна, а письменная речь, как правило, обращена не к конкретному человеку» Сиротинина О. Б. Русская разговорная речь: Пособие для учителя. - М., 1983. - С. 75.. Однако при выполнении стилистических и характеризующих функций употребление нелитературных элементов, злоупотребление такими словами в художественной литературе и в газетных публикациях затрудняет восприятие произведений, снижает силу их воздействия. Поэтому при введении их в литературный текст следует учитывать сообразность, степень необходимости, так как в настоящем литературном произведении все средства подчинены наиболее эффективному выполнению поставленной автором задачи. Глава II. Нелитературная лексика в прессе и способы ее введения в текст На страницах газет очень быстро и наиболее непосредственно получают письменное отражение те изменения, которые происходят в устной, разговорной речи. Поэтому для исследования тех или иных процессов, происходящих в языке, вполне правомерно используются материалы газет. Присущая публицистическим произведениям направленность на воздействие и убеждение устанавливает особые взаимоотношения между сторонами общения - обращающимся с речью и адресатом речи. Публицистическая речь предполагает вовлечение в обсуждение второго лица. Это речь, «призванная воздействовать на убеждения или поведение читателя, на его оценку тех или иных факторов» Шмелёв Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях. - М., 1977. - С. 64.. Вызываемая самим характером и назначением речи экспрессивность сближает публицистику как с художественной, так и с разговорной речью. Для нашей работы мы решили взять три различных воронежских издания: молодежную общественно-политическую газету «Молодой коммунар», общественно-развлекательную газету «МОЁ!», и общественно-политическое издание «Новая газета» в Воронеже». На примере публикаций октября 2003 г.- мая 2004 г. попробуем проследить условия проникновения нелитературных элементов на газетные полосы, а также рассмотрим способы их введения. 1 ДиалектизмыДиалектная лексика на страницах газет встречается довольно редко. Это можно объяснить территориальной ограниченностью ее употребления. Диалектизмы «чувствуются» и автором, и читателем. Такие слова затрудняют понимание текста. Однако в районных газетах местные диалектные элементы приобретают другое «звучание» и помогают автору донести до аудитории основную мысль. В воронежских изданиях диалектизмы - редкость, и используются они, в основном, как художественный прием при описании определенной местности и людей, связанных с этой местностью: Перед армией кантемировец, что балакает уже по-московски, выполняет норматив мастера спорта. («С талантом неудачника», "Новая Газета" в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.) Толкование слов и использованные словари смотреть на карточках., Курсивное выделение и подчеркивание в приводимых примерах не являются авторскими (журналистскими) выделениями, а используются для обозначения обсуждаемых элементов только в рамках данной работы.; Обычно атаман отдавал пустой курень (то есть хату) на окраине, где все и собирались. («Палитра ярких красок», "Молодой коммунар" № 127(11733),13.11.2003г.). 2 ПрофессионализмыПрофессионализмы на страницах массовых изданий также встречаются редко. Их использование можно считать оправданным в многотиражных производственных газетах, но в общественной прессе их употребление (как правило, без особой надобности) не уместно. Использование профессиональной лексики без пояснения значения приводит к недопониманию. Однако умелое употребление профессионализмов в тексте при описании какой-либо профессиональной деятельности или людей, связанных с этой деятельностью, может являться и удачным художественным приемом: Ее делали из двух видов рыбы: сначала варили частик, рыбью мелочь, потом его выкидывали и закладывали стерлядку. («Я учил политбюро рыбачить», "МОЁ!" № 12(488), 23.03-29.03.2004г.). 3 Просторечие Просторечие - наиболее частотный нелитературный элемент, встречающийся на страницах газет. Не ограниченные территорией и социальными условиями просторечия понятны всем носителям национального русского языка. Очень редко использованные в прессе просторечные слова можно назвать удачным художественно обусловленным приемом. Как правило, это просто показатель безграмотности автора (или его героя). В воронежских газетах (как в развлекательных, так и в общественно-политических) просторечия встречаются очень часто. Границы между литературными разговорными словами и внелитературными просторечиями нечеткие, и потому практически не ощущаются журналистами и их персонажами: И неинтересно, как сорокалетней бабе, которая всех видела. («Школа умного будущего», "Новая Газета" в Воронеже № 77Р(910), 17.10-23.10.2003г.); В этом нет ничего зазорного. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», "Молодой коммунар" № 18(11770), 17.02.2004г.); На пропитание «дедушек» ежедневно требуются определенные суммы, что ложится на плечи «молодняка». («Злые духи и святые отцы», "Новая Газета" в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.); Армейская среда не позволяет расслабляться, распускать нюни. («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», "Молодой коммунар" № 18(11770), 17.02.2004г.). Часто встречаются просторечия, называющие людей: Костя - мужик хоть куда, мастеровой, непьющий. («Молодая семья расплатилась за ночлег своим ребенком», "МОЁ!" № 12(488), 23.03-29.03.2004г.); Андрей встречался с местной дивчиной, собирались было пожениться, да когда раскинули перспективы, оба пришли к выводу: не стоит и мучиться. («С талантом неудачника», "Новая Газета" в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.); Угрюмого детину исполнит Питт, а его писклявую спутницу - естественно, Джульетт. («Вздорная «шекспировская» героиня», "Молодой коммунар" № 166(11722), 16.10.2003г.); Бригада толковых мужиков может изготовить одну установку месяца за полтора-два. («Воронежцы ходят по золоту», "МОЁ!" № 12(488), 23.03-29.03.2004г.); «Дядя, дай покататься!» - кричат вслед обалдевшие пацаны. («Подковы вешают «рогами» вверх - чтобы счастье внутрь сыпалось», "Новая Газета" в Воронеже № 77Р(910), 17.10-23.10.2003г.). Отмечаются также просторечия, обозначающие действия (как правило, они имеют определенный негативный оттенок): Я говорю жене: «Давай схожу», а она отвечает: «Да ты что! Они тебя узнают и сдерут с нас еще больше». («Александр Маршал не считает себя Эталоном мужественности», "Молодой коммунар" № 18(11770), 17.02.2004г.); Недавно бравые сотрудники борисоглебской дорожно-патрульной службы придумали себе потрясающе веселое развлечение - ездить по вечерним улицам, выскакивать гурьбой из автобуса, хватать ничего не понимающих граждан и, радостно гогоча, запихивать их в «пазик». («Веселье на дорогах», "Молодой коммунар" № 16(11768), 12.02.2004г.); Деркачев четырежды ездил в ЮАР - страну, являющуюся мировым лидером золотодобычи, - для испытаний очередной своей установки, а уж сколько мотался по старательским артериям севера - не счесть. («Воронежцы ходят по золоту», "МОЁ!" № 12(488), 23.03-29.03.2004г.); А бедный Максим с тех пор мыкается по больницам: перенес несколько сложнейших операций, четыре месяца был в коме, заново теперь учится ходить и говорить. («Всадник с головой», "МОЁ!" № 13(489), 30.03-5.04.2004г.); И художники заголосили. («Без палитры не разберешься», "Новая Газета" в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.); Если я хочу сделать дело: написать книгу, поставить спектакль, добиться благосклонности женщины, которая мне нравится, надо пахать. («Тот Сократ, что живет в тебе…», "Молодой коммунар" № 166(11722), 16.10.2003г.); Сам Климов вспоминает об этом так: «После дикого скандала с моим предыдущим фильмом «Похождения зубного врача» Пырьев пригласил меня на разговор и с присущей ему прямолинейностью резанул: «Ты понимаешь, Елем, - так он меня называл, - что после такого фильма тебе жизни не будет?»…». («Агония» двух империй», "Новая Газета" в Воронеже № 2Р(932), 16.01-22.01.2004г.); А характеристику ей накатали - не то, чтобы в Финляндию, а впору в соседнюю Карелию, на лесоповал. («Мифа» и Маша», "Новая Газета" в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.). Крайней безграмотностью является использование грубых просторечий. Их, к сожалению, в нашей прессе тоже немало: Представляю рожу командира, если бы он все это прочел. («Злые духи и святые отцы», "Новая Газета" в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.); Возможно, именно это и раздражает водителей, которые, как мне кажется, про себя рассуждают примерно так: набралось тут быдла разного, халявщиков полный салон… («Нас возят как дрова», "Молодой коммунар" № 16(11768), 12.02.2004г.); Мы совершенно потеряли уважение к аудитории, мы считаем ее быдлом, которое должно разбираться в наших хитросплетениях. («Владимир Соловьев: Если бы не Чечня, Путин не стал бы президентом. И телевидение здесь ни при чем», "Новая Газета" в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.); Без мордобоя обошлось. («Заслуженного негра России посылают «на фиг», "Молодой коммунар" № 16(11768), 12.02.2004г.). Большинство просторечий грубого характера называют людей: А что дезертируют из армии пачками, так это можно оправдать следующим: дескать, молодежь у нас сплошные наркоманы и алкаши. («Злые духи и святые отцы», "Новая Газета" в Воронеже № 12Р(942), 20.02-26.02.2004г.); Подозрительная такая парочка - бомжи не бомжи, вроде даже и не наркоманы, но что выпивохи - наверняка. («Молодая семья расплатилась за ночлег своим ребенком», "МОЁ!" № 12(488), 23.03-29.03.2004г.); Интернет - это просто еще одна площадка, куда пишут самые безграмотные олухи. («Владимир Соловьев: Если бы не Чечня, Путин не стал бы президентом. И телевидение здесь ни при чем», "Новая Газета" в Воронеже № 95Р(928), 19.12-25.12.2003г.); Команда «Гильза» из г. Волжский, видимо, уже достаточно хорошо узнала воронежских зрителей, а потому легко изобразила наших местных братков: три охламона, по виду полные дауны, топчутся на месте. («Какие врачи дают клятву Домкрату?», "Молодой коммунар" № 122(11728), 30.10.2003г.);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|