реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Методика журналистского творчества

реферат
p align="left">Через синтез журналист выходит на следующий метод познания действительности.

Обобщение - логический переход на более высокую ступень абстракции путём выявления общих признаков предмета. Переходя от менее общего к более общему с помощью синтеза, автор устанавливает связи между различными сторонами явления. Стремится обнаружить общее в единичном, явление в факте, проблему в событии.

Нередко незначительный на первый взгляд факт становится поводом для серьёзного исследования. В этом случае журналист применяет другой метод, получивший название индукция.

Индукция - от лат. «induktio» - наведение - умозаключение от факта к гипотезе. Используя этот метод, автор исходит из наблюдаемых фактов, двигаясь от частного к общему. Факты в материале, в данном случае, играют главенствующую роль, являясь основой, фундаментом публикации. Чем больше фактов сумеет добыть журналист, тем глубже будет анализ, убедительнее выводы и обобщения. При этом автор последовательно знакомит читателя с ходом своего расследования, делая его соучастником, свидетелем познавательной деятельности.

Подобно тому, как неотрывны друг от друга анализ и синтез, существует единство индукции с дедукцией.

Дедукция - от лат. «deduktio» - выведение - цепь умозаключений. Журналист применяет дедуктивный метод для доказательства или опровержения какой-либо гипотезы, двигаясь от общего к частному. Факт, в отличие от индукции, играет в данном случае второстепенную, вспомогательную роль, обеспечивая документальное подтверждение аргументам автора. Сила метода не в обилии фактов, а в обобщениях, опирающихся на развёрнутую аргументацию. При дедукции автор излагает уже итоги исследования, а сам процесс его остаётся в тени.

Эксперимент. Этот метод даёт журналисту богатый фактический материал. В переводе с латинского означает «опыт», воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы. В качестве объекта изучения выступает определённая социальная группа. На ней и проверяется гипотеза - предположительное суждение. Автор искусственно обостряет ситуацию, ограничивает её во времени и пространстве, придавая ей тем самым динамизм. Сам при этом остаётся в тени, используя метод скрытого наблюдения. В основе эксперимента обычно лежит значительная общественная проблема.

Сравнение. Данный метод используется для отыскания различий между объектами, предметами. Сравнение создаёт контрастность изображения, усиливае5т восприятие путём сопоставления двух и более предметов. Акцент делается не на том, что их объединяет, а на отличительных признаках.

Аналогия - это уподобление по сходству. Используется для отыскивания у объектов общих черт. В результате повествование приобретает большую убедительность. Как правило, аналогия проводится с предметом, хорошо знакомым читателю. Аналогия позволяет добиться краткости изложения, опустить некоторые аргументы, оживить текст, придать ему образность. Такое произведение хорошо воспринимается аудиторией, оно доступно и убедительно.

1.5 Элементы содержания

Наступает волнующий момент, когда журналист остаётся один на один со стопкой чистой бумаги. Исписан весь блокнот. В голове калейдоскоп цифр, фамилий, эпизодов. Журналисту предстоит таинство, венчающее творческий процесс. Итогом его станет публикация. Она может вызвать взрыв читательских эмоций, поток писем. Или её удостоят внимание лишь редактор и корректор. Как же добиться, чтобы итог творческой деятельности получил ожидаемую эффективность и действенность?

Любая хозяйка, прежде чем готовить какое-либо блюдо, делает «раскладку»: определяет, сколько и каких продуктов ей понадобиться, чтобы кулинарное изделие было и вкусным, и питательным. Можно сказать, что подобная «раскладка» применима и к журналистской «кухне». Известно, что решающим в оценке любого журналистского произведения, первоосновой его успеха или неудачи, является содержательный критерий. А под содержанием понимается совокупность частей предмета или элементов, образующих произведение. Эти элементы и выполняют роль «продуктов», помогают журналисту приготовить «фирменное блюдо» в соответствии с поставленной задачей.

Факт

От лат. «совершившееся», «истина». Факт - это знание, достоверность которого доказана. Известно, что факт играет в журналистике решающую роль, составляет основу любой публикации. С помощью факта обозначается состояние действительности. Его способность воспроизводить реальное положение дел позволяет журналисту добиваться документальной точности произведения. «Умение добывать факты, используя весь арсенал источников и способов получения информации, - одно из главных в нашей профессии, - считает журналист и писатель А.И. Соков, - ибо, чем больше фактов соберёт журналист, тем легче ему будет разобраться в проблеме, найти пути её решения».

Но важно не только найти факты, но ещё и осмыслить их, обработать. «Факт, подкинутый жизнью, - говорил Максим Горький, - похож на курицу с неощипанными перьями. Он требует приготовления». Из этого следует, что из каждого факта необходимо извлечь его смысл и подать «на блюде» читателю.

Факт - понятие двузначное: с его помощью обозначается целостное состояние действительности наше суждение, фиксирующее это состояние. Такое единство знания и оценки пронизывает содержательную структуру любого журналистского произведения.

В журналистском материале, в зависимости от его значения, используют факты разных видов:

1. Научные факты всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах. Они являются «итогом обобщений, выверенным абстрактным знанием».

2. Обыденные факты, или факты «здравого смысла» - результат отражения внешних, поддающихся непосредственному наблюдению сторон действительности.

Факты должны служить толчком к изучению причин и обстоятельств события, но важно помнить, что все они нуждаются в проверке. Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: они могут выступать в качестве аргументов и научно обоснованных доказательств.

Оценка

Она характеризует позитивное или негативное отношение автора к факту или группе фактов. Именно оценка позволяет журналисту заявить о своей гражданской позиции, выразить отношение к происходящему. Если продолжить аналогию с приготовлением блюда, то этот элемент, можно сравнить с приправой, придающей остроту или своеобразный вкус пресному блюду. Оценка может быть явной или скрытой, выражаться в открытом авторском комментарии, в прямом выражении отношения к происходящему либо в отборе и систематизации фактов. Материал, содержащий данный элемент становится более эффективным.

Оценка - часть интерпретации текста. Объяснение факта - необходимый содержательный компонент материала, т. к. позволяет установить его значение, место в ряду других фактов.

Аргумент

Это один из наиболее активных, но и сложных элементов. Аргумент - это истинное суждение, основанное на фактах. Именно аргументы обеспечивают доказательность журналистского произведения. Структура доказательства, разработанная логикой, состоит из трёх компонентов - тезиса (суждения, истинность или ложность которого устанавливается), аргумента (основание доказательства) и способа доказательства (характер используемых аргументов).

Особенность аргументации в журналистике проистекает из специфики объекта воздействия - массового сознания, которое и побуждает к выбору соответствующих аргументов. Он подсказывается автору фактическим материалом, знанием объекта исследования, опытом, а порой и интуицией.

Если факты делают материал правдивым, то аргументы - объективным. Поэтому данный элемент содержания является обязательным для любого журналистского материала.

Проблема

Проблема - вопрос, требующий изучения, разрешения. «Без обращения к проблемным ситуациям невозможно реализовать ни специфическую цель журналистики, ни её функции и принципы», - считает Соков. Проблема - первичное, в общих чертах, знание о каких-то сторонах действительности. Но сущность их пока автору не известна. Проблема отражает не один факт, а систему фактов, не одно отношение между предметами, а совокупность отношений. Остро переживаемая читателями проблема становится качественным признаком публикации. Журналистская проблема - следствие глубокого анализа действительности, оперативный отклик на злобу дня. Глубокое изучение, осмысление проблемы необходимо для реализации журналистом своей гражданской позиции, выполнения социального заказа читателей.

Конфликт

В журналистике, как и в жизни, постоянно происходит борьба «за» и «против». Отсюда и та важнейшая роль, которую играет такой элемент содержания, как конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений. С одной стороны, конфликт - это способ разрешения противоречий в обществе, с другой - отражение объективно существующего конфликта в сознании и поведении людей. Он определяет динамичность развития мысли и этим обеспечивает взаимодействие содержания и формы материала.

Конфликт - это всегда проявление социального противоречия, ступень его развития и средство разрешения (пока существует социум, существует и конфликт). По мнению А.И. Сокова: «обращение к конфликтным ситуациям - это потребность журналистики как рода творчества, проявление активной поступательной позиции автора». Очень важно при этом суметь во множестве суметь во множестве отношений, питающих и порождающих конфликт, увидеть главное звено. Это придаст направленность анализу, определит характер обобщений и выводов.

Конфликт вбирает в себя группу других элементов: факты, аргументы, оценку, проблему.

Идея

Идея - ведущая мысль произведения. Она является главенствующей в ряду элементов содержания. Конечно, помимо главной, у журналиста могут быть ещё мысли. Ведь, как говорил Анатолий Аграновский: «Хорошо пишет не тот, кто хорошо пишет, а тот, кто хорошо думает». Идея должна быть значительной или, по-другому, общественно значимой. И в то же время популярной, доступной для понимания. Идея выражает позицию автора в доступной для массовой аудитории форме. Она в итоге обеспечивает взаимосвязь всех элементов содержания, которые призваны работать на идею. Это то, в чём Необходимо убедить читателя, ради чего и задумывался материал. Ведущая идея выстраивается из частных идей. Гармония между ними обеспечивает целостность произведения.

1.6 Структура произведения

Любое журналистское произведение должно начинаться с заголовка. «Заголовок - это половина успеха», - считает Е. Черникова. Моряки говорят, что как корабль назовёшь, так он и поплывёт. Иногда это выражение можно применить и для журналистского произведения.

Цель заголовка - воздействие. В большинстве случаев он оказывает решающее влияние на восприятие текста. Часто только из-за одного интригующего или сенсационного заголовка люди покупают номер газеты. Заголовок - главный тезис любого материала. Он выполняет различные функции. У заголовка к информационному сообщению, в большинстве случаев представляющего собой полное предложение, доминирующей, иногда единственной является информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В заголовке выражается авторская позиция. Газетный заголовок является воплощением линейной краткости изложения. Заголовок берёт на себя важнейшие функции текста, характеризуется разнообразием структур. Он взаимосвязан с содержанием и жанровым решением газетного материала, которое влияет на его выбор.

Так, цитаты - самые популярные заголовки интервью, поскольку, поставленные в кавычки, лучше запоминаются. Заголовок в форме вопроса более характерен для аналитических жанров. Игровой заголовок особенно ярко демонстрирует творческий характер работы над текстом. Это может быть перефразировка, намеренное нарушение грамматики, замена слова в известном афоризме, рифмованный заголовок.

Основная мысль публикации или сюжетная канва события могут быть представлены в лиде. Для привлечения внимания читателей эту часть текста обычно выделяют шрифтом. Функциональное назначение лида - привлечение внимания аудитории к информации. С этой целью в одних случаях только упоминается основная канва события, в других - даётся интригующая подробность, в третьих - используется яркая деталь, в четвёртых - задаётся риторический вопрос и т. д. Содержание лида зависит от характера самого сообщения и тех целей, которые ставит перед собой журналист.

Многие журналисты, исходя из традиционной журналистской теории, в частности и Максим Николаевич Ким, говорят, что лид характерен для информационных материалов. Но в жизни мы практически в любом журналистском произведении встречаем вводную часть материала, которая привлекает внимание читателей и плавно подводит к основным рассуждениям автора, т. е. к основной части. В ней журналист развивает, разворачивает обозначенное в лиде событие, свои мысли на проблему, предмет, либо даёт более подробное описание кого-либо или чего-либо.

1.7 Композиционные формы

Определившись со структурой, журналист далее должен выбрать какую из имеющихся композиционных форм, лучше применить. Что вынести в лид, как выстроить основную часть и т. д. Вот, что об этом говорит Горохов: «Элементы содержания упорядочиваются в произведении не только благодаря идее, синтезирующей многомерные связи и отношения между фактом, мнением, проблемой и т. д. Эта упорядоченность достигается также и формальными средствами, среди которых видное место занимает сюжет и композиция», а также фабула и архи тектоника.

Композиция

Слово «композиция» происходит от лат. сompositio - составление, связывание. В журналистском произведении могут связываться события, разделённые во времени и пространстве; смысловые блоки, раскрывающие суть того или иного явления; разнородные факты и наблюдения; мнения и оценки людей и т. д. Однако подразумевается не простое их «скрепление», а такое соединение различных содержательных компонентов, которое способствовало бы созданию целостного произведения. Целостность достигается единством художественной формы и содержания.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.